Освоение и внедрение бинарных уроков по предмету "Музыка"
- Автор: Шибанова Вероника Владимировна
Освоение и внедрение инновационной технологии по предмету "Музыка" - бинарные уроки в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Одно из ведущих направлений деятельности учреждения, в котором я уже 15 лет работаю учителем музыки в системе развивающего обучения Л.В.Занкова – проблема преемственности.
Мне как предметнику, ведущему предмет из области искусства – музыку, необходимо было создать синтез урочной и внеклассной деятельности, при котором срабатывал бы главнейший принцип занковской системы – «осознание детьми процесса учения». Этот принцип обращен внутрь самого ребенка, на способность детей заглянуть в себя, направлен на самопознание ребенка. Процесс обучения с систем развивающего обучения строится так, что учитель только помогает, направляет учеников, чтобы они добывали знания самостоятельно. Ученику на таком уроке дается возможность спорить, отстаивать свою точку зрения. И даже если суждения ребенка ошибочны – главное, он активен, он думает и рассуждает.
Система Занкова предполагает разнообразие форм обучения. Эта работа требует от педагога вложения огромных сил и творческих изысканий. Выбирают эту систему только те учителя для себя, которые любят работать неординарно. Атмосфера творчества и сотрудничества, присуща занковским урокам, она увлекает и учителя, и учеников.
Считаю, что предмет "Музыка" как нельзя лучше ложится в систему развивающего обучения и является важным не только для эстетического воспитания, расширения эмоционально-чувственной сферы учащихся, но и развивает креативные свойства в творческой и сотворческой деятельности, приобретает духовный опыт познания, понимания и интерпретации искусства у ребенка.
Уже давно специалисты, педагоги, ученые обратили внимание на то, что невозможно добиться у учащихся превращения в единое целое знаний о мире, о человеке, о месте человека в мире, только развитием интеллектуальной сферы, формирования знаний, умений и навыков. Без опоры на «чувственное сознание», на мотивационно-эмоциональную сферу, заложить основы мироощущения и миросозерцания у ребят нельзя.
Поэтому так важно значение эстетики в формировании гармоничной личности человека, в раскрытии его творческих способностей и возможностей.
Представлена комплексная система работы учителя- предметника по курсу - Музыка (см. схему). Данная схема позволяет утверждать об интегративном подходе самой по себе работы учителя музыки в ОУ.
На протяжении пяти лет, мною возглавлялось методическое объединение учителей художественно - эстетического цикла, на котором учителями часто поднимались вопросы: как сделать урок интересным и нетрадиционным, как повысить мотивацию учащихся к предметам искусства, когда интерес к искусству повсеместно падает.
Мы выбрали для своего МО интегрированную образовательную технологию: содержание и методика проведения бинарных уроков по теме: «Изучение основ русской культуры и прикладного искусства».
Целями нашей лаборатории стали:
• Формирование у школьников целостной художественно-эстетической картины мира;
• Развитие творческой личности;
• Умение детьми слышать неслышимое и видеть невидимое.
Целесообразность интеграции предметов искусств не раз отмечалась в методической литературе, очень много об этом писала д. б. н. Т.П. Хризман, которая утверждала и концептуально доказала, что именно искусство, через опору на чувственное сознание закладывает основы мироощущения, мирочувствования ребенка. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей, по мнению канд. психол. наук, доцента кафедры эстетического воспитания РИСа РГПУ им. А.И.Герцена Т.А. Барышевой, является искусство. «Искусство - творчество – дети» - микрокосмос прогресса, источник духовного развития общества, утверждают ученые.
Именно поэтому нами и был выбран один из видов нетрадиционного урока – бинарный. Система бинарных уроков, разработанных и внедренных в практику ОУ, позволяет учащимся не только учиться зрительно-образному представлению, самостоятельности и независимости суждений, умению сотрудничать в творческой деятельности, но и создавать свой неповторимый полихудожественный образ, т.е. находиться на бинарных уроках в творческом поиске. Ребята учатся через создание яркого, полного художественного образа быть и слушателями, и зрителями, и создателями.
Сущность бинарных уроков заключается в том, что создается многогранная связь между отдельными дисциплинами школьного учебного процесса. Обращаясь к бинарности, как целостному восприятию учебного материала мы увидели ряд преимуществ:
1. Окружающий мир познается учащимися в многообразии и единстве, так предметы школьного цикла не дают представления о целостном явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Форма проведения бинарного урока увлекательна и нестандартна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарные уроки повышают потенциал ребят, побуждают их к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы.
3. Бинарные уроки дают возможность самореализовываться в творческом процессе учителю, способствуют раскрытию талантов учеников.
Каждый бинарный урок, концентрируя в себе объединяющую тему – идею, надстраивался над отдельными предметами и направлял художественно-педагогический процесс в единое русло. Проведению бинарного урока предшествовала огромная работа. Совместно с ребятами выбиралась эпоха, которая проходила через синтез предметов. На отдельных предметах бинарного блока накапливался не только фактический материал знаний, умений, навыков, но и музыкально-слуховой опыт, песенный материал, элементы танцевальных движений, создавались живописные работы, ребята творили в мастерской прикладного искусства, зрительно-художественно воспринимались произведения искусства, - все это, органично вплеталось в канву этноисторического и национально-культурного блока, посвященного русской культуре.
В форме бинарных уроков проходят обобщающие уроки, на которых раскрываются проблемы, объединяющие несколько предметов.
Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Далее происходит планирование тематики и конспектов бинарных уроков.
Для реализации бинарного подхода нами были разработаны межпредметные тематические блоки:
Название блока класс предметы Тема урока музыки
Звуки и краски Весны 3 Музыка - Изо - Труд Музыка Апреля
Весна - Красна 4 Музыка – Изо - Труд Музыка Древней Руси
Древнерусский город 5 Музыка – Изо – История и культура Санкт- Петербурга Музыка, звучавшая в древнерусском городе
Петергофская Ассамблея 5 Музыка – Изо – Труд – История и культура Санкт - Петербурга Музыка эпохи Петра 1
Пасха 6 Музыка – Изо – Труд – История и культура Санкт - Петербурга Колокольные звоны
Блистательный век Екатерины 7 Музыка – Изо – История и культура Санкт- Петербурга Музыка эпохи Просвещения
Идея бинарных уроков очень увлекательна. Она открывает перед учителем новые возможности, а главное заставляет его выступать в роли экспериментатора. Наше МО учителей художественно-эстетического цикла старается воплотить в жизнь «золотое правило» Я.А.Каменского, которое гласит: «Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки … всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению». Бинарные уроки по нашему мнению и являются реализатором этого «золотого правила». Все формы нашей совместной работы подчинены главнейшей задачи – созданию атмосферы Добра, Красоты, понимания Красоты и Гармонии мира. Формируя эстетическую среду, мы побуждаем учащихся не только пассивно любоваться искусством, но и творить активно. Бинарные уроки помогают лучше и полнее усвоить пройденный материал, способствуют музыкальному, художественному, интеллектуальному, нравственному развитию, ну и, конечно, же, более полному раскрытию творческих способностей учащихся.
Процесс разработки любой педагогической технологии обязательно предполагает разработку соответствующих элементов диагностики или критериев оценки педагогических результатов.
Одной из проблем бинарности в школе являются различия в концептуальном подходе к построению учебных программ, характера обучения, изложением тематических бинарных блоков и их согласование с линейными курсами в параллели. В связи с этим, были выбраны следующие критерии оценки педагогических результатов:
1. Срезовые текущие и отсроченные работы.
2. Терминологические диктанты.
3. Диагностика развития мыслительной деятельности учащихся 5-9 классов.
4. Творческие работы учащихся (рисунки, письменные работы, стихи, кроссворды, филворды, сказки и пр.)
5. Проведение игровых программ (овладение интеграционными умениями).
6. Рефлексивная деятельность учащихся.
Автор: Шибанова Вероника Владимировна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.