Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс
- Автор: Ляхова Людмила Васильевна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Ляхова Людмила Васильевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе программы "Литературное чтение" автора В.А. Лазаревой (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федорова», 2008.)
Программа предмета «Литературное чтение» для начальной школы разработана в контексте системы начального обучения Л.В. Занкова, нацеленной на общее развитие учащихся, развитие «ума, воли и чувств», т.е. развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности ученика.
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.
Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение». Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
Задачи данного курса:
• Развитие навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения учащихся.
• Совершенствование качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;
• Ознакомление учащихся с основами теории литературы, формирование на этой основе навыков анализа художественных произведений разных родов и жанров и опыта самостоятельной читательской и художественно-творческой деятельности;
• освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, развитие нравственных чувств личности; воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания; понимание важности чтения для познания окружающего мира.
• развитие всех видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма) учащихся через формирование правильного литературного языка и умений понимать других и выражать понятно свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности.
• Решение этих задач зависит от уровня сформированности у ребенка навыка чтения.
Согласно учебному плану в 4 классе на урок литературного чтения отводиться только 3 часа в неделю. Поэтому навык осознанного, беглого, правильного чтения формируется в основном в ходе самостоятельного чтения учащихся. Для достижения оптимальных результатов самостоятельное чтение младших школьников должно контролироваться, стимулироваться и обсуждаться. Это происходит на уроках внеклассного чтения. В программе В. А. Лазаревой такие уроки предусмотрены. Из гимназического компонента добавлен на литературное чтение 1 час в неделю, что отражено в учебном плане рабочей программы. Добавлено количество часов на изучение объёмных произведений, выделены часы на подготовку и написание творческих работ, на работу с хрестоматией, изучение жизни и творчества писателей. Тематика уроков соответствует изучаемому разделу и отражена в тематическом планировании.
Нравственные представления учащихся формируются в процессе чтения высокохудожественных произведений и наших постоянных разговоров с детьми о любви и верности, о семье и родном доме, о заботе и ответственности, о человечности и бесчеловечности. Мы и раньше не скрывали от детей наличие в жизни беды и горя, несправедливости, возможности непонимания, даже со стороны самых близких людей. В этом учебном году повзрослевшему ребёнку, по сути дела младшему подростку, мы должны на примере героев литературных произведений показать, как человек, даже маленький, справляется с возникающими проблемами, где и у кого он черпает силы и на чём основывается вера в победу добр
Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок, а его освоение учениками-читателями будет способствовать присвоению ими нравственных ценностей, созданных человечеством.
Несмотря на то что главная сюжетная линия учебника для 4-го класса проблемно-нравственная, в этом учебном году развиваются и усложняются и литературно-аналитические умения детей, становятся более объёмными и сложными тексты произведений, которые изучаются на уроках.
Тексты, отобранные для чтения в четвёртом классе, как и целенаправленная работа над ними, содержащаяся в методическом аппарате учебника и хрестоматии, позволяют завершить начальное литературное образование учащихся и заложить фундамент дальнейшего литературного и нравственного развития детей в средней и старшей школах.
Содержание изучаемого курса
(102 часа)
I. Круг чтения
1. В школе жизни
А.И. Куприн «Бедный принц»; А.П. Чехов «Ванька»; Н.А. Некрасов «Школьник»; В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»;
Ю.М. Нагибин «Зимний дуб»; И.А. Бунин «Утро»; Д.С. Самойлов «Зима настала»; А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; А.Ф. Мерзляков «Песня».
2. «Мы в ответе...»
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е. Григорьев «Витамин роста» (Стихотворема);
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»; В.М. Тушнова «Синицы»; К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»;
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки);
А.С. Пушкин«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
А.К. Передреев «Качались ели, тишину колыша...»;
С.С. Орлов «Был, наверно, денек погожий...».
3. «Сто фантазий»
Ю.П. Мориц «Слониха, слоненок и слон», «Чтоб летали мы все и росли!»; Д.С. Самойлов «Сказка», «Белые стихи»; Т.М. Белозеров «Кладовая ветра»; Ф.Д. Кривин «Честное гусеничное», «Зеленые цистерны», «Жизнь на Земле», «Теплота», «Солнце», «Подсолнух»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок); А.А. Ахматова «Ива».
4. Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам
В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю. Лермонтов «Бородино»;
Ю.Д. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 года»; А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая...»;
Е.А. Благинина «Шинель»; А.П. Платонов «Неизвестный цветок»;
Н.Н. Матвеева «Кораблик»; Н.М. Языков «Пловец»; Г.Я. Горбовский «Пуля»; А.Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...».
5. «Россия, Родина моя...»
М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»; Ю.И. Коваль «Чистый Дор»;
В.А. Жуковский «Родного неба милый свет...»; Е.А. Баратынский «Родина»; Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М. Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой...»; Н.А. Некрасов «Тишина» (отрывок); А.В. Жигулин
«О, Родина! В неярком блеске...»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...»; Б.В. Заходер «Что такое стихи?».
II. Нравственно-эстетическое развитие
1. В школе жизни
Человек учится не только в школе, но и всю жизнь. Его учителями в школе жизни могут быть разные люди, и не только люди («Я хожу, учусь у леса жить по-человечьи»). Способность на поступок, умение взять на себя ответственность - величайшее человеческое качество. Добро и справедливость, необходимость отстаивать и защищать свои принципы в жизни.
Способность художника слова изобразить жизнь во всем ее многообразии, фантастическое и реальное, способы их создания.
Автор-рассказчик, способность автора перевоплотиться в героя и не только в человека), смотреть на мир его глазами. Сочетание мора и лиризма, драматическая напряженность действия, главный и заглавный герой, идея произведения.
2. «Мы в ответе…»
Человечество - большая семья, Земля - наш общий дом. Забота друг о друге, особенно о тех, кого «приручили». Ответственность и забота не только родителей о детях, но и детей о родителях. Участие детей в решении взрослых проблем, деятельная любовь, способность человека, независимо от его возраста, на нравственный поступок, даже связанный с опасностью. Любовь, которая может обернуться бедой. Благородство и отвага, все могущество добрых людей.
Текст художественный и научно-познавательный. Романтическое и юмористическое изображение, способы создания лирической интонации в прозе. Возможности фантазии и сказки в изображении жизни и внутреннего мира человека. Способы выявления
авторской позиции в разных видах художественного текста, точность и яркость языка.
3. «Сто фантазий»
Умный, веселый взгляд на мир, способность преобразовать действительность полетом фантазии и воображением. Смешное и трогательное, забавное как то, что нас веселит, приносит радость, забавляет. Юмор как добродушное подсмеивание; самоирония как средство, спасающее от самовлюбленности и самоуверенности.
Реальность как основа фантастики, научно-фантастические произведения, их двойственная природа. Способы создания фантастических образов. «Нелепицы», «перевертыши» и другие языковые способы создания эффекта комического.
4. Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам.
Сложность мира, в котором живет человек, возможность в нем предательства и подлости, болезней и смерти. Вина и раскаяние, возможность самосовершенствоваться, условия успешного самотворения.
Автор-повествователь, жизнь писателя как материал для произведения. Стиль как проявление творческой индивидуальности автора произведения. Лаконизм художественных средств, возможности передачи речи героя как средство изображения его образа и характера.
5. «Россия, Родина моя…»
Родина, Россия, народ - понятия вечные, общие и личные. Великое счастье и великая ответственность быть гражданином своей Родины, высшее проявление человеческой сущности. Деятельность и бескорыстие как основа любви человека к своей Родине.
Поэтический образ Родины, конкретность и обобщение, способы создания, сила воздействия.
III. Техника чтения
Сознательное, правильное выразительное чтение вслух со скоростью ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении про себя с более высоким темпом; углубленное, осознанное понимание текста; самостоятельный выбор соответствующих интонационных
средств.
IV. Развитие речи, формирование речевой творческой деятельности
Cоздание собственного творческого текста. Обучение способам написания сочинений на заданную тему. Формирование умения доказательно и логично отстаивать свою точку зрения. Обучение способам сопоставительного анализа произведений искусства разных видов и жанров. Обучение редактированию текста.
Примерный учебный план курса.
Тема Количество часов Формы и виды контроля
В школе жизни 26 кр, т/ч, сочинение, доп. материал
Мы в ответе… 31 кр, т/ч, сочинение, доп. материал по желанию
Сто фантазий 16 кр, сочинение, доп. материал по желанию
Каждый выбирает по себе 38 кр, сочинение, доп. материал по желанию
Россия, Родина моя 15 кр, итоговый контроль тч
Читательский дневник(внеклассное чтение) 10 текущий
Итого 136
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
Обучающиеся должны
уметь:
- осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров с темпом чтения ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении про себя с более высоким темпом;
- пересказывать текст кратко, подробно и выборочно;
- вычленять основные элементы сюжета произведения (завязка, развитие действия, развязка), определять идею произведения;
- самостоятельно составлять характеристику литературного героя;
- определять в тексте авторскую позицию, осознавать свое отношение к ней;
- передавать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи;
- самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения;
- сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимствованному сюжету;
- писать изложения и сочинения-рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова;
- писать сочинения по картине, анализируя ее содержание, настроение и способы художественного изображения;
- писать отзывы и аннотации на прочитанные книги, вести читательский дневник;
- овладеть следующими терминами: повесть, идея, фантастика, олицетворение;
иметь начальное представление:
- о главных и второстепенных героях, о героическом характере;
- об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности;
- об изобразительно-выразительных средствах (эпитет, сравнение, олицетворение);
- о путях и способах редактирования своих сочинений;
иметь нравственное представление:
- о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине, об ответственности за тех, кто поверил тебе;
- о понятии вины человека, о роли лидера в коллективе, о понятии народа и человечества как единого коллектива.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно выбирать и читать книги;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- определять содержание книги по заглавию, аннотации;
- находить в словаре значение неизвестного слова.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 4 кл.: В 2 ч. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век».
Лазарева В.А. Хрестоматии по литературному чтению для 4класса. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век».
Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» 4 кл. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век».
Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век».