Положение конкурса «От призвания к признанию»
ПОЛОЖЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
«ОТ ПРИЗВАНИЯ К ПРИЗНАНИЮ»
1. Общие положения
1.1. Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов развивающего обучения «От призвания к признанию» (далее - Конкурс) проводится для учителей начальной и основной школы, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня и т.п., реализующих идеи развивающего обучения Л. В. Занкова.
Цели конкурса:
• выявление и распространение передового педагогического опыта;
• повышение научного и профессионального уровня педагогов;
• расширение границ сотрудничества и партнерства педагогов начальной и основной ступеней образования;
• привлечение внимания педагогической общественности к идеям и опыту реализации системы развивающего обучения Л.В. Занкова в условиях реализации ФГОС НОО, повышения ее престижа.
1.2. Организаторами Конкурса являются Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Конкурс проводится при поддержке Издательского дома «Федоров», Издательского дома «1 сентября».
1.3. Для руководства Конкурсом создается Оргкомитет.
В рамках мероприятия предлагается тематическая программа семинаров, круглых столов, презентаций, мастер-классов.
2. Организация и проведение
2.1. Конкурс проводится в 2 этапа:
1 этап – ОТБОРОЧНЫЙ (заочный): март – октябрь 2015 года;
2 этап – ФИНАЛЬНЫЙ (заочный): декабрь 2015 года.
2.2. Конкурс проводится в двух группах:
• «Первая ступень» – для учителей, реализующих систему Л.В. Занкова в течение 1–5 лет;
• «К вершинам мастерства» – для учителей, реализующих систему Л.В. Занкова более 6 лет.
2.3. Основные темы конкурсных материалов:
• занковский урок в свете требований новых ФГОС (цельность его композиции, логичность и оправданность приемов и содержания целью и задачами; приемы создания коллизии на уроках в системе Л.В. Занкова; способы изучения результативности на уроках в системе Л.В. Занкова; развитие универсальных учебных действий на уроках в системе Л.В. Занкова, проектная и исследовательская деятельность на уроках в системе Л.В. Занкова и т.п.);
• внеурочная работа (в т.ч. работа с родителями) в системе Л.В. Занкова.
2.4. Конкурсными материалами ОТБОРОЧНОГО ТУРА могут быть:
а) Протокол урока с подробными комментариями (цели, место данного урока в системе уроков по избранной теме, оборудование и используемые учебные пособия, содержание домашнего задания и его связь с содержанием урока, ход урока и организация деятельности на нем учеников c вопросами учителя, ответами детей и комментариями учителя; указание на использование средств наглядности и технических средств, описание собственных методических наработок, аргументы в пользу их эффективности и т.д.). Конспект сопровождается комментарием о том, какие требования нового ФГОС реализуются на данном уроке, на каждом конкретном этапе.
б) Система заданий по той или иной теме, раскрывающая подходы к созданию коллизий на уроках по различным предметам с комментарием о том, на каком этапе урока и в каком смысловом контексте предлагаемые задания могут быть использованы.
в) Система заданий, направленных на изучение результативности на уроках с комментарием:
• соответствие выбранной формы контроля требованиям системы и новых ФГОС;
• какой теме (темам) соответствует предложенная разработка.
г) Протокол занятия кружка или факультатива с подробными комментариями (цели, место данного занятия в системе внеурочной работы, оборудование и используемые учебные пособия, содержание подготовительной/домашней работы ход мероприятия/занятия и организация деятельности на нем учеников c вопросами учителя, ответами детей и комментариями учителя; указание на использование средств наглядности и технических средств, описание собственных методических наработок, аргументы в пользу их эффективности и т.д.).
д) Конспекты системы занятий кружка или факультатива (не менее трех) по единой теме с указанием цели, системы заданий и предполагаемых вопросов учителя, выводящих учащихся на самостоятельное решение проблемы; раскрытие связей с сопутствующими темами, с доводами в пользу преимуществ предлагаемого планирования и т.д.
2.5. На 1 этапе Конкурса осуществляется прием материалов, их экспертиза и предварительный конкурсный отбор.
Участники, набравшие в номинациях по результатам экспертизы наибольшее количество баллов, приглашаются для участия во втором (ФИНАЛЬНОМ) этапе Конкурса.
2.6. На 2 этапе участники представляют:
а) презентацию педагогического опыта «Я – учитель развивающего обучения» – выступление в свободной творческой форме, раскрывающее собственное видение педагогического процесса. Обращаем ваше внимание на то, что презентация должна носить концептуальный, а не отчетный характер. Время проведения – 3 минуты. Презентация готовится в режиме автоматической смены с наложенным звуковым сопровождением или подстрочным текстом.
б) видеозапись мастер-класса (фрагмента урока, занятия, мероприятия, разработка которого участвовала в заочном туре). Время проведения – 15 минут.
Требования к проведению мастер-класса:
• Мастер класс – это возможность НА ПРАКТИКЕ познакомить коллег с опытом своей работы. Поэтому, продумывая, что именно вы предложите, помните, что все участники и зрители на время проведения мастер-классов становятся в активную позицию и решают, вставляют буквы, читают, формулируют вопросы и т.п. – то есть делают то, что на уроках делают ваши ученики.
• При этом они остаются учителями, а значит, ждут комментариев и будут давать собственные, готовы задавать вопросы и даже делиться своими соображениями. Поэтому постарайтесь предусмотреть в структуре своего мастер-класса время не только на практическую деятельность, комментарии по ее организации, но и на вопросы и комментарии участников-«учеников».
Примерный план мастер-класса:
1. Вступительное слово (1 мин.)
2. Практическая часть (8 мин.)
3. Комментарии (2 мин.)
4. Вопросы участников (3 мин.)
5. Подведение итогов (1 мин.)
В центре мастер-класса могут быть:
• фрагмент урока или факультативного занятия;
• система заданий;
• методический прием, «вписанный» в разные типы и виды уроков, в разные этапы урока;
• формы и способы организации деятельности учащихся на уроке;
• варианты создания коллизии (постановки проблемы) на уроке;
• другое – но обязательно практическое наполнение.
Выступление должно быть динамичным, четким, уверенным, чтобы ваш педагогический опыт привлек и увлек других педагогов, помог им открыть для себя и своих учеников достоинства системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
3. Требования к конкурсным материалам
3.1. Формы представления материалов на первый тур – на двух носителях: электронном и бумажном; на второй тур – на электронном (на диск записываются презентация и видеоматериал).
3.2. Требования к содержанию печатного материала:
- соответствие принципам системы развивающего обучения Л.В. Занкова;
- соответствие цели Конкурса;
- соответствие критериям, изложенным в п.п. 2.3, 2.4, 2.6;
- все тексты, схемы, таблицы заданий, используемые в представляемых материалах, должны быть приведены полностью с указанием источника и страницы;
- работа должна быть выполнена 14 кеглем с промежутком в 1 интервал, объем не должен превышать 6 страниц.
3.3. К материалам должна быть приложена информация об авторе (авторах):
• Фамилия, имя, отчество автора (полностью).
• Название представляемой работы.
• Место работы, должность.
• Педстаж/стаж работы по системе Л.В. Занкова.
• Учебники, по которым ведется работа (название, автор, год выпуска).
• Полный почтовый домашний адрес, индекс.
• Контактный телефон (с кодом города).
• Электронный адрес.
В случае несоответствия присланных материалов изложенным требованиям они не принимаются к рассмотрению.
Работы не рецензируются и не возвращаются.
Сроки представления материалов на Конкурс: не позднее 15 октября 2015 года (по почтовому штемпелю местного отделения связи).
Приглашения для участия во 2 туре Оргкомитет высылает до 15 ноября 2015 года по почте.
Участие в конкурсе бесплатное.
4. Организационно-методическое обеспечение конкурса
4.1. Для организационно-методического обеспечения Конкурса создается Оргкомитет Конкурса.
4.2. Оргкомитет Конкурса:
- организует общее руководство подготовкой и проведением Конкурса;
- формирует жюри;
- анализирует и обобщает итоги Конкурса;
4.3. Состав Оргкомитета Конкурса формируется из числа сотрудников АПК и ППРО, Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова, Объединения профессионалов, а также авторов учебников.
5. Подведение итогов и награждение победителей
5.1. Выявление победителей Конкурса проходит согласно следующим критериям:
- соответствие работы целям Конкурса;
- соответствие работы принципам системы Л.В. Занкова;
- самостоятельность и творческий подход в разработке и реализации темы;
- умение представить собственный педагогический опыт.
5.2. По итогам Конкурса определяются победители в разных номинациях в каждой группе. При наличии большого количества работ, заслуживающих поощрения и высокой оценки, Жюри может учредить специальные призы и отметить отдельные работы участников.
5.3. Награждение победителей состоится в декабре 2015 года.
5.4. Победители конкурса получат Дипломы победителей и памятные подарки.
Работы победителей Конкурса будут опубликованы в журнале «Практика образования» или на сайтеidfedorov.ru. Лауреаты Конкурса получат Дипломы лауреатов и памятные подарки. Все участники Конкурса получат Сертификаты участников.
5.5. Особо будут отмечены образовательные учреждения, педагоги которых приняли наиболее активное участие в Конкурсе.
6. Адрес Оргкомитета
Кому: ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Объединению профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Куда: 125212, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, к. 309 (с пометкой «Конкурс «От призвания к признанию»).
Справки по тел.: 8(495) 786-21-19
E–mail: zankov@apkpro.ru, fnmczankov@apkpro.ru.

