Мои педагогические секреты
- Автор: Крутикова Вера Николаевна
«Педагогическая деятельность не может в полном смысле слова называться ни трудом, ни работой, ни службой, ни искусством, - это интенсивный, непрекращающийся личностный и профессиональный рост, на путь которого становится учитель».
Я работаю с детьми уже много лет. Система развивающего обучения Л.В. Занкова близка мне по состоянию души. Каждый маленький человечек, придя в школу, должен быть принят и услышан. Моя задача не только научить его наукам, но и взрастить, вселить уверенность в себе, провести с ним очень важные 4 года его жизни и оставить в душе след добра, света, человеческой мудрости, справедливости… У меня есть свои педагогические «секретики», которыми я охотно поделюсь.
Русский язык.
Ребенок, зная правила орфографии, часто не может их применить и делает много ошибок в диктантах, сочинениях, изложениях. Каковы причины этого? Ученик не видит ошибки в написанном им слове, это слово, написанное с ошибкой, устраивает его и в таком виде. Кроме того, зная множество правил, ребенок не всегда может определить - каким из них проверить то или иное слово, тем более это нужно сделать незамедлительно, на диктанте учитель не будет ждать. Что же делать?
С начала обучения грамоте обращаю внимание детей на расхождение написания и произношения в некоторых словах, и такие слова проговариваются орфографически. Ребенок должен чувствовать себя при письме как сапер на минном поле (пиши осторожно, проверь по образцу или спроси).
Ежедневная работа над ошибками при выполнении домашнего задания, но не по памятке, а следующим образом - я подчеркиваю букву, слово с ошибкой, ставлю пометку на поля. Ребенок должен лишь зачеркнуть и исправить, это неутомительно. В классе написанные с ошибками слова выписываются на доску и на орфографической пятиминутке будут исправлены. Можно по желанию детей устанавливать авторство, автор и исправит ошибку. Ошибок становится в разы меньше.
При написании сочинений, изложений ребенок в затруднительных случаях поднимает руку, учитель оказывает ему скорую помощь, таким образом ученик не имеет права на ошибку и все время задумывается над написанием каждого слова.
Чтобы запомнить как можно больше слов с непроверяемыми написаниями, надо включить все виды памяти - моторную, слуховую, зрительную. Есть методика Тоцкого - достаточно 5 раз прочитать вслух орфографически хором группу словарных слов, как эти слова остаются в памяти навсегда. На уроке литературы – орфографическая минутка. У Тоцкого изданы словари.
Результаты такой работы ошеломляют как учителя, так и учеников. Не исключаю и традиционной работы со словарными словами, но гораздо эффективнее работать с ассоциациями.
Для развития оперативной памяти нужно проводить обобщение изученного и увязывание нового с ранее изученым. Специальные упражнения по классификации и группировке полученных знаний позволяют их упорядочить. Чтобы привлечь внимание детей к орфограмме, рассматриваются провокационные слова - въюга, поъезд и т.д.
Математика.
При изучении трудных тем письменное деление и умножение не избежать множества ошибок, а следовательно исправлений и грязи в тетради. Чтобы не ставить ребенка в неуспешную ситуацию, я разрешила выполнять вычисления карандашом. Не нужен черновик, снимается страх перед ошибкой. То же самое относится и к задаче, но можно усложнить - действия, в которых уверен, выполняются ручкой, а не уверен - карандашом.
На любом уроке.
Лови ошибку - учитель осознанно допускает ошибку в речи, на доске, доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу, дает нерешаемую задачу, тем самым привлекая внимание детей. Повторение пройденного на уроке - самый непродуктивный способ, когда высшей доблестью становится повторение вслед за учителем или книгой. Другое повторение - активное и развивающее - когда происходит переход от репродукции к деятельности по применению полученных знаний. Это рождение опорных схем, шпаргалок, или составление контрольных вопросов по теме или ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
Три уровня домашних заданий.
1 уровень - обязательный минимум, задание должно быть посильно абсолютно каждому ребенку.
2 уровень - тренировочный, тому, кто хочет хорошо знать предмет и без особой трудности усваивает программу.
3 уровень - задания творческого характера. Обычно оно на добровольных началах, например, басни, частушки, рассказы по теме, кроссворды, учебные комиксы, опорные сигналы, стихи. Эти дети могут быть освобождены от заданий 1 типа.
Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания, выполняемого в специальной тетради, включающего в себя задачи повышенной трудности.
ДА-НЕТ.
Игра учит систематизировать имеющуюся информацию, связывать разрозненные факты в единую картину.
Учитель загадывает нечто, дети угадывают при помощи вопросов, на которые можно ответить да или нет. Обобщает материал любой темы любого предмета очень мощно, дети привыкают слушать и слышать.
Работа в группах.
Организация работы в группах не так уж и сложна, но очень эффективна, так как обучение ведется в интерактивном режиме. На уроке организуются группы из двух человек, четырех, т.е. это соседи по парте. Когда применять эту форму организации - при открытии нового, при закреплении изученного, при тренировочных заданиях, при изучении особо трудного материала.
Очень важно!
Два полушария единого мозга ведут себя совершенно по-разному. Левое оперирует словами и условными знаками, а правое - образами и несловесными сигналами. Мыслительный процесс происходит с участием обоих полушарий, но всегда доминирует одно из них. В классе часть детей левополушарные, остальные - правополушарные. Изучая новый материал, надо помнить, что левополушарные дети поймут и осознают его в виде схемы, таблицы, условных знаков, опоры, рассказа, правила. А вот правополушарные – в виде образа, рисунка, картинки. И если учитель работает лишь на левополушарных детей, то правополушарные всегда в проигрыше - правила не запоминаются, материал усваивается с трудом, навыки формируются медленно. Эти дети постепенно могут перейти в разряд неуспешных. Поэтому материал урока должен быть представлен как на образном уровне, так и в знаковом.
Автор: Крутикова Вера Николаевна, учитель МБОУ СОШ №3 г.Югорска ХМАО-Югра
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.