Главная  / Обмен опытом / Создание системы работы с одаренными детьми как условие повышения качества образования

Создание системы работы с одаренными детьми как условие повышения качества образования



  • Автор: Кривохижа Ольга Ивановна


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Автор: Кривохижа Ольга Ивановна

Человеческая душа остается живой до тех пор, пока есть необходимость чего-то добиваться, стремиться вперед. Возможно, одним из самых ценных человеческих качеств является способность творить.
В. Ключевский

Проблема проекта
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Развитие системы работы с одаренными учащимися - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы.

Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения. В связи с этим школе необходим данный проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей учащихся, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.

В нашем образовательном учреждении:
• ведётся определённая работа по обновлению содержании образования, форм, методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;
• решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта учащихся;
• формируется нравственный и гражданский облик учащихся;
• широко развернута научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов;
• учащиеся имеют определённые успехи в районных олимпиадах, конкурсах, и спортивных соревнованиях.

Такая деятельность даёт положительный результат. Вместе с тем, в деятельности школы по выявлению, подготовке и развитию одарённых детей имеются проблемы, а именно отсутствует система:
• психолого-педагогической диагностики одарённых детей;
• адресной поддержки учащихся и педагогов для развития способности и таланта;
• работы с семьями одарённых детей;
• адаптации в социуме одарённых детей.

Цели проекта:
Стратегическая: формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования.

Дидактическая – повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.

Задачи проекта:
1. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех возрастных ступенях).
2. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.
3. Внедрение новой оценочной деятельности учащихся посредством «Портфолио».
4. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
5. Разработка нормативно-правового обеспечения.
6. Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда учащегося и учителя.

Принципы работы с одарёнными детьми:
• индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень);
• принцип опережающего обучения;
• принцип комфортности в любой деятельности;
• принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
• возрастание роли внеурочной деятельности;
• принцип развивающего обучения;
• принцип добровольности.

Участники реализации проекта:

• администрация школы (директор, заместители);
• рабочая группа, создаваемая сроком на 1 год;
• руководитель школьного МО;
• учителя-предметники;
• классные руководители;
• руководители кружков и секций;
• медицинский работник;
• психолог;
• библиотекарь;
• родители или законные представители учащихся;
• попечительский совет.

Функциональное обеспечение проекта
1.Права и функции директора:
• общее руководство разработкой и реализацией проекта;
• обеспечение реализации проекта: организация, координация, контроль;
• создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей и учителей, работающих с одаренными учащимися;
• введение штатной единицы (заместителя директора или ответственного за работу с одаренными детьми).

2. Функции зам. директора:
• определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
• корректировка составляющих элементов проекта;
• анализ и обобщение результатов реализации проекта;
• регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией проекта;
• организация приведения семинаров по проблемам работы с одаренными детьми (не менее одного раза в год);
• разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей;
• сбор банка данных по одарённым детям.

3. Функции рабочей группы:
• подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей;
• сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме;
• подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми;
• определение критериев эффективности работы;
• подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

4. Функции методических объединений:
• разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету;
• разработка диагностического инструментария для успешной реализации проекта;
• подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей;
• обобщение и систематизация результатов деятельности педагогов;
• обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся;
• тиражирование результатов научно-исследовательской деятельности учащихся.

5. Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:
• организация и проведение занятий с одаренными детьми;
• разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
• организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
• подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам всех уровней;
• организация и контроль за знаниями одаренных детей, выполнение программ;
• обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;
• творческие отчеты по предмету в рамках реализации проекта «Создание системы работы с одаренными детьми в условиях современного качества образования».
• подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.

6.Функции классных руководителей:

• выявление детей с общей одарённостью;
• оформление в дневниках кл.руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей;
• планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей;
• подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
• взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.

7. Функции руководителей кружков и секций:

• выявление одарённых детей;
• организация творческих отчётов детей;
• предоставление необходимой информации кл. руководителям;
• консультирование родителей;
• подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме).

8. Функции психолога:

• психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
• индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
• индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
• работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
• работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа);
• подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Кадровое обеспечение проекта

Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:
• психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;
• профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учится;
• профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту.

Материально-техническоеобеспечение:

• пополнение библиотечного фонда школы справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями;
• компьютеризация образовательного процесса;
• обеспечение необходимых оборудование и материалами для организации работы кружков, клубов, секций;
• привлечение внебюджетных средств и спонсорского финансирования для материального поощрения одарённых детей.

Основные направления работы:

Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей. В рамках проекта предусматривается реализация следующих направлений работы:
• Развивающее направление – формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.
• Координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.
• Информационное направление – привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
• Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».
• Кадровое направление – предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап (2010 – 2011 гг.) – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Этап реализации (2011-2012 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (2012-2013 гг.) – предполагает провести контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Основные мероприятия проекта:

№ п/п Мероприятие Сроки Ответственные
Организационные мероприятия. Психологическое сопровождение.
1 Разработка программы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, создание и обновление банка данных способных и одаренных детей в школе.
2011 г. Психолог, зам. директора
2 Укрепление материально-технической базы учебных кабинетов Постоянно Директор
3 Систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми 2011 г. Зам. директора
4 Организация и проведение предметных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и т.д.
Постоянно Зам. директора

5 Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках: научного общества учащихся Постоянно Зам. директора
6 Проведение коммуникативных тренингов, тренингов личностного роста 1 раз в месяц Психолог
7 Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей Постоянно Председатели м/о
8 Мониторинг результативности занятий с одаренными детьми по предмету 1 раз в четверть Зам. директора
9 Разработка нормативно – правовых документов:
1. Положение о конкурсе «Ученик года»
2. Положения о конкурсе «Лучший спортсмен школы»
3. Положения о конкурсе « Самый спортивный класс»
4. Положение о Персональном гранте за личные достижения в предметных олимпиадах
5. Положение о поддержке педагогов, творчески работающих с одаренными детьми
До 2012г. Зам. директора, председатель м/о

Педагогическая поддержка.
1 Организация и проведение интеллектуального марафона в школе Ежегодно (октябрь) Зам. директора
2 Издание сборников стихотворений, творческих работ учащихся. Проведение персональных выставок. Ежегодно (май) Зам. директора
3 Целенаправленная подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям Постоянно Председатели м/о, учителя
4 Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий Регулярно Зам. директора, председатель м/о
5 Проведение круглого стола «Презентация достижений школьников» Ежегодно (апрель) Зам. директора
6 Проведение праздника «Слава победителям и призерам олимпиад» Ежегодно (январь) Зам. директора
7 Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа» Постоянно Зам. директора
8 Выплаты единовременных денежных поощрений педагогам, подготовившим победителей Ежегодно (декабрь) Директор

Повышение квалификации педагогов
1 Создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми (направление на курсы, семинары, аттестация и т.д.) Постоянно Директор, зам.директора
2 Проведение педагогических чтений «Одаренные дети: особенности работы с ними» Декабрь 2010 г.,
ежегодно Зам. директора, психолог
3 Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми Ежегодно (ноябрь) Зам. директора
4 Проведение педагогического совета «Креативность: содержание, развитие, диагностика» 2012 г. Директор
5 Марафон педагогических идей «Самоактуализирующее обучение» 2013 г. Зам. директора
6 Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме Ежегодно (апрель) Зам. директора

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Модель одаренного ребенка – Личность:
• способная к саморазвитию и самообразованию;
• овладевшая способами продуктивной деятельности;
• умеющая самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
• готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей;
• обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
• руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами;
• здоровая физически, духовно – нравственно и социально.

Ожидаемые конечные результаты проекта:
• совершенствование системы работы с одаренными детьми;
• создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
• обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
• стимулирование мотивации развития способностей;
• формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
• проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
• функционирование школьного научного общества «Поиск»;
• увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
• регулярные публикации в средствах массовой информации.

 

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка —


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?