Моя педагогическая философия
- Автор: Кривохижа Ольга Ивановна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Кривохижа Ольга Ивановна
Педагогическая философия
Есть мир бесконечно малого.
Есть мир бесконечно большого.
И есть мир бесконечно сложного — мир Жизни.
Сократ
...Маленькая, ослепительно сияющая точка стремительно приближается, расслаиваясь на сонм всё отчетливее выделяющихся светящихся частиц. Тёмное пространство исчезает за плечами, и расступающиеся звёзды галактики впускают меня в её бесконечный простор! Непередаваемое ощущение восторга и удивления не покидает меня целый день! С тех пор всегда, стоит лишь чуть прикрыть глаза, как я снова переживаю ощущения своего восхитительного сна! Он мне приснился много лет назад после праздника "Последнего звонка" и «космического» оформления актового зала к его постановке. Возможно, подсознание соединило поток информации о космических объектах с моей давней мечтой о полёте в Космос.
Без планетной системы
Сиянье звезды бесполезно...
Мы планеты сравним
С теми знаньями, что обрели,
День за днем постепенно
Формируя свои интересы.
Школу благодарим -
Здесь нам звёздами стать помогли!
Я преподаю в начальных классах с самого первого дня работы в школе. Интересно, мой волшебный сон — это аллегория или потенциальная реальность? Если это аллегория, то галактикой можно, например, представить каждый отдельный класс (тогда школа — Вселенная!), а ученики его — звёзды, каждая в её неповторимой индивидуальности! И у каждого учителя есть возможность войти во взаимодействие с ними либо обособленно — дистанцированно, либо полностью растворившись, либо вливаясь в общение с осознанием высокого назначения поддержки и развития каждой звезды — личности этой галактики.
Нам дано то время, в которое мы живём. Но нам даны и судьбы наших учеников, детей, приходящих к нам в класс. И может быть, благодаря этим педагогическим рассуждениям, я что-то лучше пойму, что-то заново открою, в чём -то укреплюсь — в профессии, в школе, в отношениях с детьми. А я ведь не представляю свою жизнь без учеников.
Что я могу? Что я должен?
На что я смею надеяться?
Что я сам за человек?
И. Кант
Очень много вопросов, на которые я хочу дать себе ответ. Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не пыталась поменять её на любую другую, спокойнее моей, более оплачиваемую? Да, потому что у меня своя, особенная миссия на Земле... Я— учитель! Школа для меня — жизнь! Для меня УЧИТЕЛЬ — это вечный УЧЕНИК, который учится изо дня в день, из часа в час, у каждого ученика, ведь, несомненно, при развитии личности ученика развивается и сам учитель. Для меня УЧИТЕЛЬ — это АРТИСТ, способный своим вдохновением, творческим порывом зажигать и увлекать своих учеников. Для меня УЧИТЕЛЬ — это ТВОРЕЦ, приглашающий каждого ученика к сотворчеству, сотрудничеству, без которых невозможно созидание. Ведь именно сотрудничество есть гармония человечества. Великая сила любви движет учителем во всех его делах. Эту любовь я несу ребёнку на каждом уроке, в каждом взгляде, в каждом слове. Слово обладает энергетикой, тем более, если у учителя положительный заряд энергии.
В профессиональной жизни каждого учителя наступает момент, когда за плечами солидный, как тебе кажется, опыт педагогической деятельности, не один школьный выпуск, десятки открытых уроков, семинаров, написанные статьи и педмастерские, мастер-классы, лекции и конференции в регионе, крае и в Москве. Но надо сверить «курс». Есть желание, чтобы твой опыт был востребован за пределами родной школы, чтобы твоя педагогическая деятельность получила оценку экспертов и профессионального сообщества. В этом смысле Всероссийский конкурс «Мой лучший урок» в 2010 г. - замечательная форма декларации педагогических идей и демонстрации собственных методических подходов.
В череде профессиональных будней мы порой не успеваем проанализировать свои маленькие победы и промахи. В какой-то мере необходимо остановиться и подумать... На столе чистый лист бумаги. Я пытаюсь сформулировать основные постулаты своей педагогической философии, обобщить собственный педагогический опыт. И вот в муках творчества вырисовывается концепция моего авторского подхода к преподаванию в начальных классах. С распространением гуманистической парадигмы в обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение придаю идеям развивающего обучения. Именно с ними я связываю возможности принципиальных изменений в школе.
Знание психолого-педагогических основ дидактической системы позволяет мне создать единую педагогическую среду, в которой реализуется учебная деятельность школьников, их развитие.
Моя педагогическая философия основана на гуманно-личностных принципах. Стараюсь воспринимать ученика как личность, заслуживающую уважения, доверия, и лишь в такой благотворной эмоциональной обстановке появляется возможность плодотворно работать и сохранять психическое здоровье детей. Привлекаю учащихся к принятию решений, прислушиваюсь к их мнению, поощряю самостоятельность суждений, учитываю не только успеваемость, но и личностные качества учащихся. Естественность в общении и доброжелательный эмоциональный настрой способствуют эффективности обучения. Положительных результатов достигаю за счет создания ситуации успеха для каждого ребенка: для этого подбираю задания, чтобы каждый мог справиться и получить удовольствие от проделанной работы. В учебной деятельности реализую дидактические принципы системы общего развития учащихся. В процесс обучения включаю разнообразные виды деятельности, выстраиваю систему моделирующих действий ребенка с изучаемыми понятиями или способом действий. Предлагаю развивающие и творческие задания, которые формируют и развивают психические процессы учеников, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия ума, воли, чувств ребенка. Основу педагогического мастерства составляет целостная постоянно пополняемая система знаний о человеке и процессе его развития.
Формирую у детей навыки поисково-исследовательской деятельности. У детей складывается определенный стиль умственной работы. Дети интенсивно продвигаются вперед, включается внутренняя логика рассуждений, работает мысль детей. Использую ошибки детей для более глубокого разъяснения освоения знаний, умений и навыков. Мудро и прозорливо сказал Л.Н.Толстой по поводу формирования понятий у учащихся: «Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильственно развёртывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится».
Каждый день, просыпаясь, я открываю глаза и чувствую, что мир опять изменился: глобального ничего не произошло, но внутри меня появляется другой свет, он направляет моё сознание к новым граням бытия, передо мной мелькают события — минувшие и недавние, я слышу голоса людей, отчётливо различаю слова... Я как будто знаю всё, что они скажут, но внезапно каждое cлово окружает и пронизывает меня тем самым ясным и ярким светом, приобщая к иному, более глубокому смыслу, ещё вчера мне недоступному. Мир изменился? Не только. Меняюсь я. Время прошедшее становится настоящим.
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, который сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным. Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так: «Любой урок — самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам — вот моё первое педагогическое предназначение.
Вижу светящиеся глаза встречающих меня счастливых детей, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.
В. Волина
Главный человек для меня — мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Наверное, я понимаю сколь велика возможность человека, владеющего наставляющим словом, и сколь значительна ответственность перед теми, кому его несу. Осознание этого происходит не сразу, а постепенно, с возрастом, с опытом. На уроках вглядываюсь в глаза детей, смотрю, как они горят желанием узнавать новое, разрешать поставленные перед ними вопросы. Общение ребят, их самочувствие, выражает их мир, показывает, как они двигаются вперёд, открывая новое, радуются миру. Я стараюсь, чтобы каждый ребенок превратился в яркую индивидуальность с сильным, самостоятельным и творческим характером. Идет поиск уровня трудности, который является не только решением задачи, а одновременно возможностью двигаться в личностном плане развития. Выстраиваю педагогическое общение — это общение педагога с детьми в процессе которого воздействую на уровень коммуникативной культуры с позиции человек - человек (мир одного пересекается с другим).
Развиваю коммуникативные способности через реализацию единой системы развития устной и письменной речи. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках, вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить своё согласие и несогласие. Единую систему работы с текстом распространяю не только на русский язык и литературное чтение, но и на курсы: окружающий мир, технология, музыка, математика. Считаю важным каждый день нацелить на сохранение здоровья детей и своего в процессе образования и иметь желание работать с телом, душой и разумом детей. Являюсь наставником молодых специалистов. «Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и к тебе вернётся всё лучшее, что есть в мире».
Несмотря на многолетний опыт работы в школе и в системе развивающего обучения я всегда в поиске и осмыслении. Убеждена, что учить других можно только постоянно обучаясь самому.
В любой творческой деятельности не бывает предела совершенству. Никогда не скажу себе: «Я сделала всё, что смогла и научилась всему, чему нужно». Не идти вперёд — значит идти назад. Всё в наших руках, их никогда нельзя опускать! Впереди — новые открытия, новые успехи и достижения! Жизнь продолжается!