Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
- Автор: Ляхова Людмила Васильевна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Ляхова Людмила Васильевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с обязательным минимумом Программы образовательных учреждений Начальные классы. В 2 ч. Русский язык ? А.В.Полякова–Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2008, и методическими рекомендациями: Русский язык в начальной школе: 4 класс: Книга для учителя / А.В. Полякова, Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2003.
Исходя из принципов развивающего обучения Л.В.Занкова, курс русского языка в 1-4 классов рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями посредством продвижения ребёнка в развитии.
Поэтому, в 4 классе дается понятие
• о сложных предложениях (с союзами а, и, но и без союзов);
• о местоимении,
• изучаются личные местоимения;
• изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам,
• глаголов прошедшего времени по родам и числам,
• неопределенная форма глагола,
• глаголы I и II спряжения;
• склонение имен прилагательных,
• некоторые случаи образования прилагательных с помощью суффиксов.
Школьники на ознакомительном уровне изучают понятие о наречии.
Знания, получаемые в 4 классе, являются основой овладения такими орфографическими и пунктуационными навыками, как правописание безударных окончаний глаголов, мягкого знака после шипящих (шь) в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе, написание глаголов 3-го лица и неопределенной формы (типа нужно готовиться - он готовится), правописание безударных окончаний прилагательных.
Тематическое планирование призвано сохранить ведущую идею курса «Русский язык» – изучение русского языка с позиций духовной, культурно-исторической ценности, а также направлено на:
- личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника;
- формирование его индивидуальности;
- становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
- познание окружающего мира.
Цель данного тематического планирования - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на формирование у младших школьников представлений о русском языке как целостной системе, открытие детьми родного языка как предмета изучения, воспитание чувства сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса к его изучению.
Содержание изучаемого курса
Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях (на ознакомительном уровне).
Обобщение сведений о видах предложений (нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами).
Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в прямой речи (на ознакомительном уровне).
Местоимение. Общее понятие о местоимении.
Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений.
Предлоги перед личными местоимениями.
Глагол. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Суффикс -л в глаголах прошедшего времени.
Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы -ти, -ть и глаголы на -чь.
Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
I и II спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание личных окончаний глаголов.
Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе.
Неопределенная форма -ться и 3-е лицо -тся глаголов.
Наречие (на ознакомительном уровне).
Значение наречий (на ознакомительном уровне). Образование наречий от косвенных падежей существительных (кругом, сначала), от прилагательных с помощью суффиксов -о и -е.
Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), -а на конце наречий с приставками с-, из-, до- (справа, издалека, докрасна), -о на конце наречий с приставками в-, на-, за- (вправо,налево, засветло).
Второстепенный член предложения - обстоятельство (ознакомление).
Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-
Развитие речи
Устная речь
Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания.
Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье.
Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части.
Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.
Соответствие речи орфоэпическим нормам.
Письменная речь
Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста.
Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка.
Расширение опыта построения текста. Термин «композиция текста» (соотношение и взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.). Письменные изложения.
Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок, конверты); инструкции; заявления.
Собственные сочинения учеников (репродуктивные, творческие).
Предварительный отбор материала для сочинения. Использование словарей, газет, журналов.
Составление плана к собственному сочинению.
Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.
Использование детских сочинений при изучении различных учебных дисциплин.
Учебный план курса (Приложение 1)
На изучение учебного материала по учебному предмету «Русский язык» в тематическом планировании отводится 170 часов (5 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Темы По программе и планированию Формы и виды контроля
Сложное предложение 8ч. Входной кд, кс
Местоимение 16ч. Текущий
Глагол 45ч. кд, кизл., пр,тест
Наречие 25ч. Текущий, кд, тест
Второстепенные члены предложения 9ч. пр:разбор предложения, кд
Склонение имён прилагательных 39ч. кд, тест, пр
Повторение 28ч. кр, итоговый контроль
Итого 170 ч
В тематическом планировании в соответствии с требованиями Положения «Соблюдение единого орфографического режима в МОУ гимназии №1 запланированы следующие виды контроля:
контрольные диктанты -11;
контрольные изложения – 2.
Распределение контрольных работ по четвертям
I ч. – контрольные диктанты - 2
II ч.- контрольные диктанты - 2, контрольное изложение – 1
III ч. – контрольные диктанты – 5, контрольные изложения – 1
IV ч. – контрольные диктанты - 2
В связи с приоритетным направлением работы школы по формированию ОУУН в тематическом планировании отражены основные способы деятельности и учебные умения учащихся, которые рассматриваются как основа для саморазвития личности, а также практико-ориентированные умения четвероклассников по предмету.
В каждой учебной четверти предусмотрены резервные часы.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
• Иллюстративная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
• Тренажеры по русскому языку
• Интернет-сайты: www sol.runet
www festival.ru
www kulichiki.ru
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате усвоения программного материала по русскому языку учащиеся должны:
знать / понимать:
• признаки простого и сложного предложения; знаки препинания в этих предложениях;
• признаки главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения;
• термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;
• признаки однородных членов предложений; знаки препинания в предложениях с однородными членами;
• лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия;
• морфемный состав имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий;
• признаки и падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения;
• правописание и способы проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов;
• признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;
уметь:
• распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;
• ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
• устанавливать связь слов в предложении;
• распознавать предложения с однородными членами;
• выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
• производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
• производить разбор слова по составу;
• обозначать парные согласные в корне;
• писать слова с непроизносимыми согласными;
• писать слова с двойными согласными;
• изменять имена существительные по падежам: склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
• писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
• писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
• использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
• пользоваться словарями и справочной литературой.
Различать и сравнивать:
• простое и сложное предложение;
• главные и второстепенные члены предложения;
• лексико-грамматические признаки изученных частей речи;
• типы склонения имён существительных (1, 2, 3 –е), типы спряжения глаголов (I и II).
Решать практические учебные задачи:
• производить синтаксический разбор предложения;
• расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
• устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
• разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределённой формы;
• безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I – IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т.д.);
• правильно писать -тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Слова с непроверяемыми написаниями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• вести диалог, строить монолог в условиях повседневного (учебного, бытового) общения;
• соблюдать основные нормы русского произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;
• владеть запасом слов, необходимым для учебного и бытового общения;
• соблюдать изученные правила орфографии и пунктуации в записи текста под диктовку и в самостоятельных связных письменных высказываниях;
• владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения.
Владеть компетенциями:
• коммуникативной
• рефлексивной
• ценностно-ориентированной
• смыслопоисковой
• личностного саморазвития
Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Изучение учебного предмета «Русский язык» предполагает использовать учебно-методический комплект «система Л.В.Занкова», в который входят учебники и учебные пособия:
Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 4 кл. - М.: Просвещение.
Полякова А.В. Тетради по русскому языку для 4 кл.
Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 4 класса. - М.: Просвещение.
Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку. - М.: ЗАО ЦОР.
Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 3-4 классы: Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ. - Самара: Издательский дом «Федоров».