Рабочая программа "Русский язык. 2 класс" (автор: Полякова А.В.)
- Автор: Ладыгина Елена Владимировна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Ладыгина Елена Владимировна
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования)».
2. Приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010 г. «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».
3. Инструктивно-методическое письмо Департамента образования культуры и молодежной политики Белгородской области и БелРИПКППС «О преподавании в начальных классах в 2011-2012 уч.г. в общеобразовательных учебных заведениях Белгородской области».
4. Авторская программа: указать автора, название программы, год издания, издательство.
5. Учебный план МОУ «Подолешенская СОШ» на 2011-2012 учебный год.
В авторскую программу изменения не внесены.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы «Русский язык», автор: Полякова А.В. (система Л.В. Занкова), в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего образования, рассчитана на 175 учебных часов из расчета 5 часов в неделю.
Цель: создать условия для овладения учащимися навыками самостоятельной деятельности, активными формами познания; обогащение школьников знаниями посредством продвижения ребенка в общем развитии через основные темы русского языка: признаки текста, признаки предложения, лексические и грамматические группы слов, звуки речи, соотнесение звукового и буквенного состава слова.
Задачи:
- развитие устной и письменной речи;
- формирование осознанных орфографических навыков;
- дать сведения по грамматике, морфологии и синтаксису, взаимодействующие с другими разделами языка фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
1. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 2 кл. М.: Просвещение, 2006.
Во 2 классе дается значительный объем сведений по грамматике. Вводятся понятия об имени существительном, глаголе, имени прилагательном, а также некоторые сведения об этих частях речи (единственное и множественное число, род имен существительных). Очень важно различать окончания при изменении имен существительных в предложениях (по вопросам кто? что? и т.д.). Таким образом, учащиеся получают первоначальное представление о грамматическом (формальном) значении слов, относящихся к разным частям речи. Кроме того, во 2 классе углубляются сведения о корне слова и однокоренных словах, о предложении и его видах (повествовательных, вопросительных, побудительных и восклицательных), о связи слов в предложении (словосочетаниях). В процессе изучения частей речи практикуется составление предложений, в которых есть существительные и глаголы. Таким образом, закладывается та основа, на которой формируется знание о соотношении подлежащего и сказуемого в предложении.
Школьники овладевают навыками письма, формируемыми на осознанном применении правил орфографии. Продолжается изучение правописания парных согласных на конце слова, гласных после шипящих, твердых и мягких согласных, при этом фиксируется внимание на различных способах обозначения мягкости. На протяжении 2 класса идет работа над правописанием безударных гласных в корне слова, разделительных ь и ъ, правописанием предлогов в сопоставлении с правописанием приставок. Таким образом, языковые явления, которые дети наблюдали в 1 классе, осмысливаются ими на более сложном материале, в новых условиях их проявления.
По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы, сочинения (обучающие). Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении, в слове. Поэтому непосредственно перед написанием сочинения не должно быть такой подготовительной работы, как составление общего плана, пересказа, зачитывания образцов, предварительного устного рассказа по картине, орфографической, словарной подготовки. Подготовка осуществляется всей предшествующей системой работы, начиная с 1 класса.
В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать и чувствовать должны быть предметом постоянного внимания учителя. Самое серьезное внимание уделяется анализу сочинений после их написания, разбору стилистических, орфографических и других недостатков. В работе над орфографическими ошибками выделяются основные их группы: на пройденные и еще не пройденные правила. Ошибки второй группы распределяются на две категории: об одних говорится, как нужно писать данное слово; в других случаях нужно указать правило правописания без развернутого грамматического обоснования (например, написание -тся и -ться в глаголах по вопросам что делает? и что делать?).
Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включаются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочинениях. Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.
В данную программу также включены компоненты: здоровьеформирующие и духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, творческих и исследовательских работ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
К концу второго класса обучающиеся должны знать/понимать: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения; части речи, имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении; имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным; глагол, время глагола; предлоги; корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных; имена собственные; парные согласные на конце слова, правила их правописания; словарь речевого этикета при непосредственном общении (приветствие, слова при прощании, обращение на «ты» и «Вы», слова извинения).
К концу второго класса обучающиеся должны уметь: находить повествовательные, вопросительные, побудитель ные и восклицательные предложения; составлять предложения по рисунку, по заданиям учебника; распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имен существительных; род, число имен прилагательных; время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»); писать раздельно предлоги со словами; подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; находить в словах орфограммы на изученные правила; различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные; обозначать парные согласные на конце слов; различать слова с разделительными ь и ъ; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь; приводить примеры слов с нужными орфограммами; писать слуховые и зрительные диктанты; использовать правила вежливости, понимать различия в реагировании в соответствии с ситуацией и собеседником: с родными, с учителем и одноклассниками на уроке, на перемене, на прогулке.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
План Факт №урока Тема урока (45ч+35ч+50ч+40ч=170ч) Iчетверть (45 часов) Часы учебного времени Характеристика основной деятельности ученика Повторение Примечание
1 Что такое предложение? 1 Повторение.
2 Основа предложения 1 Работа в группе.
3 Главные члены предложения 1 Приёмы запоминания словарных слов.
4 Связь между словами в предложении 1 Письмо по памяти.
5 Второстепенные члены предложения 1 Групповая работа.
6 Работа с деформированным текстом 1 Р/р
7 Слова близкие и противоположные по значению 1 Повторение.
8 Словарный диктант (5-7слов). Упражнение в подборе синонимов и антонимов 1 Способы самоконтроля.
9 Из чего состоят слова. «Правильная осанка» (беседа) 1 Приёмы запоминания словарных слов.
10 Звуки и обозначение их буквами 1
11 Сочинение предложений на тему «Осенний воздух» 1 Р/р
12 Чем отличается гласный звук от согласного 1 Слуховой диктант на основе ошибок в сочинении.
13 Прописные и строчные буквы 1 Наблюдение за отличием в написании букв.
14 Запись слов в алфавитном порядке 1 Групповая работа учащихся.
15 Сочинение предложений на тему «Моя любимая игрушка» 1 Р/р
16 Упражнение в определении гласных и согласных звуков и соответствующих им букв 1 Зрительный диктант на основе ошибок в сочинении.
17 Словарный диктант. Работа с фразеологизмами 1 Способы самоконтроля.
18 Что такое слог? Звукобуквенный анализ слов 1 Работа в группе.
19 Проверочный диктант на изученные орфограммы в 1 классе 1 Самостоятельная работа учащихся.
20 Сочинение-миниатюра на тему «Смешной случай в моей жизни» 1 Р/р
21 Сколько слогов может быть в словах 1 Слуховой диктант на основе ошибок в сочинении.
22 Ударный слог. «Значение витаминов в жизни человека» (беседа) 1 Приёмы запоминания словарных слов.
23 Ударение и смысл слова. Проверочный тест «Звукобуквенный анализ слов» 1 Самостоятельная работа учащихся.
24 Изложение повествовательного текста 1 Р/р
25 Ударные слоги 1 Редактирование текста. Зрительный диктант на основе ошибок в сочинении.
26 Двухсложные и трёхсложные слова 1 Самостоятельная работа учащихся.
27 Деление слов на слоги. 1
28 Работа над ошибками. Пословицы и фразеологизмы 1 Зрительный диктант.
29 Как нужно переносить слова. Слова, которые нельзя переносить 1 Приёмы запоминания словарных слов.
30 Словарный диктант. Правила переноса 1 Способы самоконтроля.
31 Упражнение в разделении слов для переноса 1.
32 Написание имён, отчеств и фамилий людей с большой буквы 1 Самостоятельная работа учащихся.
33 Упражнение в написании имён, отчеств и фамилий людей с большой буквы 1.
34 Проверочное списывание. 1 Приёмы самоконтроля.
35 Работа над ошибками. Упражнение в написании имён, отчеств и фамилий людей с большой буквы 1 Приёмы запоминания словарных слов.
36 Правописание кличек животных 1 Комментированное письмо. Звукобуквенный анализ.
37 Упражнение в написании кличек животных 1.
38 Контрольный словарный диктант №1 Имена собственные 1 Приёмы самоконтроля.
39 Название улиц, сёл, деревень, городов, рек морей. Знак «кавычки» 1.
40 Контрольная работа №1 «Правописание имён собственных. Звукобуквенный анализ слов» 1 Приёмы самоконтроля.
41 Работа над ошибками Упражнение в написании имён собственных. «4 ноября - День народного единства» (беседа) 1 Приёмы запоминания словарных слов.
42 Работа с деформированным текстом 1 Р/р.
43 Составление текста из предложений.
1 Р/р Слуховой диктант на основе ошибок в написании текста.
44-45 Резервный урок 2.
II четверть (35 ч)
1 Какими буквами обозначается мягкость согласного звука 1 Письмо по памяти.
2 Мягкий знак в конце слова 1 Тестовые задания.
3 Мягкий знак в середине слова. Слова, пишущиеся без мягкого знака 1 Объяснительный диктант.
4 Словарный диктант.
Слова с буквами е, ё, ю, я 1 Комментированное письмо.
5 Слова с буквами е, ё, ю, я. 1 Комментированное письмо.
6 Изложение повествовательного текста 1 Р/Р.
7 Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука 1 Слуховой диктант на основе ошибок в сочинении.
8 Обозначение мягкости на письме «Держи спину прямо!» (беседа) 1 Приёмы запоминания словарных слов.
9 Контрольный диктант №2 «Буквы е, ё, ю, я. Обозначение мягкости на письме» 1 Способы самоконтроля.
10 Работа над ошибками. Что разделяют мягкий и твёрдый знаки. 1 Письмо по памяти.
11 Слова с разделительными ь и ъ знаками 1 Объяснительный диктант.
12 Словарный диктант. Слова с разделительными ь и ъ знаками 1 Способы самоконтроля.
13 Сочинение-миниатюра с элементами рассуждения «Моя семья» 1 Р/р.
14 Слова с разделительными ь и ъ знаками. Работа с пословицами. 1 Зрительный диктант на основе ошибок в сочинении.
15 Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-щн. 1 Выборочный диктант.
16 Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-щн. 1 Приёмы запоминания словарных слов.
17 Сочинение-миниатюра с элементами рассуждения «Письмо Деду Морозу» 1 Р/р.
18 Словарный диктант. Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-щн. 1 Слуховой диктант на основе ошибок в сочинении.
19 Проверочный тест «Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-щн» 1 Способы самоконтроля.
20 Что такое текст. «12 декабря (1993 года) – День Конституции (беседа) 1 Звукобуквенный анализ.
21 Монолог. Абзац. Заголовок текста. 1 Способы самоконтроля.
22 Диалог. Части текста. План текста. 1.
23 Сочинение по картинкам и вопросам. 1 Р/р Упр 194.
24 Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. «Гигиена зрения» (беседа) 1 Звукобуквенный анализ. Составление предложений.
25 Восклицательные и невосклицательные предложения. Проверочный тест «Главные члены предложения» 1 Приёмы запоминания словарных слов.
26 Контрольная работа №2 «Разделительный мягкий и твёрдый знак. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения» 1 Способы самоконтроля.
27 Работа над ошибками. Имя существительное. 1 Словарная работа.
28 Имя существительное. 1 Звукобуквенный анализ.
29 Имя существительное. 1.
30 Проверочное списывание 1 Способы самоконтроля.
31 Работа над ошибками. Число имён существительных 1 Приёмы запоминания словарных слов.
32 Контрольный словарный диктант № 2. Число имён существительных 1 Способы самоконтроля.
33 Число имён существительных 1 Сравнение форм слова и однокоренных слов.
34-35 Резервный урок 2 Приёмы запоминания словарных слов.
III четверть (50 ч)
1 Глагол. Для чего в речи нужны глаголы 1 Составление словосочетаний.
2 На какие вопросы отвечают глаголы 1 Звукобуквенный анализ.
3 Упражнение в определении глаголов 1 Приёмы запоминания словарных слов.
4 Изменение глаголов по числам 1 Сравнение форм слова и однокоренных слов.
5 Словарный диктант. Упражнение в постановке вопросов к глаголам 1 Составление предложений.
6 Проверочный тест «Часть речи – глагол». Звонкие и глухие парные и непарные согласные звуки. 1 Приёмы запоминания словарных слов.
7 Звукобуквенный анализ слов. «Полезные и вредные продукты» (беседа) 1 Групповая работа Звукобуквенный анализ.
8 Сочинение – миниатюра с элементами описания «Зимние забавы» 1 Р/р.
9 Парные согласные звуки в конце слова. «9 февраля – день освобождения г. Шебекино от фашистских захватчиков» (беседа) 1 Зрительный диктант на основе ошибок в сочинении.
10 Как проверить букву на конце слова. Согласные звуки [б], [п] 1 Комментированное письмо.
11 Согласные звуки [д], [т] 1 Групповая работа.
12 Упражнение в определении букв на конце слова. Проверочная работа «Согласные звуки [б], [п], [д], [т] на конце слова» 1. Способы самоконтроля.
13 Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи 1 Составление словосочетаний.
14 На какие вопросы отвечают прилагательные 1 Объяснительный диктант.
15 Изложение повествовательного текста 1 Р/р.
16 Род и число имён прилагательных 1 Слуховой диктант на основе ошибок в изложении.
17 Словарный диктант. Распространение предложений прилагательными. 1 Способы самоконтроля.
18 Переносное значение прилагательных. Прилагательные-антонимы и прилагательные-синонимы. 1 Составление предложений. Приёмы запоминания словарных слов.
19 Проверочное списывание 1 Способы самоконтроля.
20 Работа над ошибками. Согласные звуки [г], [к] 1 Звукобуквенный анализ.
21 Согласные звуки [ж], [ш], [з], [с] 1.
22 Согласные звуки [в], [ф]. Проверочная работа «Согласные звуки на конце слова» 1 Способы самоконтроля. Приёмы запоминания словарных слов.
23 Изложение повествовательного текста 1 Р/р.
24 Изменение имён прилагательных по родам. От чего зависит род имён прилагательных 1 Слуховой диктант на основе ошибок в изложении.
25 Контрольный диктант №3 «Правописание парных согласных на конце слова» 1 Способы самоконтроля.
26 Работа над ошибками. Родовые окончания имён прилагательных 1 Звукобуквенный анализ.
27 Словарный диктант. Упражнение в определении рода имён прилагательных 1 Способы самоконтроля.
28 Изменение имён прилагательных по числам. Как определить число имён прилагательных 1 Звукобуквенный анализ.
29 Упражнение в определении рода и числа имён прилагательных 1 Выборочный диктант.
30 Сочинение-миниатюра с элементами описания и рассуждения на тему «Моя мама» 1 Р/р.
31 Корень слова. Однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными 1 Зрительный диктант на основе ошибок в сочинении.
32 Упражнение в подборе однокоренных слов. «Пища полезная и вредная» (беседа) 1 Сравнение форм слова и родственных слов.
33 Упражнение в подборе однокоренных слов. Проверочный тест «Состав слова» 1 Способы самоконтроля.
34 Сочинение-миниатюра с элементами описания «Первые весенние цветы» 1 Р/р.
35 Как найти в слове корень 1 Слуховой диктант на основе ошибок в сочинении.
36 Предлоги. Отличие предлога от приставки 1 Приёмы запоминания словарных слов.
37 Контрольный словарный диктант №3 1 Способы самоконтроля.
38 Работа над ошибками. Упражнение в написании предлогов и приставок. 1 Звукобуквенный анализ.
39 Упражнение в написании предлогов и приставок. Проверочная работа «Правописание предлогов и приставок» 1 Способы самоконтроля.
40 Изменение имён существительных по вопросам 1 Сравнение форм слова и родственных слов .
41 Изменение имён существительных по вопросам 1.
42 Контрольная работа №3 «Правописание предлогов и приставок. Однокоренные слова. Звукобуквенный анализ слов» 1 Способы самоконтроля.
43 Работа над ошибками. Работа с текстом. Заголовок текста 1 Р/р.
44 Изменение имён существительных по вопросам 1 Сравнение форм слова и однокоренных слов.
45 Глагол изменяется по временам 1 Звукобуквенный анализ.
46 Словарный диктант. Упражнение в определении времени глагола 1 Способы самоконтроля.
47 Упражнение в определении времени глагола 1 Групповая работа.
48 Упражнение в определении времени глагола 1 Письмо по памяти.
49 Проверочный тест «Определение времени глагола» 1 Способы самоконтроля.
50 Работа над ошибками. Резервный урок 1.
IV четверть (40 ч)
1 Безударные гласные в корне слова. 1 Звукобуквенный анализ.
2 Нужно ли проверять безударный гласный в корне слова. 1 Письмо по памяти.
3 Как проверить безударный гласный в корне. «Значение зарядки для здоровья человека» (беседа) 1.
4 Упражнение в подборе однокоренных слов Правописание каких слов надо запомнить Образные и звуковые ассоциации для запоминания словарных слов 1 Приёмы запоминания словарных слов.
5 Сочинение-миниатюра с элементами рассуждения «Почему апрель называют капризным?» 1 Р/р.
6 Словарный диктант. Упражнение в подборе проверочных слов 1 Способы самоконтроля.
7 Проверочный диктант «Правописание безударных гласных в корне слова» 1 Способы самоконтроля.
8 Будущее время глагола. Как узнать время глагола. 1.
9 Глаголы будущего сложного времени 1 Письмо по памяти.
10 Контрольный диктант №4 «Правописание безударных гласных в корне слова» 1 Способы самоконтроля.
11 Работа над ошибками. Упражнение в изменении глаголов по временам 1 Приёмы запоминания словарных слов.
12 Упражнение в изменении глаголов по временам 1 Объяснительный диктант.
13 Упражнение в определении времени глаголов 1 Звукобуквенный анализ.
14 Проверочный тест «Части речи» 1 Способы самоконтроля.
15 Словарный диктант. Упражнение в определении времени глаголов 1 Способы самоконтроля.
16 Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Закрепление. 1 Приёмы запоминания словарных слов.
17 Контрольный тест №1 по теме «Части речи. Родственные слова и формы слова. Главные члены предложения. Состав слова. Звукобуквенный анализ слова» 1 Способы самоконтроля.
18 Работа над ошибками.
Что такое речь? Работа с текстом. Выбор заголовка. 1 Работа с текстом.
19 Разговорная речь. Диалог. «Чистота – залог здоровья» (беседа) 1 Выборочный диктант.
20 Изложение повествовательного текста 1 Р/р.
21 Виды речи: научная, разговорная, деловая, художественная. 1 Комментированное письмо.
22 Итоговая контрольная работа №4 по тексту администрации 1 Способы самоконтроля.
23 Работа над ошибками. Составление объявлений. 1 Творческая работа.
24 Научно-деловое описание. «9 мая - День Великой Победы» (беседа) 1 Работа с текстом.
25 Художественная речь: рассказы, сказки, стихотворения 1 Работа с текстом.
26 Контрольный словарный диктант №4 1 Способы самоконтроля.
27 Работа над ошибками. Монолог. Диалог. Обращение. 1 Работа с текстом.
28 Составление плана текста. Изложение по вопросам плана 1 Р/р. Работа с текстом. Составление плана текста.
29 Образные сравнения .Эпитеты 1 Работа с текстом.
30 Контрольное списывание №1 1 Способы самоконтроля.
31 Работа над ошибками. Образные обороты речи. 1 Приёмы запоминания словарных слов.
32 Составление плана повествовательного текста. 1 Работа с текстом. Составление плана текста.
33 Текст – описание. Изобразительные средства языка: сравнение, переносное значение слов. 1 Работа с текстом. Составление плана текста.
34 Сочинение с элементами описания «Русская берёзка» 1 Р/р. Работа с текстом. Составление плана текста.
35 Проверочный диктант по всем изученным орфограммам во 2-м классе 1 Способы самоконтроля.
36 Работа над ошибками. Работа с текстом. Составление плана текста 1 Работа с текстом. Составление плана текста.
37 Сочинение-повествование «Мой самый запоминающийся день (случай) во 2-м классе» 1 Р/р. Обсуждение и составление плана.
38 Словарный диктант. Образные сравнения в поэзии. 1 Способы самоконтроля.
39-40 Резервный урок. 2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (170 ч.)
Фонетика (10 часов), грамматика (100 часов), правописание (30 часов) и развитие речи (30 часов).
Речь. Предложение. Слово. Членение речи на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Точка, знак вопроса и восклицательный знак в конце предложения. Звуки и буквы, их различие. Алфавит. Алфавитное название букв. Гласные и согласные звуки, их различие. Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги, перенос слов по слогам. Ударение, ударные и безударные слоги. Прописная буква в именах собственных. Понятие орфограммы. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного звука на письме ь, буквами и, е, ё, ю, я. Звуковое значение букв е, ё, ю, я: обозначают два звука в начале слова, после гласного звука, после согласного звука в словах с разделительными ь и ъ. Разделительные ь и ъ. Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, шу, чн, чк, щн. Звонкие и глухие согласные звуки. Парные согласные в конце слова. Правописание парных согласных в конце слова. Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Единственное и множественное число имен существительных. Род имен существительных: мужской, женский, средний. Изменение имен существительных (по вопросам кто? что? кого?и т.п.). Различие окончаний. Глагол. Изменение глаголов по числам. Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний ый, ий, ая, яя, ое, ее, ые, ие. Предлог. Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Корень слова. Однокоренные слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Связная речь Устная речь Организация практики устного общения: речевые упражнения в форме диалогической и монологической речи: дискуссия, беседа, обсуждение, сообщение. Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Правила обращения, отклика, приветствия, прощания при непосредственном общении с родителями, со знакомыми, с друзьями, с учителем в школе (разыгрывание соответствующих ситуаций). Письменная речь Ознакомление с понятиями: речь разговорная, деловая, научная, художественная. Наблюдение в конкретных речевых ситуациях соответствия цели высказывания и стиля письменной речи (разговорная, деловая, научная, художественная). Наблюдение жанра литературной речи, устного народного творчества (рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, шарада, пословица, поговорка и т.п.); типа речи повествования (есть сюжет), описания (нет сюжета). К примеру, описание цветка подснежника в стихотворении, в учебнике или в словаре, энциклопедии и др. Текст. Тема, название (заголовок), автор. Главное в тексте. Выделение частей текста, их озаглавливание. Правильное расположение данных к тексту пунктов плана. Работа с текстом (при отсутствии необходимых абзацев) по этапам: вычленение главной мысли, краткий пересказ прочитанного, членение текста на смысловые части. Восстановление и запись деформированного текста (с ориентацией на признаки текста). Составление и запись предложений, составляющих небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам). Наблюдение соответствия высказывания и средств речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности, отказа и т.п.). К примеру, составление телеграммы с поздравлением бабушке и учительнице. Сочинения по заданной теме. Постепенное включение в сочинения элементов описания и рассуждения.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
1. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании в начальных классах в 2010-2011 учебном году» Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области».
2. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 2 кл. М.: Просвещение.
3. Полякова А.В. Тетради по русскому языку для 2 кл.
4. Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 1-2 класса. М.: Просвещение.
5. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку. М.: ЗАО ЦОР.
6. Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 1- 2 классы: Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ. Самара: Издательский дом «Федоров».
7. Яковлева С.Г. Итоговые контрольные работы по системе Л.В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006.
Оборудование:
1. Плакаты по русскому языку.
2. Дидактический и раздаточный материал по русскому языку.
3. Электронные словари по русскому языку.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
Количество итоговых контрольных работ
Предмет Число контрольных работ по классам
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Русский язык
Контрольное списывание 1 1
Диктант 1( см.сноску) 4 4 4
Изложение 1
Словарный диктант 4 4 4
Тестирование 1 2 1
Контрольная работа 4 4 4
Итого 1 14 14 14
Математика 1 13 13 14
Литературное чтение 1 4 8 8
Окружающий мир 1 4 4 4
Формы контроля: контрольные работы, диктанты (слуховые, зрительные, словарные, выборочные, графические), тесты, самостоятельные работы.
Используемые источники:
1. Итоговые контрольные и проверочные работы по системе Л.В. Занкова Газета «Начальная школа №8/апрель 2010.
2. Яковлева С.Г. Итоговые контрольные работы по системе Л.В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006.