Реализация педагогической системы развивающего обучения Л.В. Занкова в процессе обучения
- Автор: Демина Алла Владимировна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Демина Алла Владимировна
Реализация педагогической системы развивающего обучения Л. В. Занкова в процессе обучения
Опыт работы по системе Л.В. Занкова у меня небольшой. 16 лет назад я заинтересовалась системой развивающего обучения и делала первые шаги в изучении данной системы, сделала два выпуска по программе 1-3. Но, к сожалению, в то время не было поддержки, материально-технической базы, не было единомышленников, а как говорят «один в поле не воин».
Потом пришлось получить еще одно высшее образование. Работала небольшой период времени психологом, а затем вновь вернулась к педагогической деятельности, работала по традиционной системе обучения. Набирая первый класс, я задумалась: «А так ли я работала?». Проанализировав предыдущую работу, решила в корне все поменять.
За основу своей работы вновь взяла развивающее обучение Л.В. Занкова и открыла для себя новые грани, новые возможности этого обучения. В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников. Изменилась методология урока. В школе используется большое количество инновационных форм работы. Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, большое значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить хотеть учиться.
Меня всегда волновал вопрос: как можно учить детей без принуждения, как развить у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как делать учение радостным. Можно ли построить обучение так, чтобы у детей было желание учиться и активно участвовать во всех видах учебной деятельности, чтобы обучение способствовало в большей степени развитию познавательной, творческой и эмоционально-волевой сферы. Анализируя разные педагогические технологии, я пришла к выводу, что такие задачи решаются в дидактической системе Л.В. Занкова, главной задачей которой является общее развитие ребёнка, т.е. развитие интеллекта, воли, чувств учащегося как надёжная основа усвоения знаний, умений и навыков.
Система обучения Л.В. Занкова - это целостная, научно обоснованная система, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют. Развитие достигается на основе реализации всего комплекса составляющих ee компонентов, определяющих и образующих процесс обучения. Регулирующую и направляющую роль в системе играют дидактические принципы, сформулированные Л.В. Занковым:
- обучение на высоком уровне трудности;
- изучение материала быстрым темпом;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание процесса учения;
- работа над развитием всех учащихся, в том числе самых слабых и самых сильных.
По системе Л.В. Занкова могут успешно учиться любые дети - сильные и слабые, так как система изначально ориентирована на всех поступающих в школу детей. Надо только научиться доверять силам детей, принимать каждого ребенка таким, какой он есть, учить каждого самостоятельному добыванию знаний, уметь определять не только уровень актуального развития ребенка, но и уровень его ближайшего развития, понимать, что за этим стоит.
С чего начинается моя работа? С изучения ребенка: изучения его индивидуальной психологии и характера, среды, в которой формируется его характер. Как музыкант прислушивается к звучанию своего инструмента, так и я всматриваюсь и вслушиваюсь в каждого ребенка. На данном этапе обучения одним из ведущих методов моей работы - наблюдение, фиксация и его обработка, составление индивидуального плана работы с каждым ребенком. Прежде всего, важно «разговорить детей». Каждый раз, набирая первый класс, я начинаю работать над решением этой проблемы. Нелегко научить детей вступать в диалог, не бояться неправильных ответов, высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, составлять план действий. Это требует от учителя большого терпения, такта. Для этого использую любые возможности урока, любой языковой материал, создаю на уроке атмосферу благоприятного микроклимата, устанавливаю доверие ученика к учителю.
Учитель: Вы у меня такие сообразительные, и я думаю, что вы правильно ответите на мой вопрос.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели вкусного сладенького пряничка,
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке - копеечку,
Марусеньке - копеечку,
Машеньке- копеечку.
Манечке - копеечку,-
Вот какая бабушка добрая была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
Учитель: Много ли копеечек бабушка дала, как вы думаете?
Дети: Четыре.
- А я думаю, что одну. Ведь это имя одной и той же девочки! У меня сестра Маша, мы ее зовем Манечка, а бабушка ее зовет Маруся.
Учитель: Молодец! А как вас называют?
Дети: Мое полное имя Анна, а зовут меня и Аня, и Анюта, Аннушка.
- А еще тебя можно называть Нюра.
- А мое полное имя Владимир. Меня зовут Вовой, Володей.
- А я тебя зову Вовчик.
Учитель: Правильно, ребята. Все имена имеют производные.
На каждом уроке стараюсь расширить поле для активной творческой мыслительной деятельности, стараюсь пробуждать в детях живой познавательный интерес, чтобы инициатива открытия нового шла от самих учеников. В своей работе на уроках стараюсь не давать детям знания в готовом виде, а направляю их на поиск различных вариантов решения проблемы. Если на уроке дети открывают для себя что-то новое, значит, цель урока достигнута. Ведь творчество - понятие условное, это необязательно открытие чего-то нового. Ребенок должен сам хотеть, сам думать, сам делать, тогда он может стать творцом.
Например, урок математики 1 класс по теме: Луч. Луч, как часть прямой. Построение луча при помощи чертежной линейки.
Открытие новых знаний. На доске солнышко.
Учитель: Что вы видите на доске?
Дети: Солнышко и лучики.
- Один лучик длиннее всех.
Учитель: Где начало солнечного луча?
Дети: На солнце.
Учитель: А где мы еще сталкиваемся с понятием "луч"? Вам на этот вопрос помогут ответить загадки.
Горит, а не жжет,
Висит и свет дает.
Дети: Лампочка.
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Дети: Свеча.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Дети: Фонарь.
Дети: Луч света бывает от фонаря, от фар машины.
- От свечи, от электрической лампочки.
Учитель: Правильно, такой луч берет начало от источника света. А конец есть у луча?
Дети: Я думаю, что нет, он бесконечен.
- У луча есть начало, но нет конца. Луч похож на прямую, только прямую можно продолжить с двух сторон, а луч только с одной стороны.
Учитель: Молодцы. Сделайте вывод, что же такое луч?
Дети: Это часть прямой, ограниченной с одной стороны.
Особое место отвожу процессу сравнения, так как посредством хорошо организованного сравнения дети устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения.
На доске.
Учитель: На какие группы вы бы поделили эти линии?
Дети: Прямые линии, отрезки, кривые линии.
- Ограниченные и неограниченные линии.
Учитель: Под какими цифрами отрезки?
Дети: Под цифрой 1 и 4.
Учитель: Под какими цифрами прямые?
Дети: Под цифрами 2 и 3.
Учитель: Чем отличается отрезок от прямой?
Дети: Прямая не имеет начала и конца.
- Прямая бесконечна.
- У отрезка есть начало и конец, его продолжить нельзя.
Учитель: А чем они схожи?
Дети: Прямую линию и отрезок можно начертить по линейке. Отрезок – это часть прямой, ограниченной с двух сторон. Главное внимание уделяю развитию анализирующего наблюдения, способности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению.
Пример.
Окружающий мир. 2 класс. Исследование снега и льда с помощью опытов.
Учитель: Итак, с помощью опытов мы узнаем о свойствах снега и льда. Таяние снега и льда. Опустим в стаканы с водой кусочек льда и комочек снега в конце опытов мы посмотрим, что получится.
Дети делают выводы:
- В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.
Учитель: Положите снег и лёд на цветную бумагу. Расскажите о цвете снега и льда.
Дети: Снег белый. Лёд бесцветный.
Побуждение учащихся сформулировать предположение об образе жизни животных зимой.
Учитель: Какое влияние свойства снега (цвет) оказывают на жизнь животных?
Дети: Менять шубку или прятаться.
Учитель: Приведите примеры этих животных?
Дети: Заяц-беляк меняет свою шубку. Полёвка живёт под снегом, прячется от хищников. Медведь окраску не меняет, как и полёвка, но тогда его было бы видно на снегу, он не смог охотится, поэтому он всю зиму спит в берлоге.
Создаю ситуации «случайного столкновения», т.е. коллизию, в ходе разрешения дети приходит к открытию новых знаний. Использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. На уроках я даю такие задания, чтобы у учеников появилась самостоятельность в выборе действий – каждый идет своим путем. Это дает пищу для рассмотрения разных способов решения.
Урок русского языка, тема «Имя существительное».
На доске записаны слова: зима, январь, снежок, ветер, синица, снегирь, тропинка, лисица.
- Что можете сказать об этих словах? (Имена существительные.)
- Разбейте слова на группы.
Дети выполняют задание самостоятельно. Потом проводится проверка, выслушиваются все варианты ответов.
Ответы детей:
- Я объединил в первую группу имена существительные женского рода: лисица, синица, тропинка, зима. А во вторую группу имена существительные мужского рода: январь, снежок, ветер, снегирь.
- А я объединила слова по типу склонения и у меня получились такие же группы.
- Можно разделить слова на одушевлённые (синица, снегирь, лисица) и на неодушевлённые (зима, январь, снежок, ветер, тропинка).
- Я заметил существительные с безударной гласной, требующей проверки, и с непроверяемой гласной, т. е. словарные слова.
зима - зимы январь
снежок - снег ветер
синица - синий
снегирь - снег
тропинка - тропы
лисицы - лисы
- Среди данных слов есть двусложные слова, я отнесла их в первую группу (зима, снежок, январь, ветер, снегирь) и трехсложные слова – это вторая группа (синица, тропинка, лисица).
- Существительное «январь» начинается с гласной буквы «я», она в начале слова обозначает два звука, а все остальные существительные начинаются с согласной. Значит, существительное январь - «лишнее» слово.
- И существительное "снегирь" может быть «лишним» словом, потому что в нем букв больше, чем звуков.
- Я заметил, что в существительном "ветер" - первый слог ударный, а в остальных существительных – ударный второй слог.
- Существительные «снежок» и «снегирь» - родственные слова, у них одинаковый корень и они близки по смыслу.
Подобные задания работают на глубину и полноту знаний учащихся.
Любознательность, как одна из составляющих творческих способностей, всегда присутствует на уроках. Дети хотят узнавать что-то новое, задают вопросы учителю, друг другу, пытаются найти ответы в словарях, энциклопедиях. Большинство детей в классе могут отстоять свою точку зрения, используя веские аргументы и доказательства.
Дети должны делать самостоятельные открытия. Это вызывает у них духовный подъем, укрепляет веру в свои силы, повышает интерес к учению. Ученик утверждается в том, что «У меня получается!», «Я сам могу!» Одной из первых ценностей для учащихся занковских классов является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний. Оцениваю не только конечный результат (правильно - неправильно), но и процесс деятельности ученика. Поощряю стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Учу своих воспитанников проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, сотрудничать при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность. Стараюсь, чтобы в каждом уроке была находка, выполняю роль сопроводителя, стараюсь организовывать сотрудничество, которое ведет к развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе.
Стараюсь быть предельно внимательной к личности каждого ребенка, к его мнению, правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка.
Учу:
• Осознавать мотив своей деятельности.
• Планировать свою деятельность.
• Анализировать достигнутый результат.
Как начинающий занковец, я вывела для себя основные «заповеди»:
1. «Ученик и учитель - два творца учебного процесса»;
2. «Без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего самостоятельного человека»;
3. «Ничего нельзя сообщать на уроках в готовом виде»;
4. «Ошибка ученика - находка для учителя»;
5. «На каждом уроке постоянное движение вперед»;
6. Только общее развитие создает фундамент гармоничного развития личности.
Результативность обучения детей по занковской системе выражается прежде всего в том, что растут другие дети: инициативные, стремящиеся к свободному выражению своих мыслей, умеющие слушать другого, принимать точку зрения другого, умеющие распределять роли в группе, способные рассуждать и обосновывать свои рассуждения, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Дети отличаются своим общим развитием.
На каждом уроке мои ученики развиваются, расширяют кругозор, задают много интересных, умных вопросов, стремятся сами найти на них ответы, горят жаждой познания. Они не просто усваивают знания, а выступают в роли исследователей, на каждом уроке совершают открытия, погружаясь в интересную исследовательскую деятельность. Во 2-м классе мы работали над информационно-творческим проектом «Кошки». В работу был вовлечен весь класс. Была сделана выставка поделок и рисунков. На районном конкурсе проектных работ мы заняли 1-е место.
В освоении школьных программ прослеживается динамика успешности обучения каждого ребенка. В моем классе средний процент качества знаний (отметки «4» - «5») по разным предметам составляет от 75% до 100%.
Личностно-ориентированный подход делает обучение желанным и привлекательным как для всего класса в целом, так и для каждого ученика в отдельности. Результатом являются показатели динамики обученности и качества знаний учащихся, результаты школьных олимпиад. Успешно участвуем в конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок». Мои ученики являются призерами школьных олимпиад, ежегодно принимают участие во всероссийских олимпиадах «Познание и творчество, «Интеллект-экспресс», «Эрудиты планеты».