Конспект урока по литературному чтению (2 класс-II часть, авт.В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова)
- Автор: Тимофеева Наталья Алексеевна
Цели:
1. Развивающая: Развивать монологическую речь учащихся, умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное, прочитанное.
2. Обучающая: Формировать умение осмысленного, вдумчивого чтения. Научить детей чувствовать эмоциональный тон произведения, различать особенности самого жанра (достоверность событий, подлинность переживаний), выявлять характеры героев.
3. Воспитывающая: Способствовать воспитанию чувств: участия, сочувствия, сопереживания.
Задачи урока:
• сделать текст личностно значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения;
• учить детей по проявлениям воссоздавать характер героев рассказа, отслеживать развитие этого характера;
• обсудить название рассказа с точки зрения его соответствия смыслу и главной идее произведения.
Оборудование: Портрет Н. Носова, карточки с датами и названиями произведений Н. Носова, карточки с заданием в конвертах на каждой парте, карточки-опорные слова, музыкальный центр, диск с текстом рассказа, учебник «Литературное чтение» 2 класс. Авторы: В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова (2 часть)
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
- Прочитайте тему урока.
(Хоровое чтение записи на доске : «Н. Носов «Мишкина каша» )
- Скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предположения детей, которые можно показать наглядно на доске в виде плана работы на уроке, например: «автор», «жанр произведения», «главные герои», «персонажи», «название произведения»)
- Интересно?
- С какого пункта начнем? Почему? (Ответы детей)
- Что нам известно об авторе произведения? Из каких источников нам стало это известно?
(Слышали на уроке, когда читали рассказ «Фантазеры», готовили сообщение дома.)
- Н. Носов был очень увлеченным человеком: занимался музыкой, пением, любительским театром, сочинял для любительского журнала «Икс», играл в шахматы, занимался химией, фотографией, электротехникой. Прежде чем стать писателем, поменял много занятий: был газетным торговцем, землекопом, возчиком бревен, работал поставщиком фильмов. Начал писать в 30 лет. Первый рассказ «Затейники» был напечатан в «Мурзилке» №9. «Мишкина каша» - вышла в том же журнале в 1945 году….)
- О чем будем говорить дальше?
(Можно начать с рассуждения о названии произведения, но только предположить, о чем может пойти речь в произведении, а доказать, почему произведение называется так, а не иначе, можно только прочитав произведение.)
- Что будем делать дальше? (Знакомиться с произведением)
- Каким образом? (Откроем учебник, найдем это произведение и прочитаем)
- Откройте учебник, страница 6.
3. Знакомство с содержанием произведения.
- Будьте внимательны. Вы можете просто слушать произведение, желающие могут следить за чтением.
(CD запись)
4. Первоначальное восприятие произведения.
- Понравилось произведение? (Высказывания детей)
- Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?
(Дети говорят, с каким интересом слушали; как было смешно; любопытно, чем закончится история; немножко стыдно за невыполнимые Мишкины обещания и радовала его сообразительность)
- Вернемся к нашему плану. О чем сейчас можно поговорить?
( О жанре произведения, о главных героях, о персонажах…)
- К какому жанру можно отнести это произведение и почему?
(Дети с уверенностью утверждают, что это рассказ. Вспоминают признаки рассказа: небольшое произведение, малое количество героев и персонажей, правдивость описанной истории…)
- Могла ли такая история произойти с вами?
(Утвердительные ответы детей с примерами из личной жизни)
- Кто главный герой произведения? (Мишка и другой мальчик, кажется, Коля.)
- Почему вы так считаете?
( О них говорится, они участники всех событий, мы слышим их речь, наблюдаем за поступками)
- Как можно было догадаться, что другого героя зовут Колей?
( После рассказа есть вопросы, я там увидел. В рассказе постоянно слышится
«я говорю…, мы пошли…». Историю рассказывает не Мишка, а другой мальчик
про них с Мишкой. Наверное, это Николай Носов рассказывает о своем детстве)
- Назовите персонажей этого рассказа.
(Мама Коли, тетя Наташа – хозяйка дачи, ее Вовка)
- Вернемся к главным героям. Что можно сказать про них?
(Они друзья, ровесники, им интересно вместе…)
- Что можно сказать о характерах героев? (Некоторое затишье..)
- Затрудняетесь ответить?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
(Перечитать внимательнее рассказ)
- Немного отвлечемся от нашей интересной работы. Сделаем физкультурную паузу.
5. Физминутка.
6. Вторичное осмысленное чтение произведения детьми. Работа с текстом.
- Мы с вами выяснили, что нам необходимо перечитать произведение, чтобы ответить на интересующиеся нас вопросы.
(Чтение детьми произведения)
- Оба ли мальчика уверены, что смогут сварить кашу? Докажите свое мнение словами из текста.
(Нет. Уверен только Мишка. Он говорит: «Сумеем, чего там не суметь! Сварим и кашу.
Чего там ее варить! Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь
с голоду. Я такую кашу сварю, что пальчики оближешь!)
- Обратите внимание на речь Миши, какая она?
(Уверенная, он знает все.)
- А что обозначает выражение «пальчики оближешь», разве хорошо лизать пальцы?
(Нет, лизать пальцы нельзя, некрасиво и негигиенично. «Пальчики оближешь» - это такое выражение в русском языке, которое обозначает «очень вкусно». Такие выражения русского языка называются фразеологическими оборотами.
- Продолжим чтение (Чтение произведения)
- Кто из друзей принимает решение за двоих? (Мишка… у него всегда есть какая-нибудь идея или решение…)
- Что можно сказать про характеры мальчиков?
(Все ответы детей отражаются карточками, приготовленными на доске, но пока закрытыми. Прозвучал ответ – открылась карточка. Содержание карточек отражают черты характера мальчиков. В процессе работы на доске с помощью детей появляется такая запись:
Мишка Коля
Сообразительный Осторожный
Предприимчивый Сомневающийся - /
Самонадеянный / - Рассудительный
Легкомысленный - Разумный
Невнимательный (не умеющий слушать) - Основательный
Оптимист (верит в лучшее) Практичный )
- Они одинаковые? (Ответы-рассуждения детей)
(Нет, они разные. Миша – легкомысленный, но самоуверенный, решительный, а Коля – осторожный, сомневающийся, но разумный.) ( С опорой на карточки- определения, которые помещены на доске. Если дети не могут определить, оставляем вопрос открытым до следующего урока по данной теме)
- Кто из мальчиков вам больше нравится? Почему?
(Детям нравятся оба мальчика. Они указывают на (хорошие) положительные черты характера у каждого. В процессе работы появляются и - около каждой карточки – определения )
- У вас на партах лежат листочки с заданиями.
Внимательно прочитайте и выполните.
Задание: выбери пословицы, которые подходят к рассказу. Может быть их тоже сочинил Николай Носов?
Дело мастера боится.
Все в руках горит.
Каша хвалилась, что с маслом родилась.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
(Дети самостоятельно в парах выполняют задание, дают ответ)
7. Домашнее задание.
a. Перечитайте рассказ.
Разделите на части и озаглавьте каждую часть.
b. Самые смешные эпизоды подготовьте для чтения по ролям.
8. Итог урока.
- Чему может научить это произведение? (Ответы- рассуждения детей)
9. Оценивание учащихся.
Сегодня хорошо рассуждали : ………
Хорошо читали: ……..
Хорошо слушали: …….
Автор: Тимофеева Наталья Алексеевна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.