Знакомство с общепринятой мерой измерения длины
- Автор: Проничева Наталья Кирилловна
Система Л.В. Занкова. 1 класс.
И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина «Математика», с.14,15; тетрадь № 4, № 14, 15.
Тема: "Знакомство с общепринятой мерой измерения длины – см. Знакомство с инструментом для измерения длины – измерительной линейкой".
Цели:
обучающие:
1. Закрепление старинных мер измерения длины, умения измерять длину разными мерками.
2. Знакомство с общепринятой мерой измерения длины – сантиметром, инструментом для измерения длины – измерительной линейкой.
развивающие:
1. Обнаружение учащимися границы знания – незнания в использовании различных мер измерения длины и общепринятой.
2. Составление алгоритма измерения длины с помощью линейки.
УУД:
регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, самооценка.
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, самостоятельное создание алгоритма деятельности).
коммуникативные действия: учебное сотрудничество.
Оборудование: карточки с названиями старинных мер длины, раздаточный материал (полоски разной длины), мерка 1 см, линейки, презентация.
1. Понимание и постановка учебной задачи.
а) создание «ситуации успеха».
- Прочитайте тему урока. Что мы знаем и умеем делать по этой теме?
- Вы очень хорошо запомнили мерки, которыми пользовались раньше. У вас на столе лежат полоски (разной длины). Вам необходимо с помощью них измерить длину парты. Первый ряд будет измерять красными полосками, второй ряд – синими, третий ряд – зелёными. Работать будете в парах. Давайте повторим правила работы в паре (слушать друг друга, работать дружно, помогать друг другу, распределять работу в паре).
- Мы знаем, что для измерения длины раньше использовались разные мерки, а измерительные приборы те, которые были всегда при себе: локоть, пядь (семь пядей во лбу), сажень, вершок
(от горшка два вершка), ладонь, ярд, дюйм, фут (на доску прикрепляются карточки с названиями мерок).
- Эти мерки были неудобны, потому что получались разные результаты, т.к. у каждого человека индивидуальное строение тела.
- Мы измеряли длину некоторыми из этих мерок.
б) создание «ситуации несостоятельности».
- Какая длина парты получилась у каждого ряда? (получается разная длина)
- Как же так, ведь парты стандартные и все одинаковые, а длина разная? (измеряли разными мерками)
- Какой выход можете предложить? (полоски (мерки) должны быть одинаковыми)
- Какую же задачу мы поставим сегодня на уроке? (познакомиться с общепринятой мерой измерения длины и инструментом для измерения длины)
2. «Открытие» нового знания и первичное закрепление.
- Такая общепринятая мерка есть. Может быть кто–то знает её? (слайд 1)
- Как её обозначают в математике? (слайд 1)
- Как можем убедиться в правильности?
- Посмотрите на четыре отрезка. (№ 18) Какую длину имеет отрезок ОМ?
- Какой цвет у отрезка, который короче 1 см?
- Какой цвет у отрезка, который длиннее 1 см?
- Каким цветом нарисован отрезок длиной 1см?
- Удобно ли всегда для измерения длины пользоваться полоской в 1 см? Почему?
- Какоё же выход? (слайд 1)
- Мы уже пользовались этим инструментом? Где?
- Рассмотрите линейку. Что на ней есть?
- Где мерка в 1 см? Отметьте её пальцами. (слайд №2)
- Сколько отрезков длиною 1 см поместилось на нашей линейке?
- Что это значит?
- (учебник № 21) Сколько отрезков длиной 1 см
поместилось в отрезке АМ?
- Что можете сказать про длину отрезка АМ?
- (тетрадь № 15) Прочитайте задания. Что нужно сделать?
- Сколько надо сделать заданий?
- Как их будете выполнять?
- Какое выполните первое? Затем? Потом?
Физкультминутка.
- Если нравится тебе, то делай так:
Два щелчка пальцами над головой.
- Если нравится тебе, то делай так:
Два хлопка.
- Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
- Если нравится тебе, то делай так… (повторяют оба движения).
- Если нравится тебе, то делай так:
Два притопа ногами.
- Если нравится тебе, то делай так:
Покажи класс (большой палец)
- Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
- Если нравится тебе, то делай так…
(повторяют все движения).
- Посмотрите в учебнике на линейку. (№ 21) Какова длина отрезка ТК?
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и попробовать составить алгоритм измерения длины карандаша и изобразить схематично. (слайд 3)
- Вспомним, что такое алгоритм?
- Как работаем в группах?
- А сейчас сравним алгоритмы. Если совпадёт первый шаг, похлопаем себе на уровне груди. Если совпадёт второй шаг, то похлопаем на уровне лица, если совпадёт третий шаг, то хлопаем над головой. (слайд 4)
- Итак, в честь вашего открытия прозвучал своеобразный салют.
- (тетрадь № 14) Прочитайте задание. Что надо сделать? Что для этого надо сделать?
- Проверка с объяснением.
3. Итог урока.
- Итак, ребята, предлагаю вам закончить предложения: «На уроке я узнал(а), что…» и «На уроке я научился(ась)…» (слайд 5)
Автор: Проничева Наталья Кирилловна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.