«Музыка, звучавшая в Древнерусском городе»
- Автор: Шибанова Вероника Владимировна
Самоанализ урока музыки по теме:
«Музыка, звучавшая в Древнерусском городе»
Преподавание предмета "Музыка" в 5 классе, в котором был проведен бинарный урок «Жизнь древнерусского города» ведется по программе Д.Б. Кабалевского (1 час в неделю).
На момент проведения урока учащиеся были знакомы с темой 4 класса «Музыка моего народа». Данный урок строился как обобщающий по темам 5 класса « Музыка и другие виды искусства». Данный урок входит в цикл бинарных уроков «Изучение основ русской культуры и прикладного искусства», разработанных и внедренных в учебный процесс ГОУ методическим объединением учителей художественно-эстетического цикла. Необходимо было так выстроить систему уроков, и урок музыки в частности так, чтобы прозвучали аспекты бинарности. Так как мы считаем, что бинарность – это не просто соединение материала из двух образовательных учебных областей, а особая форма реализации межпредметных связей и интеграции предметов, когда разные области знаний предметов искусств, через глубокое проникновение и обобщение преподносятся ребенку как урок открытий и творчества.
На уроке музыки я предложила ребятам использовать разнообразный музыкальный материал - фольклорный, духовные произведения русского композитора Д. Бортнянского и современный материал композиторов песенников. Использовался так же стихотворный авторский текст, картины русских художников, фотографии из поездок по городам северо-запада России, использовались для проникновения в тему, для исследования материалов культурного наследия с целью накопления собственного опыта «считывания», практики «погружения» в изучаемую эпоху.
Содержание материалов урока дает возможность опираться на полученные уже знания по предметам - музыки, изобразительного искусства, истории культуры Петербурга, так и на свой жизненный опыт.
Содержание отобранного материала соответствует базовому уровню преподавания предмета "Музыка". Готовясь к уроку, я поставила перед собой следующие цели:
1. Создать условия, пробуждающие самообразовательную активность учащихся, для этого был запланирован проблемный метод обучения, создавались проблемные вопросы и проблемные ситуации.
2. Направить учебный материал не только на поиск знаний в «чистом виде», но и на овладение способами познавательной деятельности значимыми за пределами конкретного содержания, создать условия для формирования компетентности учащихся в данном вопросе – «Музыка, звучавшая в Древнерусском городе», т.е. применять свои знания в новой ситуации. Именно для этого было запланировано творческое задание «погружение в эпоху» – сочинительство частушек на тему «рассказ о жизни древнерусского города».
3. Обеспечить эмоциональную поддержку учащимся в новой ситуации – работа на незнакомую публику. Чтобы ребята высказывали мысли, кратко и быстро считывали текст с вокальных произведений, была выбрана не только фронтальная форма работы с учащимися, но и варианты групповой формы на уроке.
4. Урок строился в системе занковских принципов, таких как:
• Богатое содержание урока, действия учащихся в различных видах деятельности, связь с прошлым опытом, через которое происходит углубление в тему.
• Ведущая роль теоретических знаний, введение новых понятий и терминологии – песнопения, храмовая музыка, композитор-песенник.
• Высокий уровень трудности в добывании необходимой информации, работа с незнакомыми музыкально-художественными произведениями.
• Работа в содружестве с одноклассниками.
Перед учащимися я поставила следующую цель:
- на основе обобщения изученного материала понять значимость русского народного музыкального искусства на формирование русской композиторской школы.
Поставила задачи:
• Обучающие:
1. Сформировать представление об исторических музыкальных источниках, которые помогают реконструировать музыкальную жизнь в древнерусском городе.
2. Показать специфику жизни города древности.
3. Формировать умения, навыки создания зрительных и слышимых образов на основе анализа литературного, художественных и музыкальных произведений.
Поскольку урок давался в большом по количеству детей классе – 35 человек, то я старалась на уроке применить разнообразие приемов и методов, направленных на восприятие информации всеми учащимися (визуалами, кинестатами и аудиалами). Методы словесной передачи информации и слухового восприятия, такими приемами как: беседа, рассказ, дискуссия. Практика показывает, что большинство учащихся является визуалами, поэтому считаю эффективным использовать метод наглядной передачи информации (использование технических средств – телевизора и DVD) и зрительного восприятия иллюстраций картин русских художников (демонстрация, наблюдение), а так же слухового восприятия музыки.
• Развивающие:
4. Cпособствовать умению «считывать», «расшифровывать» и анализировать «заложенную» в разных видах источников искусств информацию.
5. Создавать условия для развития самостоятельности суждений.
Для этого я использую методы стимулирования и мотивации учащихся: проблемный метод, демонстрационный метод, метод забегания вперед, метод развития художественных эмоций, художественного мышления и художественного сознания
( Хризман Т.П.)
• Воспитательные:
6. Побуждать детей выслушивать суждения одноклассников, принимать к обсуждению все возможные версии и гипотезы, вести конструктивный диалог.
7. Способствовать пониманию учащимися значимости различных музыкальных источников для русской культуры.
8. Содействовать нравственному, эстетическому и гражданскому воспитанию ребят.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Мною для погружения в эпоху использовались видеофрагмент м/ф «Конек-Горбунок» и часть компьютерной презентации – слайды на тему «Древнерусский город-крепость», созданные ребятами нашей школы.
В канву урока были включены здоровьесберегающие технологии – переходы от фронтальной деятельности к использованию групповых форм работы, что позволяло снимать напряжение учащихся, вносить психологическое равновесие.
Урок начался с организационного этапа, задача которого подготовить учащихся к работе на уроке. Данный этап очень непродолжительный, позволил быстро включиться в работу.
Следующий этап – через включение в урок персонажей (заморских гостей) учащиеся включаются в ход урока, в проблемную ситуацию. Чтобы определить уровень знаний большинства учеников за короткий промежуток времени использовалась фронтальная беседа, где мы выяснили ответы на таки вопросы: «отличие народной музыки от композиторской», «что является народным творчеством», « что включает в себя понятие фольклор». Через прочтение стихотворения «Ты откуда русская зародилась музыка?» дети высказывали свои мысли о появлении первых музыкальных произведениях и возникновении народных инструментов, а так же высказывали мнения о жанровости народного творчества. Обязательны на этом этапе комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, стимулирование деятельности похвалой и одобрением.
Этап усвоения новых знаний я начала с работы в опросных листах. Он строился таким образом, чтобы учащиеся пошагово шли от известного к неизвестному. Реализуя принцип – высокий уровень сложности в добывании необходимой информации, мы работали с незнакомыми музыкальными источниками и впервые с такой формой построения задания.
При выполнении задания 1, нужно было в перепутанных словах найти правильные названия жанров народных песен. Через теоретическое задание мы подошли к более сложному этапу – восприятию, наслушиванию музыкальных произведений, накоплению слухового опыта у ребят. Задание 2 было построено таким образом, что бы ребенок не только услышал, но и попытался определить жанр на незнакомых для себя музыкальных произведениях. Далее работа строилась по командам – колонкам. Учащиеся работали в малых группах, к сожалению, планировка класса, ступенчатый пол не позволяют передвигать парты и выбирать более удобное местоположение командам. Ребята давали ответы на вопросы связанные с собственным музыкальным опытом «где звучит церковная музыка?», «как она звучит и почему?», «как в старину записывали эту музыку?», «почему звук в церкви улетает вверх?», «о чем поют в церкви?». Каждая колонка старалась проявить активность, каждый учащийся старался не подвести свою команду.
Реализация принципа – богатое содержание урока, действия учащихся в различных видах деятельности, связь с прошлым опытом, через которое проходит углубление в тему, было связано с рассмотрением художественных иллюстраций. Поскольку данный вид деятельности позволят исследовать картины совместно с учителем, находить важные особенности применения и этого вида искусства в жизненной практике, понимания и его значимости для культуры и главное, через взаимодействие различных видов искусств получать более полную картину мира.
После прослушивания фрагмента из произведения Д.Бортнянского ребята разбирали средства музыкальной выразительности, работая индивидуально в опросных листах. Их задачей было объяснить средствами музыкальной выразительности особое звучание, проникновенность русской церковной музыки. На этом этапе урока были введены новые термины – песнопения и храмовая музыка.
Целью этапа закрепления я ставила повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке умения применять на практике получены знания. Дети к уроку готовили частушки собственного сочинения. Нужно было перед исполнением своей частушки дать небольшое пояснение: что за жанр, почему был популярен, чем интересен, где исполнялись, как звучали. Тут же использовались загадки про музыкальные инструменты. Каждый участник получал себе по одному теоретическому вопросу перед выступлением. Это был самый веселый и непосредственный момент урока.
Завершающим этапом было исполнение в оркестре р.н.п. «Ах, Настасья». После этого на яркой, эмоциональной ноте произошло обобщение темы урока. Заморские гости подвели итоги, прокомментировали действия учащихся, поблагодарили за прекрасное путешествие во времени. И предложили детям пройти в класс обслуживающего труда на небольшой праздник со сладким чаем и русскими пирожками.
Проведенный урок бинарный, так как вся канва урока направлена на восприятие учащимися различных видов искусств, погружение в эпоху прошлого, творческое проживание проблемных поисковых ситуаций, необходимых для исследования музыкально – литературно - художественных источников, на собственное отношение и интегративное восприятие мира, событий и культурных ценностей. Ребята одновременно на уроке Музыка получали и закрепляли основные умения и навыки таких дисциплин как, музыка, изобразительное искусство и история культуры Петербурга. Так же данный урок способствовал развитию познавательного интереса к разным областям искусства, к разным предметам. Данный бинарный урок ввел ребят в прошлое страны и края, через межкультурное взаимодействие позволил сложить для себя время прошлого, события, культуру, быт. Это позволит им в дальнейшем изучать материал Древнерусского прошлого, на любых уроках прожитый и прочувствованный ими самими.
Использование технических средств позволило внести некоторое разнообразие и оформление урока и смен деятельности учащихся.
Далее я бы обсудила после окончания урока и такие вопросы: «были ли отклонения от плана урока по ходу, если да, то почему?», «каковы причины удач и недостатки проведенного урока», « как работали учащиеся, какова была психологическая атмосфера урока», «выводы на будущее».
Автор: Шибанова Вероника Владимировна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.