Главная  / Обмен опытом / Игра-путешествие

Игра-путешествие



  • Автор: Ладыгина Елена Владимировна


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Ладыгина Елена Владимировна

 

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

Пояснительная записка.

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса методическим объединением учителей начальных классов школы принято решение строить внеклассную работу первой ступени на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры.
1. Народная культура - основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребенка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
2. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
3. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с народной медициной, народной кухней ребята встречаются и в повседневной жизни.
4. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.
5. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
6. Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности ребенка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников дает возможность решить многие воспитательные цели и задачи:
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребенка;
- воспитание личности ребенка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
- сплочение классного коллектива;
- органичное включение родителей в воспитательный процесс;
- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

Изучение традиций русской народной культуры в нашей классе реализуется в форме игры-путешествия «В мир русской народной культуры». Основой содержания игры-путешествия стал факультативный курс М.Ю. Новицкой "Введение в народоведение". В этом курсе привлекает разнообразие, доступность, системность, преемственность, постепенное усложнение материала, а также возможность связать учебную и внеклассную деятельность посредством уроков труда, музыки, ИЗО, этической грамматики, истории.

Цель игры-путешествия: ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).
Задачи игры-путешествия:
• создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника; развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
• воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего парода;
• создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нем.
Предмет изучения в ходе игры-путешествия:
• народные детские игры, песни, сказки, загадки, приметы, обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство, одежда, народная медицина, кухня.

Структура игры-путешествия.
Игра-путешествие рассчитана на четыре года. В течение этих лет дети познакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и свое место в этом мире. Каждая параллель имеет свой сюжет путешествия. Они таковы:

1-й класс. Программа «Зачин бело красит». Сюжет года «Где жить - тем и слыть». Программа этого года является пропедевтической. Она вводит ребенка в круг проблем последующих трех лет игры-путешествия: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. Через знакомство с народной культурой достигаются нравственные и эстетические ценности своего народа.
2-й класс. Программа «Человек и природа». Сюжет года «Вслед за солнышком живем». Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощенные в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.
3-й Класс. Программа «Человек и его семья». Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела».
1-й раздел: Мир крестьянского дома. Дом и мир. Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.
2-й раздел: Жизнь человека в доме и мире. В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

4-й Класс. Программа «Человек и история его народа». Сюжет года «Велика святорусская земля, а всюду СОЛНЫШКО».
1-й раздел: «В каждом посаде в своем наряде». Многообразие культурных традиций России и культура своего края. Предмет изучения - народный костюм и песня.
2-й раздел: «Не продажное, а заветное». Образ русского человека через историю его семьи.
3-й раздел: «Откуда Русская земля стала есть...» История России в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история своего края.

Сюжет года «Где жить – тем и слыть».
1-й раздел: "В гостях у матушки-природы".
1. «О чем рассказала рябинка». Старт игры-путешествия. Рассказ о начале игры. Знакомство с правилами игры, с тем, что предстоит сделать. Понятие о народной культуре. Узнаем, каким наши предки видели мир вокруг себя. (Вводное занятие: «Человек и природа»). Прогулка по микрорайону (в Ботанический сад). Ищем приметы осени в природе, собираем желуди и рябину. Рисуем осенний парк.
2. «Тетушка Акупина рассказывает...». Классный час. Собираем с родителями пословицы, приметы, присловия об осени; понравившиеся записываем и оформляем рисунками в самодельной книжке.
3. «Веселая карусель». Мастерим поделки из природного материала. Учим и играем в старинные детские игры, используя для этого перемены и уроки физкультуры.
4. Ключевое дело: «Что осенью соберешь, с тем и зиму проживешь». Праздник в классе. Варианты: «Рябинкины именины», «Праздник русских овощей».
5. «Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит». (Зиновий-синичник - 12 ноября). Развешиваем кормушки для птиц, собираем ранее заготовленный для них корм. Подводим итоги 1-го этапа путешествия, получаем задание на зимний период.
2-й раздел. «Зима на мороз, а мужик за праздники».
1. Сказочная слобода. Конкурс на лучшего рассказчика.
Совместно с библиотекой читаем сказки о животных (разных народов), сравниваем, ищем общее. Расспрашиваем родителей о сказках их детства. Лепим фигурки животных для рождественского стола (на уроках труда).
2. Народный праздник «Коляда». Зимние святки.
Слушаем рассказ об этом празднике. Разучиваем колядки, учимся величать всю семью: хозяина и хозяйку дома, их детей на уроках музыки. Готовим вместе с родителями маски, элементы святочных костюмов, елочные украшения. Участвуем в рождественской ярмарке.
3. Ключевое дело: «Пришла Коляда». Разыгрываем обряд колядования (колядуем в школе, у соседей, у одноклассников).
3-й раздел. "Тепло домашнего очага".
1. «Человек без роду — что дерево, без корней».
Изучаем родословную, расспрашиваем родителей, родственников об истории рода, знакомимся с традициями семьи.
2. «Семейный сад». Выставка в классе.
Представляем свое дерево рода (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду.
3. «Молодецкие забавы». Игротека на свежем воздухе.
Строим горку, катаемся на санках с горы, лепим снежную крепость и «берем ее». Подводим итоги этого этапа игры, получаем задание на следующий.
4-й раздел. Сокровища бабушкиного короба.
1. Мастера и умельцы.
Всякий человек на земле работник, да не каждого мастером величают. Узнаем о разных народных промыслах России.
2. Город мастеров.
Учимся рукоделию дома и на уроках труда, готовимся к выставке в классе.
3. Ключевое дело: «Мамин праздник».
4. Богатство земли Белгородской.
Отправляемся на экскурсию в музей или Дом ремесел. Знакомимся с народными промыслами Белгородщины. Узнаем о мастерах и умельцах, о том, что было ранее и сохранилось сейчас.
5. Заключительный праздник. Подведение итогов игры. Сюжет года «Вслед за солнышком живем».
1-й раздел. Осень.
1. «Мир глазами наших предков». Старт игры-путешествия. Рассказ о начале игры. Знакомимся с понятием народной культуры, с правилами игры, с тем, что предстоит сделать. Знакомство (вводное) с тем, как жили наши предки, какими видели мир вокруг себя.
2. Спортивный праздник. Русские народные игры, состязания, забавы.
3. «Осенние вечерки». Осенний праздник.
Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в земледельческих праздниках. Использование на осенних вечерках элементов праздников «Встреча матушки-Осенины», «Капустки», «Супрядки», «Покров» и др.
4. «Тетушка Арина рассказывает». Классный час. Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками. Что расскажут они о жизни людей в далеком прошлом?
5. Мастерская детских народных игрушек. На уроках труда и ИЗО знакомство с народной игрушкой. Игрушка как символ представлений о мире. Техника исполнения. Готовим поделки к выставке.
6. «У медведя во бору». Игротека. Во время классного часа разучивание старинных детских игр. Использование для этого перемены и уроков физкультуры.
7. Ключевое дело: «У Козы-Дерезы». Школьная выставка «Русские народные игрушки».
2-й раздел. Зима.
1. «Здравствуй, Зимушка-Зима». Школьный праздник.
Подведение итогов осеннего путешествия. Рассказываем и показываем, чему научились. Встречаем зиму. Получаем задание для зимнего путешествия.
2. «В гостях у Василисы Премудрой». Викторина по сказкам.
Организуется в библиотеке. Что расскажут русские народные сказки о жизни наших предков?
3. «Праздник сказок».
Встречаемся с героями сказок. Отвечаем на их вопросы. Помогаем разобраться в трудных ситуациях.
4. «Готовимся к зимним святкам». Классный час-беседа.
Знакомимся с праздником. Разучиваем колядки. Для этого используем уроки музыки.
5. «Мастерская Деда Мороза».
Готовим украшение класса, подарки, костюмы для новогоднего праздника, поделки для рождественской ярмарки.
6. Ключевое дело: «Зимние святки». Готовимся к Масленице.
- Разучиваем масленичные песни, приговоры.
- Конкурс фигур из снега.
- «Богатырская застава» - спортивные состязания. Строительство и взятие снежной крепости. Катание на санях.
- «Ой, блины, блины, блины...». Классный час-дегустация.
- Приносим приготовленные совместно с родителями блины и угощаем друг друга. Слушаем рассказ о символическом значении блинов.
- Ключевое дело: «Прощай, Масленица». Праздник для вторых классов. Получаем задание на весеннее путешествие.
3-й раздел. Весна.
1 . «Великий пост всем прижмет хвост». Урок этической грамматики. Уроки и обычаи Великого поста.
2. «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная. Слушаем концерт русских народных инструментов. Знакомимся с этими инструментами. Слушаем и сами поем русские народные песни. На уроках музыки разучиваем весенние заклички.
3. Ключевое дело в классе: «Встреча Весны». Печем жаворонков. Поем заклички для весны. Наряжаем деревья «путами». Закликаем весну.
4. «Что было, что будет». Подведение итогов игры в классе.
5. Заключительный праздник: «Прощай, Весна, здравствуй. Лето красное!». Зеленые святки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 


Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела»

1-й раздел. Мир крестьянского дома.
1. «Что нам стоит дом построить». Игра-викторина. Старт игры-пу¬тешествия.
Знакомство с маршрутом и сюжетом путешествия на этот год. Че¬рез загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с под¬ворьем.
2. «Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в музей на выставку «Декоративно-прикладное искусство».
Знакомимся с интерьером и утварью крестьянского дома. Магиче¬ская, охранительная роль украшений, их символика.
3. «Волшебный мир ремесел». Праздник.
Главное место на нем займет знакомство с гончарным производст¬вом Псковского края.
4. Мастерская народных ремесел.
На уроках труда и ИЗО знакомимся с народными ремеслами. Пробуем свои силы в изготовлении и росписи поделок из доступных материалов.
5. «Ходи, Бука, под сарай, коням сена задавай».
Мифические существа - домашние духи. Обряды и обычаи, свя¬занные с ними.
6. «Обряды и обычаи». Классный час.
Подготовка театрализованного представления на заданную тему.
7. «Балаган». Театрализованное представление.
Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.
8. Ключевое дело: «Рождественская ярмарка-выставка».
2-й раздел. Жизнь человека в доме и мире.
1. «Шурин, брат, сват...». Классный час.
Термины родства и свойства. Обряды и обычаи взаимоотношений.
2. «Вся семья вместе - так и душа на месте». Урок этической грамматики. Внутренний строй большой семьи. Место в нем каждого.
3. «Семейно-бытовые обряды». Урок этической грамматики.
Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребенка в дом, семью.
4. «В гостях у скоморохов». Игротека.
Разучиваем и разыгрываем хороводно-игровые песни. Готовим за¬дания к празднику-хороводу.
5. «Хожу я гуляю вдоль по хороводу...». Праздник-хоровод.
Играем в хороводные игры. Узнаем, как строились взаимоотноше¬ния между девушками и парнями.
6. Ключевое дело: «Русский человек без родни не живет». Конкурс семей.
7. Готовимся к фольклорному фестивалю.
Вспоминаем, что узнали за этот год. Готовим свое выступление.
8. Фольклорный фестиваль.
Выступаем с песнями, танцами, сказками. Конкурс знатоков рус¬ской народной культуры.
Подведение итогов года.


Сюжет года «Живи для людей, поживут люди для тебя»
1-й раздел. Многообразие культуры России и культура Белгородского края.
1 . «Где жить, тем и слыть». Старт игры-путешествия.
Знакомство с маршрутом и сюжетом игры на этот год.
Заглянем в историю Белгорода. Вспомним имена известных людей.
2. «Ума палата». Экскурсия в музей, библиотеку. Знакомимся с костюмом своего края.
3. «Мастерская Марьи-искусницы»,
Готовимся к школьной выставке-конкурсу на лучшую модель рус¬ского народного костюма. Это может быть эскиз - панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма. Рабо¬таем на уроках труда, ИЗО, классных часах.
Выпускаем книжки-малышки с рассказами о деталях, украшениях костюма.
4. Викторина знатоков народного костюма.
Группы представляют свои работы, организуется выставка моделей в классе. Проводится викторина. (Загадки, ребусы, кроссворды, Поле чу¬дес и т.д.)
5. «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.
Слушаем былины, песни. Знакомимся с разными жанрами народ¬ного песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.).
6. Ключевое дело: «Русский народный костюм». Школьная выставка-конкурс.
2-й раздел. «Не продажное, а заветное».
1. «Моя семья». Клуб интересных встреч.
На классных часах, «огоньках» организуем встречу с родителями. Тема встречи «Семья в истории Отечества».
2. Творческая мастерская.
Готовим фоторепортажи, рисунки, сочинения, родословные таблицы, рассказы об истории фамилий и т.д. Тема: «Моя семья в истории страны».
3. «Родословное дерево». Выставка работ в классе.
4. Ключевое дело: «Праздник семьи».
3-й раздел. «Откуда Русская земля стала есть...»
1. Заочное путешествие по русским городам.
Москва, Новгород и др. Познакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами. 2. «Велика святорусская земля, а всюду солнышко». Устный журнал.
Ключевое дело в классе. Группы представляют работу.
3. Путешествие по городу Белгороду.
Посещение музея, знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу.
4. Ключевое дело: «Колесо истории». Театрализованная игра-викторина.
5. Конечная станция путешествия «Что было, то видели, что будет — увидим».
Праздник прощания с начальной школой.
Предполагаемые результаты
Критериями эффективности игры- путешествия могут быть:
- знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;
- перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;
- охотное, без принуждения, участие во всех видах деятельности, связанной с игрой-путешествием;
- развитие личности учащихся;
- удовлетворенность детей и родителей школьной жизнедеятельностью; а нравственная ориентация школьников (восприятие ценностей народ¬ной культуры);
- степень соответствия реального облика учащихся образу выпускника 1-й ступени школы.
Для изучения результативности возможно использование различ¬ных методик, разработанных для диагностических исследований воспита¬тельных систем. Среди них:
^ педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооцен¬ка учащихся;
^ тесты и методики для изучения нравственной направленности, воспи¬танности, удовлетворенности детей и родителей школьной жизнью;
^ ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа путешествия;
^ мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатле¬ниях школьной жизни.

 


 

 

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка —


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?