Главная  / Обмен опытом / Разработка урока литературного чтения в 4 классе

Разработка урока литературного чтения в 4 классе



  • Автор: Гладышева Галина Игоревна


Автор: Гладышева Галина Игоревна, учитель начальных классов
Тема: «Человек и красота мира по пьесе Мориса Метерлинга «Синяя птица». Обобщение.
Учебник Н. А. Чураковой. Литературное чтение в 2-х частях, 4 класс. - Самара: «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2009 год.
Цели:
- создать условия для организации исследовательской деятельности учащихся для понимания главной идеи пьесы;
- содействовать развитию интеллектуальной и нравственной культуры личности ребёнка.
Оборудование:
- пьеса Мориса Метерлинга «Синяя птица»;

- нарисованные картины: Страна Воспоминаний, Дворец Ночи, Волшебные сады Радости и Блаженства, Царство Будущего, Могучий дуб;
- пустая клетка, лампа с абажуром, таблицы со словами.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
У каждого ребёнка в глубине его души спрятаны серебряные колокольчики. Я думаю, дети, они у вас тоже спрятаны. Пока вы даже об этом и не догадываетесь. Надо эти серебряные колокольчики отыскать, затронуть в ваших душах, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы ваш внутренний мир стал радостным и светлым, чтобы он открылся для общения.
Сегодня мы снова окажемся на миг в волшебном мире вместе с героями Мориса Метерлинга, а чтобы узнать затронули ли вас идеи автора или мысли кого-то из героев пьесы отзовитесь мысленно колокольчиком, ну а я откликнусь на зов вашей души.
2. Давайте вспомним содержание этой пьесы, чтобы нам было легко понимать идеи автора (краткий пересказ содержания пьесы учеником).
3.Переход в волшебный мир, созданный автором.
Закрыли глаза, представили мир волшебства и красоты (звучит тихая музыка Чайковского). Открыли глаза.
4. Постановка учебной задачи.
Обращение учащихся к картине дуба.
- Что символизирует этот могучий дуб? (вход в волшебный мир).
- Какое название у этого дуба в пьесе? (Мировое дерево).
Войдя в волшебный мир, мы можем обрести что-то такое, что лучше нам поможет понять красоту реального мира.
- Так что же мы обретём в волшебном мире? (истинное зрение).
- Какую задачу мы сегодня поставим перед собой на уроке?
Ответы учащихся.
1) Учиться, используя идеи Мориса Матерлинга, видеть красоту реального мира при помощи истинного зрения.
2) Попытаться понять, какие препятствия преодолели герои пьесы, чтобы обрести истинное зрение.
5. Актуализация знаний.
1) Это очень красивая идея про истинное зрение.
(обращение к учащимся, звучат их высказывания)
- Вам она нравится?
- Кто высказал её? (Морис Матерлинг).
- А какоё бывает зрение? Сравните 2 понятия.
(Предлагается детям таблица). Идёт обсуждение.
Физическая зоркость - дана от рождения.
Истинное зрение - истина - то, что соответствует действительности, это утверждение, проверенное практикой.  
действительный, настоящий, точный
2) Предлагается детям интеллектуальная цепочка.
Истинное зрение ---------- внутренний взгляд -------- суть вещей
Объясните, соединив одной мыслью слова (используется текст, если дети испытывают затруднения).
3) Истинное зрение – это волшебное зрение, которого можно достичь только с помощью волшебного предмета.
- Какого предмета? Объясните, о чём идёт речь? (Об алмазе на шапочке).
(Детям предлагается таблица, по которой идёт обсуждение).
Алмаз -------- Минувшее ------ Грядущее
4) Придумать интеллектуальную цепочку по первому слову и объяснить, почему взяли эти слова.
Автор ----
Предлагают дети: Автор ---- Фея ---- Душа Света
5) Беседа. Используется приём «Дразнящий собеседник».
 В уста Феи автор вложил свою заветную идею о красоте мира.
- А что можно сказать о Фее? С кем она встречается?
Фея – умная и знающая волшебница. Она затевает сказочное и необыкновенное путешествие.
- Почему же она не отправляется вместе со всеми?
- Цель этого путешествия?
Найти Синюю птицу, птицу счастья.
- Для чего нужна была Синяя птица?
Для внучки, которая хочет быть счастливой.
6) Предлагается детям интеллектуальная цепочка.
Лампочка ---- алмаз -----истинное зрение ----- суть вещей
Объясните, соединив одной мыслью слова (используется текст, если дети испытывают затруднения).
7) Истинное зрение помогло Тильтилю и Митиль увидеть Души предметов, то есть то, какими они являются на самом деле.
Рассказ ученика от лица Феи, страница 29.
8) Интеллектуальная разминка.
Цель: проверка внимательности чтения текста.
Учитель говорит начало, дети заканчивают.
Прекрасные дамы – Души Часов.
В виде человечков, одетых в трико, уродцы – Души Караваев.
Существо в маске бульдога, господин с собачьей головой – Душа Собаки.
Существо в маске кошки, сударыня – Душа Кошки.
Высокая, красивая, плаксивая девушка с распущенными волосами. Мокрая дама – Душа Воды.
Высокая белая фигура, робкая и стыдливая, боязливая дама в одной рубашке – Душа Молока.
Долговязый, красный дьявол – Душа Огня.
Слащавое, фальшивое существо – Душа Сахара.
Светозарная девушка, несравненной красоты – Душа Света.
- Какие Души вам запомнились больше всего?
- Как ведут себя Души Предметов?
- Все ли они готовы отправиться на поиски Синей птицы?
9) Предлагается детям картинка окна.
Какие ассоциации возникают в связи с ним? Что связано с окном? Вспомните. (В волшебное путешествие можно отправиться, выйдя из дома в окно: выйти в дверь нельзя, ибо тогда попадёшь в обычный мир, в земное измерение).
10) Где проходила дорога в поисках Синей птицы?
Страна Воспоминаний Дворец Ночи Сады Радости  и Блаженства Царство Будущего.
Предлагаются детям картины, которые предварительно закрыты, и карточки с названиями.
- Расположите в том порядке, в котором шли наши путешественники за Синей птицей.
6. Идейно-тематический анализ.

Раскрытие авторского замысла. Задаются исследовательские вопросы для осознания учебной задачи.

1) Учитель обращает внимание детей на картину «Страна Воспоминаний». (Эмоционально - интеллектуальная пауза).
- А теперь закройте глаза. Какая сцена в этой картине возникла первой?
- Отчего в Стране Воспоминаний просыпаются бабушка с дедушкой, часы, дрозд? (стр. 44 «Чудные они там …»)

Чтение отрывка.
Обобщение ответов детей.
Наши близкие, которые ушли от нас, все люди, которые нам дороги, но их уже нет, живут до тех пор, пока о них сохраняется память.
- Почему синий дрозд почернел, когда дети ушли из Страны Воспоминаний?
(Дети по-другому там видели, там они уже обрели истинное зрение).
2) "Дворец Ночи"
- Как вы думаете, почему Синяя птица живёт в одной из пещер Ночи среди лунных птиц?
- Много ли настоящих Синих птиц , выдерживающих дневной свет?
- Много ли людей хотят поймать Синюю птицу, то есть хотят быть счастливыми?
- Все ли достойны ею обладать?
- А кто достоин? (кто обладает истинным зрением, кто может за уродливой внешностью увидеть красивую душу).
Предлагается детям интеллектуальная цепочка.
Одна --- Все ----Не все -----Истинное зрение
Повторение по логической цепочке.
- Хочется ли вам продолжить эту цепочку?
Обобщение учителя.
 Синяя птица живёт в одной из пещер Ночи, среди лунных птиц. В труднодоступном месте, чтобы не быть пойманной, похожа на лунных птиц, обычным человеческим глазом её не отличить.
- Но почему Тильтиль, которому помогает Душа Света, не может отличить её от лунных птиц? (Он ещё не научился смотреть на окружающий мир внутренним зрением, понимать суть вещей).
3) «Сады Радости и Блаженства».
- С кем встречаются наши герои в Садах?
- Может ли быть Синяя птица у Тучных Блаженств?
- Выносят ли они свет алмаза?
Чтение ремарки с. 61. Слова Души Света.
- А какие Блаженства могут выносить свет алмаза?
(Выносят свет алмаза те Блаженства, которые открывают человеку прелесть окружающего мира, радости человеческого общения, богатства собственной души).
Учитель: Но это не просто. Для этого надо обладать особым зрением, которое может исходить только из доброго и любящего сердца.
Звучат наизусть отрывки из пьесы: Домашние Блаженства, Блаженства Радости, Материнская любовь.
Обобщение учителя.
Окружающий нас мир природы и человеческих отношений богат и красив, надо лишь научиться замечать и поддерживать это.
Чтение слов, которые принадлежат Душе Света, с. 67, последняя строчка.
4) «Царство Будущего».
- Может ли быть в Царстве Будущего Синяя птица, среди ещё не родившихся детей?
- О какой трагедии мы узнаём, идя вслед за героями?
- В этом эпизоде Морис Метерлинг обращает наше внимание ещё на одну очень важную проблему – проблему любви. Почему? Как вы думаете?
Звучит наизусть отрывок о любви (все отрывки наизусть рассказываются детьми).
5) «Прощание»
- Хотят ли дети расставаться с Душой Света?
Звучит наизусть отрывок о Душе Света.
6) Инсценировка «Пробуждение» (группа детей).
7. Обобщение.
- Изменились ли дети за время путешествия?
- Почему птица стала синяя?
Благодаря новому восприятию окружающего мира, обыкновенная горлица стала Синей птицей счастья.
- Но почему она улетела?
Дети изменились. Они обрели истинное зрение: по-другому стали смотреть на окружающий мир. Они стали лучше, добрее, внимательнее к людям, к своим родителям.
- Назовите любимые авторские мысли.
Любовь, искренность и доброта способны творить чудеса. Каждый человек может научиться видеть красоту мира.
8. Итог урока.
- Что-то изменилось в вас при знакомстве с пьесой Мориса Метерлинга?
Всем спасибо за урок!

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

 

 

Версия для печати

Назад

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка —


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?