Программа воспитательной работы
- Автор: Кривохижа Ольга Ивановна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Кривохижа Ольга Ивановна, учитель МОУ Краснотуранская начальная общеобразовательная школа им. В.К. Фуги
Основания для разработки программы:
Закон РФ «Об образовании»
Конституция РФ
Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751.
Концепция модернизации РФ на период 2010 г., одобренная распоряжением правительства РФ от 29.12.2001г. №1756-р
Концепция модернизации Российского образования до 2010г, утвержденная приказом Министерством образования РФ от 23.07.2002г № 2866
Конвенция ООН о правах ребенка
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. от 23.12.05 №803
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Могущество воспитания таково, что только
благодаря воспитанию в отдаленном будущем
несовершенное человечество может
превратиться в совершенное общество.
Р. Оуэн
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.
Составить план – значит продумать и представить себе в общем и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.
Я представляю программу воспитательной работы «МЫ РАЗНЫЕ – В ТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА» в начальной школе, в которой смогу реализовать потенциальные возможности учащихся. «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». Над этими словами предлагается поразмышлять школьникам. Ключевое слово в этой фразе – «мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян. Мы богаты духовно, интеллектуально, возможностями, которые предоставляют наше культурное многообразие.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинения своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Психолого–педагогическая характеристика классного коллектива.
В классе 22 обучающихся: 9 мальчиков и 13 девочек. В коллективе сформирован познавательный интерес к образовательно-воспитательному процессу. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению. Дети довольно много знают для своих лет, у них разносторонние интересы. Для 10 обучающихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 11 – средний, для 1 – низкий уровень.
Весь класс активно участвует во внеклассных мероприятиях. Особо выделяется группа ребят, которые отличаются высокой инициативностью, ответственным отношением к делам, поручениям. Класс имеет достаточно высокий уровень развития культурных навыков воспитанности, заложенных в прошлом году. Определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива. По мнению учащихся в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух сотрудничества и творчества. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся жизнью в классе показывает правильность выбранных ориентиров в воспитательной работе.
Цель данной программы:
- обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию конкурентоспособной личности, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений обучающихся;
- ведение целенаправленной и активной работы со всеми учащимися класса, раскрывая их способности, задатки, индивидуальность;
- активизация широкого выбора видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Основные задачи программы.
1. Смоделировать образовательно-воспитательный процесс, обеспечивающий формирование опыта самостоятельного и коллективного действия, самопознания, самореализации, на основе которых может быть осуществлено личностное, социальное самоопределение, воспитание культуры личности.
2. Формировать коммуникативные навыки.
3. Приобщить детей к традициям школы, села, края, к обычаям русской культуры, истории.
4. Построить систему сотрудничества и социального партнёрства с семьей и учреждениями дополнительного образования.
5. Создать условия для развития потребности в здоровом образе жизни.
6. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
7. Обеспечить рефлексивно-аналитическое и прогностическое сопровождение программы.
Принципы:
- природосообразности;
- культуросообразности;
- гуманизации;
- диагностичности;
- дифференциации;
- развития;
- выбора;
- технологичности.
Принципы семи «У» в работе классного руководителя:
- уверенность;
- успешность;
- удивительность;
- убедительность;
- уважительность;
- уравновешенность;
- улыбчивость.
Ожидаемые результаты воспитательной программы «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».
Результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности, самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы. Деятельность приведёт к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой. Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
• умение выслушивать его до конца;
• не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
• открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Содержание программы.
1 класс «Познай самого себя» - на первом этапе, где дошкольник уже школьник, ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе, где главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 3 года, ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов, коллектив педагогов доп. образования и родителей муниципального образовательного учреждения «Краснотуранская НОШ им.В. К.Фуги»
Основными исполнителями мероприятий являются педагоги, учащиеся и их родители.
Этапы реализации программы.
I этап: проектный.
Цель: подготовка условий для создания программы.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический.
Цель: реализация программы «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по программе.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивной школы с. Краснотуранска.
4. Вовлекать в систему образовательно-воспитательного процесса представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
III этап: аналитический.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы класса.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Программа включает в себя следующие направления:
1. Обеспечение жизни и здоровья учащихся. Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто (Сократ).
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность направления обеспечение жизни и здоровья учащихся подтверждают статистические показатели:
• физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
• 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
• 90-92% выпускников школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
• Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
• 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% - находятся в «третьем состоянии».
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
Задачи:
1. Достичь максимально возможного уровня физического развития и здоровья детей.
2. Всесторонне развивать физические качества и двигательные способности ребёнка.
3. Проводить профилактику заболеваний.
4. Укреплять здоровье, закаливать организм.
5. Следить за состоянием здоровья.
6. Формировать у детей потребность быть здоровыми, а также устойчивый интерес к физической культуре и спорту.
7. Вооружить учащихся, учителей и родителей знаниями по использованию средств физической культуры в учебной, трудовой и семейной жизни.
8. Проводить мониторинг здоровья детей: следить за уровнем здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и уровнем осознанности ценности здоровья.
Концептуальные положения:
• Приоритет здоровья над другими ценностями.
• Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и здоровому, и больному человеку.
• Валеологический подход. Триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью с помощью образования.
• Педагогизация окружающей среды: организация целесообразного здоровьеразвивающего пространства.
• Принцип природосообразности: учёт и использование физиологических возможностей организма ребёнка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку.
• Принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» (Н. Амосов).
Характеристика здоровья и вовлечение учащихся класса в физкультурно-оздоровительную деятельность.
Физическое здоровье детей в классе в целом в пределах нормы. Отклонений в состоянии здоровья нет. Детей инвалидов нет. Ограничений по здоровью не имеется. Ребята подвижные, любят спортивные игры, уроки физкультуры, походы, прогулки, с большим удовольствием посещают спортивные кружки, секции, ДЮСШ. Из 22 учащихся класса 14 детей заняты в спортивных секциях. Традиционно зимой с ребятами и родителями катаемся на лыжах. Это решение было принято на одном из классных собраний в прошлом году. За прошедший год снизилась заболеваемость ОРВ, ребята реже стали пропускать занятия в школе. Для дальнейшего укрепления физического и психологического здоровья учащихся сформированы и продуманы основные моменты деятельности коллектива класса вместе с классным руководителем:
• сотрудничество с мед. персоналом учебного заведения, мед. учреждениями села (ЦРБ) с целью изучения состояния здоровья учащихся класса;
• сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками в рамках повышения качества здоровья учащихся класса;
• организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
• формирование собственной я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Физкультурно-спортивные организации. Виды физкультурно-спортивной деятельности. Организационные формы. Методы.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но физическая, социальная и психическая гармония человека, а также доброжелательные, спокойные отношения с людьми, природой и, наконец, с самим собой. Известно, что здоровье человека формируется с детства. Издревле считалось, что именно здоровье нации является «визитной карточкой» государства, показателем его культуры и процветания.
В школе реализуется программа «Школа способствующая здоровью», внедряются здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательный процесс:
- динамические паузы;
- гимнастика для глаз;
- релаксационные упражнения;
- аутотренинги;
- ионотерапия.
Используются современные педагогические технологии и методики:
- методика Зайцева;
- игровые технологии;
- логоритмика.
Лечебно-профилактические оздоровительные мероприятия:
- обеспечение щадящего, охранительно-педагогического обучения;
- нормализация учебной нагрузки;
- профилактика гриппа и других заболеваний;
- организация горячего питания;
- мониторинг состояния здоровья обучающихся.
Воспитание здорового ребенка осуществляется совместными усилиями семьи и школы:
- родительские собрания;
- беседы;
- «круглые столы» по проблеме;
- физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- дни открытых дверей;
- практикумы для родителей;
- экскурсии.
Конечный результат:
- учащиеся выполняют программу по физической культуре;
- проявляют интерес к истории олимпийского движения, видам спорта;
- владеют элементами одного или нескольких видов спортивных игр, в том числе и народных;
- умеют вести в спортивной игре честную борьбу, сопереживать.
Для реализации целей и задач данного направления выбраны следующие формы работы.
Классные часы:
1. Спорт в моей жизни.
2. «Быстрее, выше, сильнее». ХХІХ Олимпийские игры.
3. «Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят».
4. Встреча со школьной медсестрой и стоматологом. Гигиена школьника.
Классные мероприятия:
1. Устный журнал «Береги здоровье смолоду».
2. Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни.
3. Спортивный праздник.
4. Итоги спортивного года в нашем районе. Встреча с победителями. Родительское собрание. Развитие интереса к спорту у ребёнка в семье.
2. Обеспечение позитивных и межличностных отношений. «Общение».
Цель: формирование человека самосовершенствующегося, обладающего чувством собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих, способностью к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке; формирование СУМ – самоуправляющих механизмов личности.
Задачи:
1. Воспитывать человека действия, готового проявлять себя в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности.
2. Прививать иммунитет к негативным влияниям окружающей среды.
3. Выстраивать оптимальный стиль взаимоотношений в группе, с группой и с лидером.
4. Создать в группе обстановку сотрудничества, сотворчества, позицию педагога «рядом и впереди».
5. Устранять или свести к минимуму отрицательные эмоции, чувства тревоги, возникающего при критическом рассогласовании.
6. Позволить каждому участнику воспитательного процесса ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность.
Социально-психологическая характеристика класса.
Существенным аспектом, определяющим эффективность обучения и воспитания ребенка в школе, является формирование сферы межличностных отношений. У ребят данного класса сформирована готовность к участию в новой форме общения со взрослым, требующей высокой степени произвольности. Отличительная черта такого общения – ориентация на педагога как на носителя социальных требований и правил, конкретизируемых в системе задач, предъявляемых ребенку. Дети эффективно взаимодействуют в семье с родителями, братьями, сестрами, в школе, со сверстниками и с учителями. Одна из проблем представлена коммуникативными трудностями, возникающими со сверстниками от негативизма, агрессивности от непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности, робости. Общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика.
В нашем классе 22 учащихся. Имеются лидеры класса, их двое: Степанов Гоша и Фирюлина Даша. Этих детей отличает предприимчивость, инициатива, живой характер, умение общаться с детьми, конкурентоспособность. У многих детей складываются адекватные отношения со сверстниками. Это хороший показатель благополучия в личностном развитии, способность соотносить свои интересы, желания, ценностями с таковыми у других детей. У некоторых детей обнаруживается тенденция к эгоцентрическому типу межличностных отношений. Они выполняют действия, значимые и привлекательные для себя самого: Терентьев А., Титенко Т., Пискун Б., Степанов Г.
Продолжается работа по сплочению детского коллектива. Во втором классе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
Основные моменты деятельности классного коллектива и учителя:
• определение проблем в общении учащихся;
• обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения;
• обучение проявлению симпатии, создание положительных ситуаций общения;
• формирование умений общаться, проявляя положительные эмоции;
• обучение родителей активным формам общения с детьми.
Конечный результат:
- учащиеся имеют представление о традициях и обычаях общения различных поколений;
- знакомы с приёмами преодоления проблем в общении.
Для реализации целей и задач данного направления выбраны следующие мероприятия:
Классные часы:
1. Основные законы бесконфликтного существования.
2. Любознательность – путь к знаниям.
3. О жадности и жадных.
4. С детства дружбой дорожи.
Классные мероприятия:
1. Утренник к 8 Марта.
2. Праздник 23 февраля.
3. В царстве вежливости и доброты.
4. День именинника.
3. Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования «Интеллект».
Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное
во всяком обучении и воспитании.
А. Дистервег
Воспитание достигло своей цели, когда человек
обладает силой и волей самого себя образовывать
и знает способ и средства, как это осуществить.
А. Дистервег
Цель: Развитие в учащихся способности рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
2. Создать условие для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор, любознательность.
Новое качество образования – основным критерием качества образования деятельности выступает успешная социализация всех субъектов обучения и воспитания.
Типы образовательных результатов.
Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей.
Дополнительное образование детей осуществляется в муниципальных образовательных учреждениях: ДДТ, ДЮСШ, музыкальная школа. Законом РФ «Об образовании» определены основные функции системы дополнительного образования.
1. Социальные функции (формировать общие социальные ценности; выявлять и поддерживать детей, способных к творческой деятельности).
2. Педагогические функции (удовлетворять познавательные коммуникативные потребности, а также потребности в личном самоопределении, формировать духовный образ жизни).
Целевые ориентации:
• Обеспечить условия для личностного развития, укрепления здоровья.
• Предупреждать детскую безнадзорность.
• Корректировать социальные отношения (друзья, семья, взрослые, сообщества).
• Удовлетворять дополнительные запросы и интересы детей, лежащие во внеучебной деятельности, а также потребности семьи, интересы социально-экономического развития региона.
• Формировать установку на творчество, выявлять таланты, создавать условия для развития одаренных детей.
• Стимулировать социализацию детей с помощью различных видов творческой деятельности, осваивать современные формы досуга, формировать опыт детской самодеятельности, самоуправления.
Работа с одаренными детьми.
Цели: выявление и выращивание интеллектуального ресурса страны, одаренных детей; достижение максимального уровня развития способности ребенка.
• Всероссийский конкурс «Русский медвежонок».
• Всероссийский конкурс «Кенгуру».
• Всероссийский конкурс «Человек и природа».
• Интеллектуальный марафон «Крошки» г. Минусинск.
• Проектная деятельность.
Характеристика учебной деятельности класса и занятости учащихся во внеурочное время.
Ученики 2а класса справились с программным материалом 1 класса. Все дети выполнили норму по технике чтения. Многие являются постоянными читателями детской библиотеки. Участвовали в конкурсах «ЧИП», «Страна чудес – страна исследований», литературном: «Твое слово о подвиге», «Поздравь ветерана с победой», принимали участие в проектной деятельности. Все ученики заняты во внеурочное время. Исходя из данной характеристики, необходимо отметить следующие основные моменты деятельности классного коллектива и учителя:
• формирование культуры умственного труда;
• организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
• сотрудничество с дефектологом и психологом школы по организации развивающих коррекционных занятий, интеллектуальных возможностей учащихся.
Конечный результат: учащиеся имеют представление о ценности знания, о единстве знания и морали, что любое знание должно быть направленно на благо человека.
Для реализации намеченных задач провести следующие мероприятия:
Классные часы:
1. Знание есть следствие великого труда.
2. О наблюдательности и внимательности.
3. Искусство – как высокое качество труда.
4. Мир мысли.
Классные мероприятия:
1. Путешествие в страну знаний.
2. Поле чудес.
3. День космонавтики.
4. Планета «Экологическая игра».
4. Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся «Гражданин».
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Патриот – это человек, преданный и любящий свою Отчизну, свой народ; человек, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Важно воспитать не стороннего наблюдателя, а действительного гражданина своей Родины. С педагогической точки зрения патриот – личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Учреждение образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью познавательного подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
1. проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
2. утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
3. привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Основные моменты деятельности классного коллектива и учителя:
• знакомство с законами и правовыми нормами государства;
• формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;
• сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
• формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Конечный результат:
- учащиеся знакомы с историей села, школы, края, своей Родины;
- верят в свои силы и возможности.
Для выполнения этих задач провести классные часы:
1. Почетные жители с. Краснотуранска.
2. Устав школы, традиции и обычаи школы. Права и обязанности учащихся.
3. «Любить свое село – значит быть ему полезным».
4. Основной закон государства России.
Классные мероприятия:
1. Моя родословная
2. Есть такая профессия – Родину защищать
3. Проведение экскурсии в краеведческий музей.
4. 9 мая (литературно-музыкальная композиция).
5. Экскурсии на улицы, которым присвоены имена героев.
5. Профилактическая деятельность.
Работа с трудными – пробный камень, на котором
отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны
как отдельного педагога, так и целого педагогического
коллектива.
В. Мясищев
В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, установленных в обществе норм поведения и общения.
Эти отклонения (девиации) проявляются в:
• школьной неуспеваемости детей;
• отсутствие интереса к учению, труду, организованному досугу;
• недисциплинированности;
• невыполнении общественных норм поведения;
• конфликтности, высокой тревожности;
• наличия нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, лживости;
• гиперактивности;
• немотивированной агрессии, жестокости.
Цель: подведение ребенка к процессу самовоспитания и перевоспитания; коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
Задачи:
1. Помочь ребенку преодолеть социально педагогические трудности, перешагнуть через возникший кризис.
2. Формировать адекватную самооценку.
3. Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
4. Перестроить отношения к ребенку на основе личностного подхода.
Границы применения личностного подхода.
К трудным детям предлагается применять оптимально личностный подход. Это гуманные мотивы доброты и мягкости, уважение. В классе есть ребята, требующие индивидуального подхода в воспитании и обучении. Это Терентьев А., Пискун Б. Основными направлениями в этой области являются:
• изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• установление межличностных контактов с каждым ребёнком;
• создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика;
• помощь учащимся в установлении и налаживании отношений с взрослыми в школе (учителями, руководителями кружков, секций);
• оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за её пределами;
• взаимодействие с родителями с целью поддержки развития учащегося;
• учёт личных достижений каждого ребёнка, создание ситуаций успеха.
6. Педагогическое сопровождение семейного воспитания.
Родители, прививающие своим детям
навыки трудолюбия, обеспечивают их
лучше всякого наследства.
Р. Уэтли
Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. По существующему законодательству родители несут ответственность за воспитание детей. Под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.
Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания; помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей; помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.
Задачи:
1. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.
2. Просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно-нравственных основ семейного воспитания.
3. Помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи.
4. Помощь родителям в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.
Тематика родительских собраний:
Сентябрь:
1. Педагогическое мастерство родителей при воспитании детей в семье.
2. Семья как социально-нравственная ценность.
Октябрь:
1. Духовно-нравственные основы семьи и традиции в семейном воспитании.
2. Досуг в семье. Взаимодействие семьи и школы по организации досуга учащихся.
Декабрь:
1. Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системах семейного и школьного воспитания.
2. Творческая одаренность: социальный смысл и психолого-педагогические проблемы (развитие, диагностика, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей).
Февраль:
1. Особенности развития и формирования личности ребенка.
2. Современная семья глазами разных специалистов: психолога, педагога, социолога, этнографа, священника.
Май:
1. Проблема содержания семейного общения. Духовная жизнь семьи.
2. Знакомство детей в семье с образами русской, художественной и музыкальной культуры.
Консультации и телефон доверия «Учитель – родитель».
Цель: содействие семье в решении тех или иных конкретных проблем.
Примерная тематика для консультации родителей:
1. Возрастные особенности.
2. Соотношение детской самостоятельности и родительского контроля в семейном воспитании.
3. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь.
4. Что делать, если ребенок не любит читать.
5. Как развить у ребенка произвольное внимание и память.
6. Жизненные ценности современного школьника.
7. Телевизор и компьютер в жизни семьи и ребенка. Влияние телепередач и компьютерных игр на психологическое состояние, формирование характера и познавательной сферы ребенка.
8. Ответственность, самооценка и самоконтроль: их развитие у младшего школьника.
9. Проблема непонимания в семье: пути эффективного преодоления.
10. Значение общения с родителями в формировании личностных качеств ребенка.
11. Значение общения со сверстниками в формировании личности ребенка.
12. Друзья детей: друзья или враги дома.
13. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
14. Причины и последствия детской агрессии.
15. Грубость и непонимание в семье.
16. Наказание и поощрения в семейном воспитании.
17. Труд в жизни современного ребенка.
18. Детская тревожность. К чему она может привести и как ее преодолеть.
19. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
20. Три поколения в семье: проблемы общения.