Обновленные методические рекомендации к УМК «Учимся учиться и действовать», 1 класс (2018 г.)
- Автор: Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В.
В методических рекомендациях к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать», 1 класс, дается общая характеристика мониторинга метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе, разработанного на основе единой «линейки» показателей.
Мониторинг проводится с 1 по 4 класс один раз в год и позволяет отследить приращение у учащихся в уровне сформированности основных метапредметных УУД, сформулированных для начальной школы. В первом классе мониторингу формирования и развития УУД предшествует диагностическое обследование учащихся на основе методики «Школьный старт». Оно проводится на 3–4-й неделе сентября в школе или в конце нахождения ребенка в подготовительной группе детского сада и позволяет педагогу определить стратегию работы с каждым учащимся по достижению высоких образовательных результатов. Результаты «Школьного старта» учитываются и при интерпретации данных мониторинга.
Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Каждое задание направлено на выявление уровня развития того или иного УУД в соответствии с базовым уровнем, отражающем планируемые метапредметные результаты начального образования. Сформированность каждого УУД проверяется на материале не менее чем двух предметов.
Пособие включает подробное описание процедуры проведения мониторинга в 1 классе, описание заданий и варианты их «встраивания» в учебный процесс на примерах фрагментов уроков; приводятся способы обработки и анализа результатов.
В связи с тем, что тетрадь УМК для 1 класса была переработана, изменениям подверглись и методические рекомендации. Ниже доступна обновленная версия методики. Старую версию рекомендаций по работе с УМК можно посмотреть здесь.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общая характеристика мониторинга метапредметных универсальных учебных действий
Понятие метапредметных универсальных учебных действий
Основные этапы развития УУД
Мониторинг метапредметных УУД в начальной школе
Общая характеристика мониторинга
Показатели мониторинга развития метапредметных УУД в начальной школе
Характеристика диагностических процедур и этапы проведения мониторинга
Мониторинг метапредметных УУД в 1 классе
Предмет мониторинга метапредметных УУД
Описание методики работы с рабочей тетрадью и диагностическими заданиями
Общая характеристика рабочей тетради
Назначение и характеристика заданий вводного модуля
Назначение и характеристика заданий диагностического модуля
Процедура мониторинга
Работа с диагностическими заданиями
Методические рекомендации по проведению вводной части
Методические рекомендации по проведению диагностических модулей
Обработка и анализ результатов мониторинга
Направления обработки и анализа результатов мониторинга
Способы обработки и представления результатов
Обработка результатов диагностики в рамках мониторинга осуществляется в два этапа.
На первом этапе педагог обрабатывает результаты выполнения учениками диагностических заданий и сводит результаты в мини-таблицы.
На втором этапе педагог может:
а) вносить данные мониторинга в автоматизированную информационную систему (сокращенно - АИС), размещенную на сайте monitor.издательство-федоров.рф. Информация о том, как работать с этой системой, находится в разделе «Справка» в выпадающем меню. Сегодня это наиболее простой, современный и удобный способ обработки данных.
б) составлять сводные таблицы в программе Microsoft Excel. Файл для обработки данных можно скачать с сайта издательство-федоров.рф и работать с ним по инструкции в главе «Обработка данных с помощью сводных таблиц». Если же у педагога нет возможности скачать нужный файл или он не владеет программой Microsoft Excel, то он может работать с рукописным вариантом или в таблице, выполненной в программе Microsoft Word. В этом случае учителю нужно будет самостоятельно создать несколько таблиц по приведенным в приложениях образцам, заполнить их и произвести все необходимые вычисления по описанной в данном разделе схеме.
Первичная обработка результатов
Обработка данных с помощью сводных таблиц
Анализ результатов мониторинга
Анализ индивидуальных результатов ученика
Анализ результатов по классу в целом