Главная  / Обмен опытом / "Вперед по дороге открытий в мир литературы"

"Вперед по дороге открытий в мир литературы"



  • Автор: Гладышева Галина Игоревна


Цели:
- вырабатывать у учащихся навыки сравнительного анализа при работе с текстом;
- учить видеть развитие действия в тексте, отслеживать смену настроения главного героя;
- помочь детям осознать взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни;
- воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: тексты сказки С. Козлова, таблицы со словами, иллюстрации к сказке.


Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас удивительный урок, тема которого: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы».
Открывается запись на доске.
Звучит тихая музыка.
- Закрываем глаза, идём мысленно через волшебный лес, сказочный воздух наполнен разными запахами, воздух тёплый, дышится легко. И сейчас, когда вы откроете глаза, вроде ничего не изменится, но у вас появится желание понимать сказочное. На счёт раз – два – три – открываем глаза.
Мы с вами в Сказочной стране.
Скажем хором: «Вот она, Сказочная страна».
2. Подготовительный этап урока.
Мы в Сказочной стране на Поляне Раздумий.
Вокруг – сказочные объявления. Угадайте, какие сказки нас приглашают?
(Зачитываются объявления, дети называют сказку).
-Кто желает научиться печь колобки?
Обращайтесь в сказку…(«Колобок»)

-Кто желает напугать Волка, а так же его съесть? Обращайтесь в сказку…(«Сказка про храброго зайца…» Д.Н. Мамин – Сибиряк).
-Можем помочь наносить воды. Обращайтесь в сказку…
(«У страха глаза велики»)

-Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое?
Обращайтесь в сказку…(«Сказка о рыбака и рыбке», А.С. Пушкин.)
-Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца. Приглашаем! («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
(Сказки изучены на уроках литературного чтения).
- Назовите народные сказки.
 («Колобок», «У страха глаза велики», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- Назовите авторские сказки.
 («Сказка о рыбака и рыбке», А.С. Пушкин, «Сказка про храброго зайца…» Д.Н. Мамин – Сибиряк).
3. Анализ сказки Сергея Козлова «Чёрный Омут».
1) На поляне Раздумий я вас познакомлю с удивительной сказочной историей, которую сочинил Сергей Козлов и называется она «Чёрный Омут».
Слово омут для вас непонятно. Омутом называют глубокую яму на дне реки. Вода в этом месте реки очень тёмная, даже чёрная.
Приготовились слушать.
Было это так… (учитель рассказывает сказку)
2) Первоначальная проверка восприятия.
- А сейчас мне бы хотелось узнать. Что же у вас отложилось в памяти, что больше всего взволновало?
Рисуем красками. Передайте при помощи рисунка ваши впечатления.
Далее перед классом дети показывают свои рисунки и рассказывают о своих впечатлениях.
3) Обобщение учителя.
- Это вторая авторская сказа про зайца. А кто написал первую? Помните? Назовите сказку. («Сказка про храброго зайца…» Д.Н. Мамин – Сибиряк).
- Чем сказки похожи?
(Главные герои сказок - зайцы.)
4) Чтение сказки учащимися.
- Дети, мы на сказочной Дороге Желаний.
- Какое главное желание было у Зайца? (Никого не бояться).
 - Перечитаем ещё раз эту сказку. Пройдём по сказочной дороге вместе с зайцем. (Чтение сказки законченными отрывками.)
5) Анализ содержания, подведение к главной мысли сказки.
- Для анализа используем интеллектуальную цепочку. Объясните, соединив одной мыслью слова:
Поведение Зайца. ------------- Путешествие Зайца.
Звучат высказывания детей. Во время путешествия меняется поведение Зайца.
- Проследим, как меняется поведение Зайца во время путешествия, назовём его действия. Как ведёт Заяц себя в лесу? Если трудно установить связь, воспользуйтесь учебником.
Сначала ученики называют действия зайца, а затем появляется новый столбик слов, устанавливается связь между словами.
Поведение Зайца. Путешествие Зайца.
всего боялся лес
надоело бояться Чёрный омут
идёт себе посвистывает встреча с Волком
прошёл, даже головы не повернул встреча с Лисой
боялся бы – не сидел встреча с Филином
сидит, дрожит лес
никого не боится снег
- В какой момент происходит взросление Зайца?
(Во время встречи с Чёрным Омутом, Волком, Лисой, Филином).
- Когда становится зайчиком? А когда снова зайцем?
 Во время путешествия заяц никого не боится. Он не чувствует страха. Это большой заяц. Когда заяц остаётся один, он снова всего боится. Это маленький зайчик.
- Как вы считаете, хорошо ли для зайца закончилась история?
История для зайца закончилась хорошо. Он встретился с
 Чёрным омутом. Чёрный Омут дал Зайцу мудрый совет.
- А что могло бы произойти с Зайцем, если бы Чёрный омут не дал ему совет? (С зайцем могла случиться беда.)
 - Кто главный герой сказки? (Заяц)
- А почему сказка называется «Чёрный Омут»?
Вывод: Мысли автора заложены в словах Чёрного Омута. Природа чувствует свою силу и власть над человеком и животным.
«Это не листья сыплются – это время шуршит» (Слова Чёрного Омута в сказке).
Это течение времени, оно идёт, идёт. Всё когда – то кончается. И это очень грустно.
6) Художественное построение сказки.
- Это авторская сказка.
- Назовите основные черты авторской сказки.
- А какие черты народной сказки можно отметить в сказке Сергея Козлова? Докажите правильность своего выбора.
Дети называют особенности авторской и народной сказок, слова открываются на таблице.
Народная сказка          Авторская сказка
Повторы эпизодов. Смена настроения героев.
Элемент дороги. Переживания.
Кумулятивная цепочка. Рассуждения.
 Разрешение проблемы.
 Сказочная ситуация переплетается с реальной жизнью.

7) Сравнение с народной сказкой.
- Сейчас я вам предлагаю две кумулятивные цепочки. Угадайте, к каким сказкам они относятся?
(………) ------ заяц ---------медведь ------- волк -------лиса («Колобок»)
(……….) ------волк --------лиса ---------филин («Чёрный Омут»)
- Какого героя не хватает в каждой цепочке?
(дети называют героев сказок: колобок, Чёрный Омут).
8) Работа над пониманием элемента авторской сказки.
- Как понимаете эти слова?
Смена настроения героя.
- Что же заяц чувствует, проходя свой путь? Обоснуйте свой выбор.
Высказывания детей.
- Соедините слова в логическую цепочку, если трудно, используйте учебник.
Предлагаются слова на карточках, что даёт возможность менять их местами в результате обсуждения.
Одиночество, радость, тревога, уверенность, храбрость, бесстрашие, грусть, беспокойство, смелость.
9) Элемент драматизации.
- На поляне Раздумий вам встречается Сказочное Зеркало. В нём мы увидим сказочных героев, их встречи. Вы можете ими стать.
(Дети инсценируют предложенные ситуации)
а) Заяц живёт в лесу и всего боится. Кто желает стать перед сказочным зеркалом?
б) Встреча Зайца с Волком.
в) Встреча Зайца с Лисой.
г)  Встреча Зайца с Филином.
д) Встреча Зайца с Чёрным омутом.
4. Подведение итогов урока.
- Дети, как вы себя чувствуете в Сказочной стране? (высказывания детей)
Настала пора возвращаться. Закрывайте глаза. Слушайте меня. Мы возвращаемся из Сказочной страны в реальный мир, забираем с собой важные знания. Когда вы откроете глаза и посмотрите, то ничего вроде бы и не изменилось, но изменились вы. Вы стали умнее, добрее, дружнее. На счёт раз – два – три открыли глаза. Урок окончен. Спасибо за работу на уроке. Вы мне все очень помогали.

Автор: Гладышева Галина Игоревна

 

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.


 

 

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка — 0


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?