Методический комментарий к рабочей тетради «Стартовая диагностика. 4 класс»
Предложенная тетрадь для проведения стартовой диагностики включает диагностические работы по трем предметам: «Русский язык», «Математика» и «Окружающий мир». Диагностика проводится в самом начале учебного года, является универсальной и может использоваться в любом классе вне зависимости от учебно-методических комплектов, по которым проходит обучение, и уровня подготовки третьеклассников. В один день может быть выполнена работа только по одному предмету.
Диагностические стартовые работы нацелены на решение одновременно двух задач:
1) фактическую оценку педагогом и самим учащимся уровня имеющихся у него на данный момент знаний, умений и способов действий для их актуализации и возможной коррекции;
2) прогностическую оценку знаний, умений, способов действий учащегося при изучении нового материала, что поможет педагогу скорректировать цели и задачи на учебный год в рамках основных изучаемых предметов.
Указанные задачи решаются в предложенных стартовых работах с помощью заданий, которые представлены в двух вариантах. Задания работ составлены с ориентацией на ключевые предметные образовательные результаты 3 класса (для фактической оценки уровня владения уже изученным материалом – блок А) и на ключевые предметные образовательные результаты 4 класса (для прогностической оценки – блок Б), актуальные для любой программы этого года обучения. Таким образом, работы оказываются для учащихся своеобразным показателем достигнутых успехов и пробой своих сил. Именно такую установку должен дать педагог. Важно, чтобы дети понимали: это не контрольная работа, а попытка установить свой личный уровень знаний, чтобы затем эффективно двигаться вперед.
См. спецификации стартовых диагностических работ, критерии их оценивания и ответы к заданиям.