Конференция закончилась. Работа продолжается…
7–8 ноября 2012 года в Москве, в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошла Международная научно-практическая конференция, посвященная 55-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова «Система Л.В. Занкова: опережая время».
В работе конференции приняло участие 358 человек из 86 территорий Российской Федерации, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья (Молдова, Беларусь, Норвегия), - руководители и специалисты органов управления образованием, учреждений образования, представители учреждений системы повышения квалификации, педвузов и педколледжей, филиалов ФНМЦ им. Л.В. Занкова.
На конференции выступили представители АПКиПРО, Института педагогики и психологии образования МГППУ, Московского городского психолого-педагогического университета, РГПУ им. А.И. Герцена, University of Stavanger (Stavanger, Norway); Академии последипломного образования Республики Беларусь, русского теоретического лицея «Пампедия» (Кишинев), Ярославского областного ИРО, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Волгоградской государственной академии повышения квалификации работников образования, Иркутского института повышения квалификации работников образования, Московского института открытого образования, ООО «Инновационные образовательные технологии», БОУ ДПО «Института развития образования Омской области», ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)», ГОАУ ЯО «Институт развития образования», АУ «Республиканский институт кадров, управления и образования» г. Улан-Удэ Республики Бурятия, Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, ГАОУ Калининградской обл. ДПО (ПК) специалистов «Институт развития образования», Института развития образования и социальных технологий г. Кургана, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан», Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского Государственного университета им.Х.М. Бербекова, Саратовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, ГОУ «Приднестровский государственный институт развития образования», Республика Молдова, Приднестровье, г. Тирасполь, Красноярского ИПКРО, АУДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», ФНМЦ им. Л.В. Занкова АПКиППРО и его филиалов, средних общеобразовательных учреждений.
Всего было заслушано 65 выступлений, отражающих теоретико-практические проблемы дидактики, психологии и физиологии, связанные с реализацией целей развивающего обучения в практике школы, а также воспитательный потенциал системы, вопросы подготовки и переподготовки педагогических кадров, опыт работы в реализации Федерального государственного образовательного стандарта НОО.
Участников конференции приветствовал вице-президент Российской академии образования, Академик РАО, д.п.н. В.А. Болотов. Он подчеркнул открытый характер системы, стремление ее приверженцев сделать ее достижения достоянием всех заинтересованных участников образовательного процесса, отметил значительный вклад в теорию и практику российского образования сотрудников Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова и авторов учебно-методических комплектов. Особенно приятно, что Виктор Александрович торжественно вручил Почетные грамоты и Благодарности Российской Академии образования соратникам и последователям Л.В. Занкова, внесшим значительный вклад в поддержку, развитие и распространение идей основателя системы: Н.В. Нечаевой, С.Г. Яковлевой, Э.М. Никитину, И.П. Товпинец, Н.Я. Дмитриевой, Н.А. Цирулик, Г.С. Ригиной.
Участников конференции также приветствовали представители АПКиППРО, на протяжении 16 лет являющейся базой для ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, д.п.н. Э.М. Никитин и проректор по образовательной работе, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами, к.п.н. А.Б. Бакурадзе.
Пленарное заседание, прошедшее в первый день работы конференции – включало в себя установочные, программные, в большей степени теоретические выступления.
Никого не оставил равнодушным доклад заведующего кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, директора ФИРО, академика РАО, члена Президиума Российской академии образования, д.пс.н., профессора А.Г. Асмолова «Современная школа: развивающая и развивающаяся». В своем эмоциональном и глубоком выступлении Александр Григорьевич показал место и роль развивающего образования и развивающего обучения в реализации ФГОС, их значение для современной эпохи и современного состояния образования в России.
С большим интересом участники конференции прослушали доклад научного руководителя ФНМЦ им. Л.В. Занкова, к.п.н., ученицы и соратницы Л.В. Занкова Н.В. Нечаевой «Система Л.В. Занкова в третьем тысячелетии». Наталия Васильевна раскрыла перспективы системы развивающего обучения в ближайшем будущем, обрисовала и ее дальние перспективы, как всегда, ярко и логично, донесла до участников конференции наиболее актуальные линии развития системы Л.В. Занкова, подчеркнув достижения последних лет.
Выступившие далее на пленарном заседании докладчики раскрывали наиболее актуальные с точки зрения современного состояния образования вопросы теории и практики развивающего обучения, потенциала системы Л.В. Занкова в реализации требований ФГОС. В выступлениях были затронуты самые разные аспекты функционирования системы Занкова. Так, в центре докладов директора Института педагогики и психологии образования ГОУ ВПО МГПУ, д.пс.н., д.п.н., профессора А.И. Савенкова и директора Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», к.п.н. М.Р. Битяновой были проблемы развития ученика. Вопросам профессионального роста учителей-занковцев были посвящены доклады зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета, зав. кафедрой начального образования Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, д.п.н. М.В. Николаевой и зав. кафедрой начальных ступеней развития ребенка Иркутского института повышения квалификации работников образования, к.п.н, доцента Л.А. Чистяковой.
В своем выступлении профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Института детства при Российском государственном педагогическом университете, д.биол.н., профессор Е.И. Николаева рассказала об особенностях работы с новым учебным пособием по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Опыту распространения системы Л.В. Занкова посвятили свои выступления директор русского теоретического лицей «Пампедия», руководитель филиала ФНМЦ им. Л.В. Занкова в Республике Молдова И.В. Стоянова и директор ООО «Инновационные образовательные технологии», руководитель Консультативно-методического центра развивающего обучения А.Ю. Некрасов (Татарстан).
Завершило пленарное заседание выступление генерального директора Издательского дома «Федоров» А.В. Власова «Издательский дом «Федоров» и система развивающего обучения Л.В. Занкова: совместная работа на благо российского образования».
Содержание второго дня конференции составляла работа в четырех секциях:
Секция 1. «Новая система оценивания. Достижение планируемых результатов». Руководитель секции - научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова, к.п.н. Н.В. Нечаева.
Секция 2. «Работа с одаренными детьми. Исследовательская деятельность в начальной школе». Руководитель секции - заместитель директора ФНМЦ им. Л.В. Занкова Е.Н. Петрова.
Секция 3. «Повышение квалификации работников образования. Профессиональная подготовка педагогов». Руководитель секции - заместитель директора ФНМЦ им. Л.В. Занкова, к.п.н. О.В. Федоскина.
Секция 4. «Реализация системы Занкова в основной школе». Руководитель секции - доцент кафедры педагогики и психологии художественного образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, к.п.н. С.В. Сабина.
На каждой из секций состоялся серьезный содержательный разговор по заявленной теме. Звучали вопросы и комментарии, участники обменивались мнениями, живо обсуждали услышанное. Выступления в прениях, реплики и замечания из аудитории были настолько интересны и содержательны, так что создавалось впечатление, что докладов прозвучало гораздо больше, чем обозначено в программке конференции.
По окончании работы секций все участники конференции вновь собрались в актовом зале Академии. Здесь были подведены итоги секционных обсуждений. Н.В. Нечаева зачитала текст резолюции конференции, которая затем была единогласно принята. Участники конференции одобрили основные направления развития системы Л.В. Занкова: дальнейшие научные разработки положений системы Л.В. Занкова, реализацию этих разработок в учебно-методических комплектах для начальной и основной школы, разработку методического сопровождения учебного процесса в условиях новых требований к планируемым результатам, расширение курсов подготовки и переподготовки учителей на базе ФНМЦ им. Л.В. Занкова и его филиалов, разработку программно-методического обеспечения курсов для педвузов и сузов.
Завершающим праздничным штрихом стало награждение победителей конкурсов и олимпиад, проведенных ФНМЦ им. Л.В. Занкова к юбилею системы: второго Всероссийского конкурса научно-практических работ студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений «Развитие. Уверенность. Успех»; Всероссийского конкурса разработок цифровых образовательных ресурсов для системы развивающего обучения Л.В. Занкова «ЗА компьютер!» и Всероссийской дистанционной олимпиады педагогов начальной школы.
Конференция завершилась. Но работа продолжается – совсем скоро выйдет из печати сборник работ заочных участников конференции, который существенно расширит и обогатит те результаты, к которым педагоги пришли в ходе обсуждений и дискуссий на конференции.
По рекомендациям, закрепленным в резолюции, продолжат свою работу филиалы ФНМЦ и Объединения, авторы УМК и методисты, редакционный совет журнала «Практика образования», педагоги школ, вузов и ссузов.
Система Л.В. Занкова развивающая – она создает условия для развития каждого и ребенка, и педагога, эта система развивающаяся – она всегда в движении, всегда стремится к совершенствованию. В этом залог ее успешности.
Приветствие М.И. Красновой и Ф.В. Варегиной
Приветствие Наталии Бланк, профессора университета Ставангер, Норвегия
Фотографии с конференции вы можете посмотреть в нашей группе «Мы – занковцы» ВКонтакте
Материалы международной научно-практической конференции
включены в юбилейный сборник «Система Л.В. Занкова: опережая время»
Посмотреть содержание сборника
Статьи из сборника:
Нечаева Н.В. Формирование исследовательского поведения младших школьников как метапредметная цель обучения
Наталия Бланк. «Русская математика» в Норвегии