ИКТ в начальной школе
- Автор: Ладыгина Елена Владимировна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Ладыгина Елена Владимировна
ИКТ в начальной школе
ИКТ активизирует деятельность учащихся, облегчает работу учителя в области демонстрации наглядного материала. Компьютер увеличивает возможности при контроле - это автоматизация проверки, ее качество, обратная связь. Почему компьютерные технологии способствуют активизации учебной деятельности и открывают возможности для творчества и развития?
• Вызывают интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям;
• Позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся;
• Позволяют организовывать дистанционное обучение для учеников, пропускающих занятия по болезни, и учащихся, желающих получить дополнительные знания;
• Многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения;
• Позволяют вести экстренную коррекцию (результат – сразу);
• Являются будущим для поиска и сбора информации.
Использование презентаций в начальных классах на различных уроках.
1. Математика.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, осуществляется демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, математические разминки и самопроверка. В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Например: «Решение задач», тренажер «Таблицы умножения», «Дроби», «Неравенства», «Умножение многозначных чисел», «Геометрические фигуры».
2. Окружающий мир.
Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядность для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Слайды, выведенные на большой экран, – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. По данному предмету презентации используются на каждом уроке («Сезонные изменения в природе», «Путь из варяг в греки», «Смешанные леса» и т.д.)
3. Обучение грамоте.
Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.
Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова. Используются презентации «Написание букв», «Прописи»,»Большая буква в именах», «Большая буква в кличках животных».
4. Русский язык.
Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.).
Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкивается с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемые ударением. Применяются разнообразные дидактические приёмы: интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приёмы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь мне опять пришла на помощь презентация. Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.
Например: «Состав слова», «Части речи», «Словарные слова», «Предлоги», «Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».
5. Чтение.
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы. Например: «Детские писатели», «Былины», «Басни Крылова», «Приключение муравьишки», «Устное народное творчество».
6. Изобразительное искусство, технология.
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д. Например: «Мамин платок», «Русская изба», «Времена года».