Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики
- Автор: Горбань Галина Михайловна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Горбань Галина Михайловна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 г. Амурска, Хабаровского края.
Тема опыта: Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.
Цель работы: Систематизация методических приемов развивающей технологии в соответствии с этапами психологического развития личности учащихся начальной школы.
Гипотеза: если учитель будет подходить к развитию логического мышления системно, то возможно его оптимальное развитие через материал учебника математики.
Объект: развитие логического мышления учащихся.
Предмет: системный подход к развитию логического мышления как средству целостного развития личности.
Работа проводилась на базе МОУ СОШ № 3 г. Амурска. Эксперимент начался в феврале 2006 г., закончился в мае 2009 г. – выпуском 4-го класса.
Цель работы и гипотеза обусловили задачи исследования: 1. Изучение и теоретический анализ психолого – педагогической и методической литературы. 2. Проведение ежегодной диагностики развития учащихся по параметрам: внимание, память, восприятие, словесно - логическое мышление, абстрактно–логическое мышление. Анализ результатов диагностики. 3. Изучение и анализ результатов учебной деятельности учащихся. 4. Разработка рекомендаций по проведению упражнений, направленных на развитие логического мышления учащихся начальной школы. В любые времена школа была призвана выполнять социальный заказ.
Президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич в ежегодном Послании Федеральному Собранию озвучил пять векторов развития системы, определяющие модель новой школы, которая должна способствовать формированию человеческого потенциала в том числе и через:
- обновление образовательных стандартов;
- поддержку одаренных детей.
В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определен новый образовательный стандарт. Новая школа названа школой вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развития их одаренности. Стандарты второго поколения определяют требования к результатам освоения основной образовательной программы, в том числе и для начальной школы. Выпускник начальной школы это - любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться… И если, по утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно каждые десять лет, то, чтобы человек не отстал от науки, жизни, он должен непрерывно заниматься самообразованием.
В связи с этим развитие мышления младших школьников становится чрезвычайно актуальным. Важнейшим условием развития личности является развитие логического мышления. В этом неоспоримо велика роль математики. Пиаже экспериментальным путем доказал, что к 7-ми летнему возрасту у детей в достаточной мере развит план мыслительных действий. Следовательно, ребенок в состоянии управлять своей мыслительной деятельностью, задача учителя – научить его этому. Развитие логического мышления должно проходить планово. Поэтому я вычленила пять этапов, в соответствии с возрастными особенностями развития личности. Этапы развития представлены на слайде.
Первый этап – процесс формирования научного понятия – основной вид деятельности – определение признаков понятий. К 8-9-ти летнему возрасту у ученика происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к абстрагированию (умение выделять существенные признаки предметов и отвлечься от его второстепенных признаков), формируется навык обобщения. Очень важна работа, объединяющая обобщение со способностью абстрагировать, работа по свертыванию выражения и развертыванию числа объединяет теоретическую деятельность с вычислительными навыками. Формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений – третий этап работы. При формировании этой операции логического мышления следует обратить особое внимание на поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов, явлений. Операция классификации невозможна без умения сравнивать предметы, группы предметов, числа и т. д. Особенность четвертого этапа в том, что работа начинает проводиться с третьего класса. Формирование умения давать определение понятиям –очень сложный этап. Школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия. Важным видом деятельности является решение уравнений: 1 класс – подбор числа, 2 класс – решение на основе знаний зависимости компонентов и результата действия, 3 класс – усложненные уравнения (2, 3 ступенчатые), 4 класс – упрощение уравнений. На этом этапе формируется умение обосновывать доказательство. Один из примеров – на слайде. Во 2-м классе принимается ответ на основе визуального наблюдения. В 3-м классе – составление неравенства, в 4-м классе возможно использование дробных чисел. Пятый этап предполагает развитие аналитической деятельности.
Содержание характеристики числа расширяется с каждым годом обучения. В конце четвертого класса мои ученики характеризуют число следующем образом. К 3 – 4 классу аналитическая деятельность проявляется в умении анализировать связи между предметами и явлениями, в умении отслеживать различные виды закономерности. Я отслеживала результативность деятельности. Ежегодно дети проходили диагностику. Первая диагностика по развитию внимания и памяти показала, что данные функции у моих учеников развиты недостаточно. Поэтому я начала тренинг устойчивости внимания. За основу взяла стандартный бланк теста «Корректурная проба». Тренинг обрабатывала, как было рекомендовано в диагностике, по специальной шкале. Проводится подсчет знаков, которые нужно было выделить, подсчет выделенных знаков и высчитывается точность выполнения задания в процентах. Именно точность выполнения оценивается в баллах. Максимальное количество – 26.
Со временем я задание усложнила: за то же время нужно было выделить два знака. Результаты резко ухудшились. Поэтому я ввела еще один тренинг внимания. Он заключался в умении удерживать инструкцию, состоящую из букв. Рядом дается расшифровка: Р – растение, Ж – животное. Дети должны написать названия растений и животных, не нарушая данный порядок, названия повторять нельзя. После этого усложнила тренинговую работу, определив для выделения на бланке трех букв. Из диаграммы видно, что увеличилось количество детей, набравших максимальное количество баллов. То есть, тренинг способствовал развитию устойчивости внимания. Диагностика словесно – логического мышления также проводилась ежегодно. Средний показатель словесно – логического мышления в первом классе равен 54%, в четвертом – 82%. Мои ученики усвоили необходимый уровень теоретических знаний. Наблюдается рост и абстракто – логического мышления. В первом классе средний показатель данного вида мышления был равен 42%, за три последующих года он вырос почти вдвое и стал равен 80,5 %.
Работала с одаренными детьми по индивидуальной траектории. На слайде – примеры заданий. Эта работа позволила мне добиться положительных результатов в выполнении контрольных работ моими учениками. Я отследила выполнение учащимися заданий повышенной сложности. Они значительно выросли: с 28% во втором классе - до 60% в четвертом. Такая систематическая работа позволила моим ученикам добиться высоких результатов в школьных олимпиадах, и в районной олимпиаде в 2008-2009 учебном году.
Васюта Максим занял 1 место в районе, выполнив 100% заданий. Третьяков Константин – второе место. Высокий уровень логического мышления продемонстрировали мои ученики, приняв участие в VII Интеллектуальном марафоне учеников – занковцев, заняв пять первых мест (по количеству участников моего класса) во втором туре и получив приглашение на третий тур в город Самару. Мои ученики активно принимают участие в международных заочных конкурсах и чемпионатах по математике. Они подтвердили свои умения в пятом классе, 15 учеников приняли участие в первом туре районной олимпиады по математике. Победитель и призеры – мои ученики.
Итоги первой четверти подтверждают хорошую подготовку учащихся моего класса. Качество знаний составило 86%. Следовательно, гипотеза о том, что если работу по развитию логического мышления вести системно, в опоре на составленную мной таблицу, то можно добиться его оптимального развития, подтвердилась. Работа по развитию логического мышления способствует формированию психологических функции ребенка. Опыт направлен на усовершенствование педагогической технологии развивающего обучения. Итогом работы является создание оптимальных условий для достижения цели. Технология помогает учителю ставить выполнимые цели по формированию логического мышления учащихся, не допускать перегрузок, что способствует сохранению психического и физического здоровья учащихся.
Результатом данной работы являются работы учащихся по математике, выполнение заданий повышенной сложности, результативность участия в математических олимпиадах, конкурсах (учрежденческого, районного, регионального уровней). Опыт рассчитан на учителей начальной школы независимо от стажа работы и программного обеспечения.