Главная  / Обмен опытом / Применение активных форм обучения в образовательном процессе

Применение активных форм обучения в образовательном процессе



  • Автор: Проничева Наталья Кирилловна


    Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Поэтому мне необходимо научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Одна из главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса. Использование активных форм обучения, по – моему, как раз этому и способствует, где каждый ребенок может проявить себя.
    Активные формы обучения – это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества. К ним относится игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповой способ обучения (ГСО) и коллективный способ обучения (КСО).

    Известно, что до 70% личностных качеств человека закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умением анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способностью к самосовершенствованию и умением дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, умением творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Поэтому мне необходимо научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
    Одна из главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса. Использование активных форм обучения, по – моему, как раз этому и способствует, где каждый ребенок может проявить себя.
    Актуальность использования активных форм обучения обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия:
- между теоретическими знаниями учащихся и умением их применять на практике в жизни;
- между наличными, имеющимися, укрепившимися у учащихся навыками и новыми требованиями, например при смене учителя, при переходе из начальных классов в среднее звено, при переходе в другую школу и т.д.;
- в методах обучения: руководящая роль учителя и развитие самостоятельности учащихся;
- между единым одинаковым темпом работы класса и большим различием в способностях и трудолюбии учащихся.


    Не удовлетворял и уравнительный подход, равнение на «среднего ученика». От этого больше всего страдают две категории школьников: «слабые», не поспевающие за общим продвижением класса и превращающиеся в отстающих, и «сильные», вынужденные топтаться на месте, не использующие всех своих возможностей. Именно активные формы обучения способствуют разрешению этих противоречий. Что же это такое?

    Активные формы обучения – это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества. К ним относится игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповой способ обучения (ГСО) и коллективный способ обучения (КСО).
    Ещё в глубокой древности было замечено, что «кто учит других, учится сам». Я.А. Каменский в «Великой дидактике» объясняет это тем, что человек, передающий свои знания другим, не только путём повторения укрепляет в себе свои знания, но и «получает возможность глубже проникать в вещи». Идею взаимного обучения поддерживала Н.К. Крупская: «Привлечение самих детей к делу преподавания имеет громадное воспитательное значение… ребёнку, превращающегося на время в педагога, становится ясной недостаточность его знаний, необходимость их пополнить. Постоянная самопроверка, самооценка – вещь чрезвычайно важная в педагогическом отношении». А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог – общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар.

 

    Изучив взгляды учёных, я предположила, что, если использовать коллективные формы организации деятельности учащихся при решении учебно – познавательных задач, то повысится мотив учения. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь при этом создадут благоприятную эмоциональную атмосферу, оказывающую заметное влияние и на развитие интереса к знаниям, и на продуктивность процесса познания. Что же такое коллективное обучение?
    Коллективное обучение – это обучение по способностям всех и каждого, достижение каждым высших результатов и помощь другим в том, чтобы они тоже достигли таких же, а может быть и более высоких результатов, что обеспечит самые высокие темпы развития всех.
Если эти качества формируются с начальной школы, то они у каждого, а не только у избранных, постоянно развиваются и закрепляются, и вполне естественно, что выпускники начальной школы, переходя в среднее звено, уже не смогут работать ниже своих способностей.
     В коллективном способе обучения выделяются следующие этапы организации.
• Определение целей деятельности.
• Инструктаж (установление правил деятельности).
• Распределение функций:

а) сотрудничество по горизонтали;
б) сотрудничество по вертикали;
в) смешанное сотрудничество.
• Подведение итогов.

 

Рассмотрим несколько примеров.
Игра «Карусель».

Цель деятельности: закрепление таблицы умножения и деления (тема может быть любая).
Инструктаж: У каждого на парте лежит карточка с выражениями. Например: 8 • 7; 9 • 6; 28 : 4; 42 : 6; 32 : 8; 5 • 9; 18 : 3; 3 • 7; 15 : 3 и т.д.
По команде дети находят их значения и записывают результаты в тетрадь для коллективных работ. Переворачивают карточку и проверяют правильность своих ответов с теми, которые написаны на обратной стороне карточки. Затем записывают результат.
Например: П. (правильность) – 4 из 4, или 2 из 4, или 3 из 4 и т.д.
Формирование пар, распределение функций. Дети 1 варианта берут свои карточки и образуют внутренний круг. Они проверяют. Дети 2 варианта образуют внешний круг. Они обучающиеся. Таким образом, образовались пары. По часовой стрелке по команде будет двигаться только внешний круг, и находить значения выражений на карточках. Если допускается ошибка, то проверяющий говорит «нет» и дает возможность исправить ошибку. Если значения всех выражений на карточке найдены верно до команды, то карточка считается выполненной.
Затем дети меняются местами. Дети 2 варианта становятся проверяющими со своими карточками, а дети 1 варианта обучающимися.
Проводится работа в динамических парах.
Подведение итогов. В тетрадях дети снова анализируют свою работу.
Эта игра может проводиться в разных формах.

Рассмотрим ещё одну форму игры на примере темы «Правописание безударных окончаний глаголов» (тема может быть любая).

Например: отход . т прыга . шь смотр . шь игра . т нос . т ненавид . т и т.д.
Карточки дети составляли сами, выполняли их в тетрадях, они проверены учителем и могут быть запущены.
Например, дети 1 варианта - проверяющие. Они слушают объяснение правописания. Дети 2 варианта – обучающиеся. Они объясняют правописание. Как только карточка выполнена полностью проверяющий поднимает руку, что он освободился, и к нему идет другой обучающийся, а первый переходит к другому освободившемуся проверяющему.
Затем дети анализируют работу.

 

    В практике коллективного обучения я активно использую и методику М.А. Мкртчяна «Взаимообмен заданиями». Рассмотрим её на примере отработки орфографического письма (темы могут быть разные). У каждого ребенка своя карточка с двумя словами на одну орфограмму.

Например: л . п . тать прелес . ный х . л . дает напрас . ный и т.д.
Сначала они работают в парах постоянного состава. Первый берет тетрадь второго, в ней письменно объясняет правописание первого слова с карточки и возвращает тетрадь. Затем второй в своей тетради по образцу объясняет правописание второго слова в этой же карточке. Затем аналогично выполняется карточка второго ученика из пары. После этого пара распадается и образуется новая при помощи перехода одного из учеников из пары к другому. Одной из форм этой методики являются взаимные диктанты. Тексты должны быть насыщены орфограммами и не быть громоздкими. Дети заготавливают их сами, а учитель проверяет. Только после этого они могут быть запущены в работу.
Рассмотрим ход работы.
• Первый ученик из пары читает свой текст по предложениям, а второй его записывает.
• Затем второй ученик читает свой (другой) текст по предложениям, а первый его записывает.
• После этого каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и без заглядывания в карточку проверяет записанный текст.
• Затем текст проверяется по карточке. Допустивший ошибки делает сначала их устный разбор, а затем записывает в тетради.
• После этого партнёры снова берут тетради друг друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи (напр.: проверял Петров).
• Затем меняются карточками, один переходит к другому партнёру, т.е. образуется новая пара.
• Новенькому диктуется тот же текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом над диктантом каждый ученик работает дважды.

 

    А.Г. Ривин является автором метода поабзацной проработки текстов (статей). «Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим: узнал что – нибудь и тут же расскажи, объясни другому, примени на практике. Да ещё, если нужно, то и не один раз, иногда и много раз».
В своей практике этим методом я пользуюсь на уроках литературного чтения и окружающего мира. Рассмотрим примерный ход работы (каждый учитель может его корректировать).
• Любой из пары читает первый абзац текста.
• Затем партнёры анализируют его:
- о чём в нём говорится?
- какое заглавие ты бы предложил?
- почему ты считаешь, что это заглавие выражает содержание абзаца?
- можно ли дать более точное? (в процессе анализа абзац перечитывается, дети спорят, шлифуют словесную формулировку)
• После этого пара распадается, образуется другая.
• Новые партнёры рассказывают друг другу то, что проработали с предыдущими и переходят ко второму абзацу.
• Работа продолжается пока не будет проработан весь текст.

 

    К активным формам обучения относится и групповая работа. Рассмотрим, что же это такое? Какова технологическая схема ГСО? Какие бывают формы ГСО?
Групповым обучением называется такое обучение, при котором не коллектив обучает каждого своего члена, а один человек одновременно обучает целый класс или несколько учеников.
В групповом способе обучения выделяют следующие этапы организации.
• Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
• Групповая работа:
- выбор ведущего;
- выслушивание мнений каждого по выполнению задания;
- подведение итогов группового задания.
• Заключительная часть:
- сообщение о результатах работы в группе;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Формы ГСО.
1) индивидуальная форма ГСО.
2) работа в парах постоянного состава.
3) групповая форма ГСО.


Какие же изменения происходят при использовании активных форм обучения?
• опираясь на теорию коллективного способа обучения В.К. Дьяченко и А.Г. Ривина, я получила возможность обучать детей, включая их в межличностные отношения на уроке;
• улучшается микроклимат в классе;
• повышается интерес к обучению;
• развивается детская самостоятельность, умение рассуждать, выполнять практические действия;
• учащиеся стали грамотно говорить по содержанию материала;
• дети учатся оценивать работу соседа на основе совместной деятельности и взаимной проверки, при этом ученики сначала называют достоинства работы товарища, а потом ошибки;
• пользуясь активными формами обучения, я добиваюсь того, что каждый ученик успевает в учебе, повышается успеваемость;
• важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся: у них есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.

Эти виды работ просты, но очень эффективны, поэтому каждый учитель может применять их на любых уроках в любом классе.

 

Список литературы:

1. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М., 1998 г.
2. В.К. Дьяченко «Сотрудничество в обучении», М., 1991 г.
3. В.К. Дьяченко «Обучение по способностям», //Народное образование//1994 г. №2-3
4. В.К. Дьяченко «Новая педагогическая технология в действии» //Начальная школа//1994 г. №4
5. В.К. Дьяченко «Коллективная и групповая формы организации обучения в школе» //Начальная школа//1998 г. №1
6. Х.И. Лийметс «Групповая работа на уроке», М., 1975 г.
7. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. /Под редакцией И.В.Первина/ М., 1985 г.
8. Т.А. Глазкова «Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности» //Начальная школа// 1999 г. №10
9. С.П. Иванова «Современное образование и психологическая культура педагога», Псков, 1999 г.
10. «Теоретические основы и практика коллективных занятий» /Методические рекомендации, ЛГИУС, Ленинград, 1991 г./
 Автор: Проничева Наталья Кирилловна

 

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

 

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка — 0


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?