Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир. 4 класс»
- Автор: Ляхова Людмила Васильевна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Ляхова Людмила Васильевна
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы, по предмету «Окружающий мир» за основу взята программа по системе развивающего обучения Л.В.Занкова (4 класс – 68 часов – 2 часа в неделю), составленная в соответствии с учебником «Окружающий мир. 4 класс», авторы программы Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.
Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
По мере продвижения от класса к классу ячейки на этом стержне заполняются новыми знаниями, новыми способами деятельности, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс.
Интегрированный характер курса не означает механического соединения сведений из разнородных естественно-научных и исторических наук и цель его иная, чем сообщение определенной суммы знаний. Цель курса - ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.
При изучении курса «Окружающий мир» обогащается социальный мир ребёнка. Экологическая направленность курса способствует воспитанию бережного отношения к природе. Наряду с этим дети получают необходимые знания о безопасности жизнедеятельности, узнают, как вести себя во время получения различных травм. Так же обучающие знакомятся и с историческим прошлым России и других стран. В ходе изучения исторического материала прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных стихий и усиливал своё влияние на природу.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
• На основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
• В ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучать безопасному поведению в природе и обществе;
• Развивать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
• Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
Содержание изучаемого курса
Человек и окружающий мир (21 час)
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия - источник движения.
Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа.
Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.
Практические работы: составление комплекса упражнений утренней гимнастики;
составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа. Транспортные средства. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.
Экскурсии в краеведческий музей.
Преобразования в России (10 часов)
Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности.
М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.
Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов. План местности.
Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой;
составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа. Петербург- один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий, исторический музеи
Мир человека в Новое время (27 часов)
Открытие новых земель: северных земель России, Антарктиды, Австралии, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941-1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники. Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке.
Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие деятельности
нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.
Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных
движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.
Исследовательская работа. Органы чувств. Витамины в жизни человека.
Экскурсии в краеведческий, исторический музеи.
Современная Россия (10 часов)
Россия - многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва - столица государства, ее достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция- Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.
Краеведение (в течение года). Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Исследовательская работа. Беларусь (Англия, Франция, Германия, Китай...).
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства.
Учебный план курса
На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» в тематическом планировании отводится 68 часов(2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
В тематическом планировании включены следующие основные разделы:
Тема По программе и планированию Формы и виды контроля
Человек и окружающий мир 21ч кр
Преобразования в России 10ч Текущий
Мир человека в Новое время 27ч Текущий
Современная Россия 10ч кр
Итого 68ч
В тематическом планировании в соответствии с требованиями Положения «Соблюдение единого орфографического режима в МОУ гимназии №1 запланированы контрольные работы – 2
1 полугодие-1
2 полугодие - 1
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны устанавливать связи:
• между производственной деятельностью человека и природой;
• между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;
владеть обще учебными умениями (в рамках изученного):
• уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
• подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир государства - Россия - республика, область (край) - город (село) и т.д.);
• систематизировать изученные в 1-4 классах естественнонаучные и исторические понятия;
• описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;
• проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;
• работать с простейшими моделями;
• достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;
• пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
• оформлять результаты исследовательской работы;
знать/понимать:
• названия основных органов человека и их значение;
• некоторые правила предупреждения травм;
• нормы здорового образа жизни;
• полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;
• основные этапы истории России;
• государственную символику;
• даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
• народы, населяющие Россию (не менее трех);
• название основного закона страны;
• достопримечательности родного края;
• названия наиболее крупных стран мира и их столиц;
уметь:
• находить на физической карте местоположение изучаемого объекта;
• различать полезные ископаемые (не менее трех);
• иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
• соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;
• оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожении, простуде;
• узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
• соблюдать правила охраны природы;
• ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
• кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
• описывать основные исторические события и события, происходящие в современной России;
• соотносить год с веком;
• узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• использовать термометр для измерения температуры воздуха;
• устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
• применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
• выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
• рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 4 кл.к уч. «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 4 кл. - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира:Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».