Главная  / Обмен опытом / Информационно-коммуникационные технологии как средство развития компонентов учебной деятельности

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития компонентов учебной деятельности



  • Автор: Ладыгина Елена Владимировна


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Ладыгина Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Подолешенская средняя общеобразовательная школа» Прохоровского района Белгородской области

 

  Информационно-коммуникационные технологии как средство развития компонентов учебной деятельности младших школьников

 

Информация об опыте.
1.1 Условия возникновения, становления опыта.
Возникновение и становление опыта проходило в МОУ «Подолешенская средняя общеобразовательная школа», где обучаются 126 учащихся в 11 классах-комплектах с наполняемостью классов от 7 до 16 человек. Школа работает по учебному плану, в котором нашли отражение федеральный, региональный и школьный компоненты, она является центром культуры, воспитания и образования на селе. МОУ «Подолешенская СОШ» - базовая в школьном округе (модель «Сельская профильная школа»).
Учащиеся: Дети в школе обучаются из разных сёл: Гнездиловка, Черновка, Домановка, Большое, Подъяруги и хуторов: Долгий, Васильев, Плоский.
Все учащиеся проживают в сельской местности, в семьях с различным социальным статусом и материальным положением. Состав многонационален. Появление компьютеров, компьютерных игр, новых образовательных программ вступает в противоречие с целями и задачами школы. Выступает необходимость внедрения новых средств обучения для повышения мотивации, интереса к учебе, организации учебного процесса в свете новых требований жизни. Компьютерные классы в школах, образовательные и развивающие компьютерные программы заставляют по-новому взглянуть на организацию учебного процесса в начальной школе.
Опыт работы по системе Л.В. Занкова убеждает меня в том, что по ней могут успешно учиться любые дети - сильные и слабые, так как система изначально ориентирована на всех поступающих в школу детей. Надо только научиться доверять силам детей, принимать каждого ребенка таким, какой он есть, учить каждого самостоятельному добыванию знаний, уметь определять не только уровень актуального развития ребенка, но и уровень его ближайшего развития, понимать, что за этим стоит.

Учитель: Я работаю в МОУ «Подолешенская средняя общеобразовательная школа» с 2000 года учителем начальных классов. Имею высшее педагогическое образование, квалификацию учителя начальных классов. В 2010 году мне была присвоена первая квалификационная категория. Веду кружок английского языка в 1 классе и кружок «Православная культура».
Начальная школа является самой важной и значимой ступенью в системе школьного образования, поскольку впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. И от того, как она будет сформирована, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.
Для изучения исходного состояния уровня сформированности компонентов учебной деятельности учащихся 2-го класса была использована методика, разработанная Г.В. Репкиной и Е.В. Заика.
Диагностируемые компоненты учебной деятельности учащихся 2 класс , 2007-2008 уч.г.
Уровни сформированности компонентов (в %)
1 2 3 4 5 6
мотив - 9 28 27 18 18
целеполагание - 9 9 28 19 18 18
учебные действия - 9 9 46 18 18
контроль - 9 9 28 27 27
самооценка -  19 27 27 27
Очевидным стал поиск путей развития компонентов учебной деятельности.

1.2 Актуальность опыта.
Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка - значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения. Успешность решения этих задач зависит от того, насколько умело может использовать педагог важнейший инструмент своей педагогической деятельности – технологию обучения.
Умение учиться, формируемое в учебной деятельности, резко выделяется из ряда школьных умений. Появление этого умения свидетельствует о положительных изменениях в психическом развитии: с этого момента ребенок из обучаемого, ведомого взрослым, становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком, обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно.
Актуальность концепции развития учебной деятельности для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
— задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция;
— необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;
— возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, я выявила существующие противоречия:
1) между настоятельным требованием современных программ в формировании у младших школьников компонентов учебной деятельности, обеспечивающих развитие конкретных учебных умений и недостаточной информированностью учителя начальных классов в решении данной проблемы в системе обучения русскому языку;
2) между необходимостью развития умений учиться у каждого обучающегося и недостаточной осведомленностью учителя в подборе дидактического материала и использования возможностей современных технологий обучения в решении данной задачи.
Как показывает школьная практика, несмотря на достаточную разработанность, проблема развития компонентов учебной деятельности младших школьников в учебном процессе остается актуальной, поскольку не все учителя начальных классов на профессиональном уровне владеют теми методами и приемами, которые развивают учебную деятельность учащихся и поддерживают интерес к самому процессу обучения. Я считаю, что в большей степени этому способствуют информационно-коммуникационные технологии. Уроки, проводимые с их использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта – активизация учебной деятельности младших школьников, развитие общеучебных умений и навыков, необходимых для качественного усвоения учащимися программных требований, самостоятельности в учебной деятельности через информационно-коммуникационные технологии.

1.4 Длительность работы над опытом - 4 года (2007-2011 годы). Работа над опытом включала три этапа:
1 этап - аналитико-диагностический, 2007-2008 гг - проводился анализ учебно-программной документации, психолого-педагогической и методической литературы, изучался уровень сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся класса, а также виды медиауроков, выявлены предъявляемые к ним требования. Проанализирован опыт работы учителей по разработке и внедрению в учебный процесс информационных технологий, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил определить основные цели и задачи дальнейшей работы.
2 этап - исследовательский, 2008-2010 гг – разработана методика применения информационных средств; проведены уроки по русскому языку и литературному чтению. По результатам проведенного педагогического эксперимента получена оценка эффективности применения ИКТ на уроках в развитии компонентов учебной деятельности младшего школьника.
3 этап - аналитико-обобщающий, 2010-2011гг – сформулированы основные выводы, отработаны и систематизированы результаты исследований, оформлены итоги.

1.5 Диапазон опыта – единая система работы по развитию компонентов учебной деятельности младших школьников в учебно-воспитательном процессе уроков русского языка и литературного чтения на основе деятельностного подхода к обучению в процессе использования информационно-коммуникационных технологий, а также во внеурочной деятельности, направленной на творческую самореализацию учащихся.
1.6 Теоретическая база опыта.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у младших школьников компонентов учебной деятельности. Изучением вопросов, связанных с формированием компонентов учебной деятельности у младших школьников, занимались следующие ученые: В.В. Давыдов, Е.В. Заика, И.А. Зимняя, А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова, В.В. Репкин, Г.В. Репкина, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.
Уметь учиться – это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность. Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий [23].По А.Ю. Коджаспирову, Г.М. Коджаспировой учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых [8]. В.А. Сластенин определяет учебную деятельность как специально организуемое самим обучаемым, или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством [15].
В структуре учебной деятельности прослеживается, по мнению Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., три основных компонента: мотивационно-побудительный, операционально-действенный и контрольно-оценочный.
Важным компонентом учебной деятельности выступает учебная задача. Более близкую характеристику можно дать путем ее сравнения с конкретно-практической задачей. Так, при решении практической задачи учащийся как субъект добивается изменения объекта своего действия. Результатом такого действия становится некоторый измененный объект. При решении учебной задачи учащийся также производит своими действиями изменения в объектах или в представлениях о них, однако его результат - изменение в самом действующем субъекте. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.
Следующий компонент учебной деятельности - учебные действия, выполняя которые осваивается предметный способ действия. Независимо от того, как задается способ действия (преподавателем или учащиеся обнаруживают его сами), учебные действия по его освоению начинаются с того момента, когда выделен образец.
Особым компонентом учебной деятельности является контрольно-оценочный. Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого действия и его результата с образцом через предварительный образ. Эльконин Д.Б. придает действию контроля в процессе решения учебной задачи особое значение. По его предположению именно он характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим учащимся произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом.

Кратко охарактеризую еще один компонент учебной деятельности - оценку учащимся степень усвоения. Благодаря действию оценки он определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая учащимся учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций.
Формирование компонентов учебной деятельности у младших школьников зависит от педагогических условий, которые обеспечивает учитель в учебном процессе.
При этом особое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы, что способствует оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся (Т.М. Клейман, Л.Ш. Леверберг, Д.В. Зарецкий, З.А. Зарецкая и др.).
Значительный вклад в разработку проблем применения информационных технологий в обучении младших школьников внесли В.И. Варченко, А.А. Витуховская, С.П. Первин, A.B. Горячев, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов, К. Маклин, Ю.А. Первин и др.
Идея использования компьютера для развития не нова, но на практике учитель сталкивается с проблемой подбора нужных программных продуктов, а также совмещения предъявляемых стандартом образования требований к знаниям с желанием развивать личность, способности ученика.
Основополагающими принципами данного опыта являются:
- принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
- принцип научности;
- принцип связи обучения с практикой;
- принцип системности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
1.7 Новизна исследования заключается в том, что определены педагогические условия, способствующие эффективному развитию компонентов учебной деятельности учащихся младших классов; разработана технология реализации выявленных условий; разработаны и апробированы задания, способствующие развитию умения учиться на уроках русского языка, литературного чтения.
Уроки с применением информационно-коммуникационных технологий – эффективное средство развития компонентов учебной деятельности. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда намного выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста я произношу примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.
Опыт имеет репродуктивно-творческий характер.

2. Технология опыта.
Постановка целей и задач педагогической деятельности.
2.1. Цель работы: создать условия, способствующие максимальному развитию компонентов учебной деятельности учащихся младших классов посредством применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературного чтения.
2.2. Задачи:
- активизировать образовательный процесс путем включения в него информационно-коммуникационных технологий;
- формировать способности учащихся к организации своей учебной деятельности, развивать универсальные учебные действия (мотивы, целеполагание, планирование, контроль и оценку);
- сформировать и развить самостоятельность и информационно-коммуникативную компетентность учащихся;
- использовать возможности среды MS PowerPoint для создания мультимедийного сопровождения уроков в начальной школе;
- осуществлять функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников;
- раскрыть возможности применения информационно-коммуникационных технологий при обучении детей в начальной школе;
- использовать разнообразные творческие задания, способствующие развитию учебной деятельности.

Организация учебно-воспитательного процесса.
2.3. Описание содержания образования и средств достижения цели.
Содержание обучения русскому языку и литературному чтению создает необходимые предпосылки для формирования учебной деятельности в процессе освоения его учащимися.
При реализации опыта была выдвинута гипотеза: использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе будет способствовать развитию компонентов учебной деятельности школьников при соблюдении следующих условий:
- использование разнообразных форм ИКТ;
- использование ИКТ на разных этапах уроках;
- применение ИКТ не только в учебной, но и внеурочной деятельности по предмету. При этом ученик должен выступать в качестве субъекта учения. Быть cyбъeктом учения - знaчит имeть пoтpeбнocть в caмoизмeнeнии и быть cпocoбным yдoвлeтвopять eё пocpeдcтвoм yчeния, т.e. xoтeть, любить и yмeть yчитьcя.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• наблюдение;
• анкетирование;
• изучение и анализ творческих работ учащихся.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта использую разнообразные методы, приемы и формы учебно-воспитательной работы.

Методы и приемы при проведении уроков с использованием информационных технологий, которые развивают учебную деятельность.
1. Методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка, литературного чтения (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм). Данный метод позволяет отрабатывать следующие компоненты учебной деятельности: учебно-познавательный интерес, учебные действия и действия контроля. Приложение №1.
2. Методика использования творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, Power Point (создание презентаций, творческих работ). В отличие от предыдущего на первый план выходит такой компонент учебной деятельности, как целеполагание. Приложение №2.
3. Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках русского языка, литературного чтения (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие для начальной школы, обучающие игры (тренажёры «Правописание безударных гласных», «Однокоренные (родственные) слова», «Парный согласный на конце слова»; тест по обучению грамоте; игры по обучению грамоте «Чтение слов и предложений»). В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как «игры». Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети вставляют слова, буквы, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают правила правописания, следовательно, развивается учебно-познавательный интерес детей.
Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности  как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
Я применяю программы для работы со всем классом, которые предполагают возможность соучастия детей в процессе обучения. Я работаю за клавиатурой, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Дети делятся на группы, где работают совместно, а я ввожу результат в компьютер.
4. Метод проектов в сочетании с информационно-коммуникационной технологией. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый мною метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым. Данный метод развивает все компоненты учебной деятельности.
Методика работы над проектом: подготовка детей к работе над проектом, выбор проблемы, сбор информации, разработка собственного варианта решения проблемы, реализация плана действий, подготовка к защите проекта, презентация проекта, рефлексия.
Вот, например, какая была дана самооценка процесса проектирования фойе школы учащимися 4 класса:
Нами была исследована проблема и определена потребность, исходя из которой, на наш взгляд, была четко сформулирована задача. По мере выполнения проекта наши интересы все больше возрастали, прорабатывалось много вариантов решения задач. Хорошо спланированный процесс изготовления, выбор материалов, инструментов и оборудования, позволили успешно решить поставленные задачи. Работа над проектом нас очень увлекла. Мы думали и фантазировали, искали пути решения интересующих вопросов. Так рождался у нас проект. Путь к реализации проекта был не прост. В процессе изготовления мы сталкивались с некоторыми проблемами:
1) Какие цвета лучше подходят к фойе?
2) Как правильно расставить мелкие детали (вазы, цветы), чтобы дети не смогли разбить или уронить их? Мы считаем, что, несмотря на эти проблемы, наш проект удался.
Приложение №3.
Нетрадиционные формы уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий:
• уроки с игровой состязательной основой (урок-игра, соревнование, проверочный кроссворд, урок – КВН, урок - эстафета, урок - викторина и др.);
• уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ (урок-путешествие, урок-экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, защита проектов, гостиная);
• уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок творчества, урок-творческий отчет, урок-выставка);
• уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности (урок-исследование, урок-диспут, урок-дискуссия);
• уроки оригинальной организации учебного материала (видеоурок, практические занятия, реферат, мозговой штурм).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуально-дифференцированная.
Фронтальную работу использую при актуализации знаний, являющихся опорой для изучения нового материала.
Групповую работу - для выработки продуктивного решения, необходимого для понимания изучаемой темы, выражения точки зрения на языковое явление, ее обоснования; обеспечения долевого участия в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Она основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек и выполняет своё задание. Например, на уроке русского языка при изучении темы «Безударная гласная в корне слова» каждой группе даётся предложение, где необходимо исправить ошибки и подобрать проверочные слова; игра "Да - нет", в игру играют парами или группой. Ребёнок загадывает какое-либо существительное (предмет), понятие из русского языка, литературы. Другие дети могут задавать ребёнку не более 15 вопросов, на которые он отвечает либо "да", либо "нет". Цель игры - назвать то существительное, которое было загадано. Необходимо стремиться, чтобы задаваемых вопросов было как можно меньше. Для этого нужно, чтобы вопросы касались существенных, категориальных признаков того класса объектов, к которому принадлежит это понятие.
Индивидуально-дифференцированную работу организую с учетом уровня обученности детей, их возможностей, интересов. Данную форму использую и при выполнении проектов, исследовательских работ, творческих заданий. Например, учащимся предлагаются следующие варианты индивидуальных домашних заданий, дающих возможность расширить знания, углубить их: узнать этимологическое значение какого-либо слова, написать сказку «Откуда взялся мягкий и твёрдый знак», составить акростих или акротекст.
Такие задания предполагают самостоятельную работу учащихся с дополнительной лингвистической литературой, формируют навыки конспектирования, учат детей монологической речи. Выполнение индивидуальных заданий позволяет реализовать такие свойства дидактической системы Л.В. Занкова как многогранность и вариантность. Данные домашние задания ученики чаще выполняют в форме презентаций.
Формы контроля. В работе я осуществляю постоянный систематический контроль знаний: текущий, тематический, итоговый. Это разноуровневые работы, контрольные работы по 3 видам сложности. Например, разноуровневая работа по русскому языку по теме «Алфавит» (1 класс): 1-й уровень – запиши первые десять букв алфавита; 2-й уровень – продолжи алфавит: л,...,…,…,…,…,…,ц; 3-й уровень – расшифруй слова, используя алфавит: о, а, з, т; о, г, с, ь; т, о, н, е. Приложение № 4

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ.
1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2. На этапе актуализации знаний мотивационно-познавательная деятельность формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае поясняю то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет мои слова.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между моими словами и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые я даю.
Например, «Знакомство со словообразовательным анализом». Последовательность: материал для наблюдения над словами, графическая модель, введение понятия корень, рисунок с изображением мака на экране. Образуем словесный сад: как называется плод мака? – маковка; как назовем семечко мака? – маковинка; какой цвет у мака? – маковый. Это слова - родственники. У них похожий смысл, есть общая часть - корень МАК.
Игра «Третий лишний»: лес, лесник, лестница; гусь, гусыня, гусеница; боль, большой, больница, автобус, грузовик, трамвай.
Введение понятия суффикса. Образование новых слов по схеме: куст + ик = кустик; бант + ик = бантик; мост + ик = мостик.
5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах. Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками". Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.
Компоненты учебной деятельности развиваются в работе с интерактивной доской при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий и возможностей программы Star Board, при демонстрации презентаций, в том числе и собственных, сделанных по-моему заданию самостоятельно или под моим руководством и оформленных в программе Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Раblisher, графическом редакторе Paint, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления. Демонстрация презентации на Star Board позволяет продуктивно работать маркером, делая пометки, исправления, дополнения, подчеркивания, как на этапе актуализации знаний, так и на этапе объяснения и закрепления материала. При работе в группах, парах сменного состава учебный материал усваивается гораздо легче и быстрее.
3. Результативность опыта.
С целью установления уровней сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся класса были изучены качественные характеристики уровней по каждому компоненту учебной деятельности, разработанные Г.В. Репкиной и Е.В. Заика [11]. Критерии уровней использовались как основа для обобщения и оценки учебной деятельности каждого ученика класса (Приложение № ). Каждый компонент учебной деятельности представлен 6 уровнями: первый уровень самый низкий, шестой уровень самый высокий.
Сравнительный анализ проводился в конце второго и в конце четвёртого года обучения. Замеры осуществлялись по следующим компонентам учебной деятельности: мотив, целеполагание, учебные действия, контроль, самооценка.
В ходе повторной диагностики была выявлена динамика в развитии компонентов учебной деятельности учащихся четвёртого класса:
Диагностируемые компоненты учебной деятельности учащихся 2 класс , 2007-2008 уч.г. 4 класс , 2009-2010 уч.г.
Уровни сформированности компонентов (в %) Уровни сформированности компонентов (в %)
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6
мотив - 9 28 27 18 18 - - 18 18 36 28
целеполагание 9 9 28 19 18 18 - - 9 45 18 28
учебные действия - 9 9 46 18 18 - - 18 36 18 28
контроль - 9 9 28 27 27 - - 18 28 18 36
самооценка - - 19 27 27 27 - - - 27 27 46

Поскольку психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, в том числе и учебной, в процессе работы по теме педагогического опыта было проведено исследование памяти и мышления, эмоционального состояния учащихся, а также уровень их творческого потенциала.
Уровень сформированности учебно-познавательного интереса детей младшего школьного возраста к урокам с использованием информационно-коммуникационных технологий в начальной школе стал намного выше. Количество учеников с высоким уровнем интереса возросло с 30% до 45%; результаты среднего уровня повысились с 20% до 36%; количество учеников с низким уровнем познавательного интереса понизилось с 50% до 19%.

Уровни интереса До применения ИКТ в учебной и внеурочной деятельности После применения ИКТ в учебной и внеурочной деятельности
Количество учеников с высоким уровнем интереса
30%
45%
Количество учеников со среднем уровнем интереса
20%
36%
Количество учеников с низким уровнем интереса
50%
19%

Методика анализа отношения школьников к учению.

4 класс – 2010г

Активно-познавательное – 45,5%
Положительное – 45,5%
Безразличное – 9%

3. Рейтинг предметов.
Из рейтинга предметов можно сделать вывод, что учащимся больше нравятся те предметы, где используется ИКТ- это презентации, электронные учебники, тесты, ребусы, и т.д. На первые строчки попадают следующие предметы: уроки литературного чтения, русского языка, информатики, окружающего мира.
В связи с этим и повышается качества знаний у учащихся по предметам.

ВЫВОД.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей информационно-коммуникационных технологий в начальной школе способствует развитию компонентов учебной деятельности:

- формированию у учащихся мотивации изучения своего предмета и переходу ее на более высокий уровень;
- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- развитию наглядно-образного, информационного мышления;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей нормой работы.
Это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Правильно организованная учебная деятельность с применением информационно-коммуникационных технологий вооружает знаниями, умениями, навыками в соответствии с программными требованиями; содействует воспитанию ряда нравственных качеств личности учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Библиографический список.

1. Безручко Л.В. Развитие мыслительной деятельности на уроках русского языка / Л.В. Безручко // Начальная школа. - 2008. - №4, - с. 20-27.
2. Бент Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк "Мультимедиа в образовании" / М., Дрофа, 2007
3. Веселова Н.Н. Формирование учебных умений у младших школьников (Проблемы, поиски, решения) / Н.Н. Веселова // Начальная школа плюс до и после. – 2007. - №8. – С. 63 – 68.
4. Гончарин Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации / Л.В. Гончарин // Начальная школа. – 2004. - №11. – с. 45-49.
5. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / учебное пособие для студентов высших и средних учеб. заведений / В.В. Давыдов, Издат «Пеленг»111 с . Томск. - 1992. – 384 с.
6. Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр. // Автореф. дис. канд. пед. наук. / М., - 2006.
7. В. Дьяконов. Мультимедиа–ПК. // Домашний Компьютер, 1’99. С. 33-38.
8. 3.В. Волков. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99. С. 21-27.
9. В.Голосов. Использование ИКТ на уроках в начальной школе. http:|//firsschool.ucoz.ru/|oad/1-1-0-2
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2001.
11. Репкин Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика, - Томск: «Пеленг», 1993, - 61с.

12. Пачина Л.В. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / Л.В. Пачина // Начальная школа. - 2004. - №11. - с. 35-37.
13. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999.
14. Коджаспирова Г.М., Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова А. Ю. Коджаспиров; под общей ред. Г.М. Коджаспирова, – М.: Академия, 2000 – 176 с.
15. Сластенин В.А. и др. Педагогика / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
16. Эльконин Д.Б. Детская психология / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

Приложение.
1. Приложение № 1– кроссворды по русскому языку, тестовые задания по чтению, разработанные в программе Microsoft Office Word.
2. Приложение №2 – творческие задания.
3. Приложение №3– проект
4. Приложение №4 - разноуровневые работы, контрольные работы по 3 видам сложности.

5. Приложение №– интегрированный урок по теме «Безударные гласные в корне. Сезонные изменения в природе осенью».

6. Приложение № –
7. Приложение № - элементы исследовательского метода обучения на уроке литературного чтения «Русские народные сказки».
8. Приложение №– результативность.

Приложение.
Диагностики, использованные в ходе работы над опытом
Сформированность компонентов учебной деятельности учащихся класса на конечном этапе
Название компонента учебной деятельности Уровень сформированности компонента, количество учеников Итоговый уровень сформированности по классу (%)
Мотив учебной деятельности 1 уровень – 0 учеников
2 уровень – 0 ученика
3 уровень – 2 ученика
4 уровень – 2 ученика
5 уровень – 4 учеников
6 уровень – 3 ученика 1 уровень – 0 %
2 уровень – 0 %
3 уровень – 18 %
4 уровень – 18 %
5 уровень – 36 %
6 уровень – 28 %
Особенности целеполагания 1 уровень – 0 учеников
2 уровень – 0 учеников
3 уровень – 1 ученик
4 уровень – 5 учеников
5 уровень – 2 ученика
6 уровень – 3 ученика 1 уровень – 0 %
2 уровень – 0 %
3 уровень – 9 %
4 уровень – 45 %
5 уровень – 18 %
6 уровень – 28 %
Учебные действия 1 уровень – 0 учеников
2 уровень – 0 учеников
3 уровень – 2 ученика
4 уровень – 4 ученика
5 уровень – 2 ученика
6 уровень – 3 ученика 1 уровень – 0 %
2 уровень – 0 %
3 уровень – 18 %
4 уровень – 36 %
5 уровень – 18 %
6 уровень – 28 %
Контроль 1 уровень – 0 учеников
2 уровень – 0 учеников
3 уровень – 2 ученика
4 уровень – 3 ученика
5 уровень – 2 ученика
6 уровень –4 ученика 1 уровень – 0 %
2 уровень – 0 %
3 уровень – 18 %
4 уровень –28%
5 уровень – 18 %
6 уровень – 36%
Самооценка 1 уровень – 0 учеников
2 уровень – 0 учеников
3 уровень – 0 учеников
4 уровень – 3 ученика
5 уровень – 3 ученика
6 уровень – 5 учеников 1 уровень – 0 %
2 уровень – 0 %
3 уровень – 0 %
4 уровень – 27 %
5 уровень – 27 %
6 уровень – 46 %

Приложение.
Для выявления уровня запоминания у учащихся использовалась методика «Смысловая память».
Исследование памяти
Для выявления уровня развития мышления использовалась методика «Составление фраз из 3 – 4 слов». Методики направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению смысловых логических связей.

Исследование мышления

Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Н. Генинг для изучения психологического климата в коллективе.
Эмоциональное состояние обучающихся

Для исследования уровня сформированности творческого потенциала учащихся были использованы упражнения теста для выявления творческого потенциала, разработанного А.Э. Симановским:
Определение уровня творческого потенциала.
Приложение.
Результаты успеваемости учащихся по русскому языку за последние 3 года.
Учебный год Кол - во
обучающихся
детей Класс
Успеваемость по предмету
(в %) Кол- во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»
2007 - 2008 10 2 100% 5 чел. – 40%
2008- 2009 11 3 100% 6 чел. – 54,6%
2009- 2010
11 4 100% 6 чел. –54,6%
Результаты успеваемости учащихся по чтению за последние 3 года

Учебный год Кол - во обучающихся детей Класс
Успеваемость по предмету
(в %) Кол- во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»
2007 - 2008 10 2 100% 7 чел. – 70%
2008- 2009 11 3 100% 8 чел. – 72,8%
2009- 2010
11 4 100% 8 чел. –72,8%
Среднее качество знаний по всем предметам за последние 3 года
Учебный год Кол - во обучающихся  детей Класс
Успеваемость по предмету
(в %) Кол- во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»
2007 - 2008 10 2 100% 4 чел. – 40%
2008 - 2009 11 3 100% 6 чел. – 54,6%
2009 - 2010
11 4 100% 6 чел. –54,6%

Приложение.
Так, на уроках русского языка и литературного чтения можно использовать и такие виды заданий, как свободные тексты:
- акростих и акротекст, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, являющиеся одновременно и таким видом работы, который можно использовать как настрой на урок, повышающий интерес к предмету.
Л - лето в гости к нам пришло,
Е – есть нам чем заняться.
Т – только б быстро не прошло,
О – обидно расставаться!

Стихотворение с глубоким смыслом (по метафоре), состоящее из 6 характеристик, расположенных в следующей последовательности: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний.
Зима – это белоснежное покрывало лугов и полей.
Зима – это вкус морозной сосульки.
Зима – это запах свежести и чистоты.
Зима – это Снегурочка из детских сказок.
Зима – это завывание метели.
Зима – это царство холода!

Стихотворение по началу.
Ученики пишут стихотворение в прозе, употребляя при этом данные
учителем конструкции:
Счастье
Иногда я желаю иметь счастливый камень.
Тогда я был бы так счастлив,
Как солнечный луч в белом песке,
Как …(до 4 раз)

Рассказ по данному началу:
Однажды я хотел бы встретить..
Иногда я мечтаю о … и т.д.

Таких заданий можно еще придумать много, все зависит от творчества самого учителя.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

 

 

 

 

 

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка —


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?