Главная  / Обмен опытом / Рабочая программа по учебному предмету "Технология", 4 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Технология", 4 класс



  • Автор: Ляхова Людмила Васильевна


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Ляхова Людмила Васильевна

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена в соответствии с учебной программой развивающего обучения Л.В. Занкова «Художественный труд» /Т.Н.Проснякова/ и ориентирована для работы по учебнику Т.Н. Просняковой «Творческая мастерская». 4 класс – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2008 г. с учетом требования ФКГС, включен блок «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технологии» в объеме 13 часов.

В процессе обучения технологии реализуются следующие задачи:
• Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
• Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
• Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
• Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к коммуникативной и информационной деятельности; практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Учебный предмет «Технология» закладывает основы трудолюбия и способности к самовыражению в творческой работе. Поэтому целью данного курса является раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда. Предмет «Технология» дает технологическую компетентность, которая соответствует возрасту младших школьников.
Программа 4-го года обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен определенной группе материалов: бумага и картон, текстильные материалы, пластилин, природные материалы, комбинированные виды работ из различных материалов. Отдельно выделены дополнительные задания, которые прорабатываются на факультативных занятиях, в рамках дополнительного часа из гимназического компонента, а также используются по желанию учащихся для домашней работы.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по технологии и с учётом системы обучения класса, реализуется программа базисного уровня.

Содержание изучаемого курса.
Техника безопасной работы при работе с режущими и колющими инструментами. Гигиена труда. Организация рабочего места. Повторение этих правил предваряет изучение каждого нового раздела или знакомство с новыми инструментами и материалами.
Бумага и картон.
1. Основные технологические сведения и приемы обработки. Свойства материалов - цвет, блеск, фактура поверхности, прочность, плотность. Связь приемов обработки с этими свойствами. Техника криволинейного складывания с надрезом по кривой линии.
Техника преобразования бумаги в новый вид поделочного материала путем ее размачивания. Способы обработки фольги. Техника преобразования геометрических тел, выполненных из бумаги, их комбинирования и соединения.
2. Виды практических работ. Художественное моделирование из бумаги путем складывания (оригами). (6 часов)

Выполнение более сложных многоэтапных изделий из бумаги. Многомодульные конструкции, соединяющиеся, в том числе, с помощью клея. Складывание по спирали. Складывание в сочетании с вырезанием. Вырезание и аппликация. (6 часов)
Формы и мотивы орнамента. Приемы построения орнаментов. Выполнение орнаментальной композиции из бумаги с использованием приемов симметричного вырезания. Транспарантное вырезание. Многодетальная аппликация с использованием различных приемов. Художественное конструирование из бумаги. (12 часов)
Динамические открытки. Склеивание открыток, плоские детали которых становятся объемными при раскрывании. Выполнение объемных рамок для поделок и фотографий. Создание объемных моделей строений на основе преобразования геометрических тел (пирамиды, конуса, цилиндра, призмы). Создание бумажных конструкций сложной формы с использованием техники криволинейного складывания. Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги (криволинейные и прямолинейные надрезы, сгибание, склеивание, скручивание, сминание, разрезание и др.). Моделирование из фольги (4 часа). «Лепка» из фольги (для пищевых продуктов). Моделирование объемных изделий. Изделия на проволочном каркасе.
3. Примерный перечень работ и творческих заданий. «Кусудамы» - декоративные подвесные украшения в традиционной японской технике оригами. Коробочки, шапочки, цветы, игрушки и сувениры в технике оригами. «Орнаменты». Аппликации из бумаги. «Старинный замок». Объемная композиция по мотивам средневековых архитектурных сооружений. «Герои мифов и легенд». Художественные образы, выполненные в технике бумажной пластики. «Серебряный зоопарк» из фольги. Транспарантное вырезание – техника вырезания канцелярским ножом, при которой используются свойства симметрии изображаемого объекта или его частей. Надрезанная и отогнутая часть бумаги составляет единый рисунок с образовавшейся прорезью. «Прекрасная дама». Моделирование из фольги на проволочном каркасе.
4. Темы для бесед:
• Орнамент в прикладном творчестве народов мира.
• История поздравительной открытки. Этикетные формы ее использования.
• Архитектурные памятники России, других стран и своего региона.
Текстильные материалы.
1. Основные технологические сведения и приемы обработки. Классификация тканей по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки. Приемы лоскутной техники. «Чешуйчатая» техника или «уголки» из лоскутов. Техника выполнения швов: «козлик», потайной. Вышивка крестом, «вприкреп». Техника вязания на спицах. Набор петель, петли лицевые, изнаночные. Техника вязания крючком. Основные элементы. Техника изготовления проволочного каркаса для вязаных игрушек. Изготовление самодельной рамы для изучения приемов ткачества. Новые приемы вязания узлов. Использование их в различных целях.
2. Виды практических работ. Обработка ткани (12 часов). Швы «козлик» (крестообразный), потайной. Лоскутная техника. Подготовка ткани. Изготовление шаблонов. Узоры из полосок, квадратов и треугольников. Украшение изделий лоскутными «уголками». Изготовление мягкой игрушки. Вышивание «крестом» по канве или на ткани полотняного переплетения. Украшение изделий лентами, тесьмой, шнуром с помощью шва с перехватами «вприкреп». Вязание (6 часов). Вязание на спицах несложных изделий из шерстяной пряжи. Вывязывание шнуров и тесьмы. Вязание крючком изделий, сувениров, игрушек, в том числе, на проволочном каркасе. Ткачество (2 часа) Изготовление простейшего гобелена из пряжи. Плетение (2 часа). Завязывание лент, шейных платков, галстуков. Прочная и нарядная упаковка подарков.
3. Примерный перечень работ и творческих заданий. Изготовление изделия, в котором сочетаются различные приемы и технологии (творческий проект). Перчаточная кукла для кукольного театра, грелка на чайник, мягкая игрушка. Шитье одежды для кукол, украшение ее вышивкой, выполнение деталей одежды в технике ткачества. Поделки из синтепона.
4. Темы для бесед:
• Традиции лоскутной техники в разных странах мира от древности до наших дней.
• Вышивка на предметах домашнего обихода и народной одежде.
• История гобелена, или шпалеры - гладкого сюжетного ковра из средневековой Европы.
• История кукольного театра.
Пластилин (10 часов).
1. Основные технологические сведения и приемы обработки.
Получение изобразительных эффектов с использованием новых техник: горельеф2, контррельеф3, сграффито4, многоплановый рельеф.
• 1 Гобелен - вытканный вручную ковер-картина (шпалера).
• 2 Горельеф - один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над плоскостью на половину и более своей высоты.
• 3 Контррельеф - изображение, углубленное в поверхность основы.
• 4 Сграффито - многослойное процарапывание. Рисунок наносится на верхний слой материала, обнажая нижний, отличающийся по цвету. Способы выполнения изделий из пластилина на проволочном каркасе. Реалистическая лепка.
2. Виды практических работ. Горельеф из пластилина. Контррельеф. Различные способы получения изображения, углубленного в поверхность основы. Сграффито - один из вариантов получения контррельефа. Лепка в реалистической технике фигур животных. Передача пропорций, движения. Пластилиновая скульптура на каркасе из проволоки или других материалов. Пластилиновая аппликация на картоне. «Оригами» из пластилина.
3. Примерный перечень работ и творческих заданий. «Лесные истории», «Скатерть-самобранка». Декоративные панно с полуобъемным изображением. Создание скульптурных композиций «Танцующий мир», «Хищники и травоядные», «Кукольный мультфильм». Композиции из пластилиновой ленты. Дизайн посуды и парфюмерных флаконов. Творческие работы в смешанной технике.
4. Темы для бесед:
• Скульптура как вид искусства, основанный на принципе трехмерного изображения. Жанры скульптуры.
• Керамические изразцы для украшения интерьера и наружного убранства зданий.
Природные материалы.
1. Основные технико, технологические сведения и приемы обработки. Правила сбора, сушки и хранения природных материалов. Способы обработки бересты. Приемы работы с кожей.
2. Виды практических работ. Флористика. Дизайн комнатных растений: уход и декорирование. Изготовление изделий из бересты. Изготовление панно из природного материала в сочетании с текстильными материалами. Изготовление панно из веток дерева. Украшения, сувениры из кожи.
3. Примерный перечень работ и творческих заданий. «Новогодняя елка» в цветочном горшке. «Кошка» - «рисуем» тонкими веточками. «Бабочка в цветочном горшке». Аппликация из луковой шелухи. «Лесные полянки», «Лесовичок». Изделия из бересты. Браслеты и пояса из кожи.
4. Темы для бесед:
• Правила ухода за комнатными растениями.
• Береста - старинный помощник человека, любимый материал для прикладного творчества.
Обобщающие работы «Полет фантазии». Детям предлагается раскрыть тему, т.е. придумать и выполнить работу, иллюстрирующую задание. Тема дается в достаточно общей формулировке, материалы и технология - любые по выбору учащегося. Примерные темы: «Город мечты», «Транспорт будущего», «Дом, в котором хотелось бы жить (бабочке, облаку, кораблику, карандашу и т.д.)», «Морское чудо», «Радость полета», «Подарок школе». Работа может вестись на одном или на нескольких уроках, в классе или дома, индивидуально или коллективно.
Блок "Компьютерный мир. Информационные технологии".
Название основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.), включение и выключение компьютера и подключение к нему устройств. Общее представление о правилах клавиатурного письма; приемы работы мышью. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица. Цифровое фото- и видеоизображение. Безопасные приемы труда при работе с компьютером.
Практические работы: работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей. Цифровым фото – и видеоматериалом. Простейшие действия с текстовым редактором (набрать, удалить, вставить часть текста. Изменить шрифт). Набор небольших текстов. Конструирование простых изображений. Вывод на печать создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображения на экране.
Задания, выделенные как дополнительные «Создай свой герб», «Динамическая открытка «Кот в сапогах», «Моделирование человека в костюме», «Моделирование из плотной фольги», «Рамка для фотографии», «Оригами из... пластилина», «Вязание. Основные сведения и приемы», «Вязание на спицах», «Изделия из вязаных квадратов и прямоугольников», «Вязание крючком», «Композиции из вязаных изделий», «Поделки из синтепона», «Рельефная аппликация», «Декорирование комнатных цветов», «Работа с берестой».

Учебный план курса.
На изучение учебного материала по учебному предмету «Технология» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.

В тематическом планировании включены следующие основные разделы:
Темы По программе и планированию Формы и виды контроля
Бумага и картон 33 ч Выставки, кроссворды
Пластилин 10 ч Отчеты, выставки, викторины
Текстильные материалы 20 ч Выставки, тесты
Природные материалы 5 ч Выставки, кроссворды
Компьютерный мир.
Информационные технологии.* 13 ч тесты
Итого 68 ч.
* Необходимо учитывать, что общее время работы ученика начальных классов с компьютером по санитарным нормам не должно превышать 10 -15 минут, поэтому уроки по теме "Информационные технологии" интегрированы с уроками по теме «Работа с бумагой и картоном».

Программа работы с каждым видом материала построена на основе «спирально-концентрического принципа». Дети, постоянно используя и не теряя из поля зрения ранее сформированные умения и приемы работы, постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной сфере.
Решение содержательной задачи каждой основной линии дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу четвертого класса обучающиеся должны иметь представление:
• об особенностях прикладного творчества разных народов;
• об эстетических и практических функциях изделий декоративно-прикладного творчества в быту русского народа;
• о традиционных играх, обрядах и праздниках;
• о правилах этикета, связанных с приемом гостей, преподнесением подарков;
• о понятиях "технический прогресс", "наука", "компьютер".
Знать/понимать:
• правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
• способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой;
• виды, названия и свойства поделочных материалов, области их применения;
• названия и особенности изученных видов прикладных искусств и технологий;
• название основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок), их назначения.
уметь:
• самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
• экономно и рационально расходовать материалы;
• самостоятельно выполнять изделия, предложенные программой, по рисунку, эскизу, чертежу, инструкционной карте, а также по описанию и по собственному замыслу;
• подбирать возможные материалы для поделки, анализировать их свойства, рассчитывать размеры и количества;
• грамотно и бережно заготавливать природные материалы;
• решать творческие задачи прикладного характера;
• .работать с текстовым редактором, набирать простейшие тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
• осуществлять поиск информации для решения технологических задач;
• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, рисунку, сборной схеме;
• осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
• осуществлять мелкий ремонт одежды и предметов быта;
• соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами;
• осуществлять сотрудничество в трудовом процессе.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Проснякова Т.Н. Технология. Творческая мастерская: Учебник для 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 4 кл - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

 

 

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка — 0


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?