Главная  / Обмен опытом / Урок. Сочинение по картине И. Левитана

Урок. Сочинение по картине И. Левитана



  • Автор: Москвитина Елена Фёдоровна


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Москвитина Елена Фёдоровна, учитель начальных классов МАОУ гимназии №56, г. Томска.

 

Урок в 4 классе на тему: «Сочинение по картине»

Тема урока: Сочинение по картине И.И. Левитана «Берёзовая роща»

Цель: Развитие речи, формирование умения составлять текст-описание , умение использовать простые и сложные предложения , развивать орфографическую зоркость, познакомить с творчеством И.И. Левитана.

Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с поэтическим и художественным символом природы России – берёзой.
Развивающие: развитие творческих способностей и эмоциональной сферы, интереса к искусству, живописи, поэзии.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к природе, родному краю, России.

Тип урока: развития речи, объяснительно-иллюстративный.

Место урока в учебном плане: восьмая неделя четвёртой четверти.

Методы: объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

- компьютер;
- проектор;
- тетради.

План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Введение в проблему – 10 мин.
3. Основной этап урока – 30 мин.
4. Подведение итогов урока – 3 мин.

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

- Долгожданный дан звонок,
- Начинается урок.
- На картину посмотри,
- Ничего не упусти.

2. Работа по теме урока.

1. Перед написанием сочинения можно провести экскурсию в лес или организовать просмотр фотогалереи русской природы. Показать слайды с видами берёзы.
Экскурсию используем как подготовку к разбору картины Левитана
Обратить внимание детей на игру красок, света и теней в ясный солнечный день.
Берёза – песенное русское дерево, как дуб, ива, или рябина. В народных песнях её называют ласкательно, сравнивают кудрявую и белую берёзоньку с девушкой – невестой. Песни эти, навеянные природой, складывались непроизвольно, от всей души. Под впечатлением красоты белоствольных берёз поэты писали стихи. Стихотворение А.А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую…» Слайд 6.

2. Рассматривание картины Левитана. Слайд 3
Информация для учителя: Биография И.И Левитана.
Для учащихся: биография Левитана. Слайд 4.
«Берёзовая роща» Левитана привлекает внимание своим цветовым ритмом, чередованием горизонтальных полос: нижняя - темно-зелёный покров травы, средняя - белые стволы берёз и верхняя – опять густые зелёные тона.
Солнечные лучи, проникая сквозь листву, освещают все предметы, создавая впечатление двигающихся теней.
Так же чистосердечно, как создавались народные песни, написана и картина Левитана. Так и хочется оказаться здесь и войти в берёзовую рощу.

3. Беседа по содержанию картины. Слайд 5. В конце беседы объяснить детям, что русская природа отличается особой красотой, а берёза является символом России.

4. Составление плана сочинения. Запись плана на доске.

5. Устное описание картины, можно использовать слова для справок. Слайд 6.

6. Физ. минутка:
Мы берёзку посадили.
Мы берёзку посадили,
(Выпрямиться за партой.)
Мы водой её полили,
(Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.)
И берёзка подросла,
(Встать за партой)
К солнцу ветки подняла,
(Руки вверх.)
А потом их наклонила
(Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила.
(Поклоны головой, сесть)

3. Творческая работа.

1. Написание сочинения, использовать слайд 3.
2. Самопроверка

4. Итог урока.

- С творчеством какого художника сегодня познакомились?

- Что нового узнали?

 Приложение к уроку

И.И. Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибарты (лит. Kybartai) Ковенской губернии (ныне Литва) в образованной, но бедной еврейской семье.

Его отец — Илья Левитан — сын раввина, закончил иешиву. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которой занималась французская компания.
Имя матери до нас не дошло. Левитан никогда не назвал его.

Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х перевозит семью в Москву. В 1871 году старший брат Исаака, Авель, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. Осенью 1873 года туда же подал прошение и был принят и 13-летний Исаак.

В училище его учителями были в числе прочих Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В 1875 году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Оставив по болезни работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей на заработки от репетиторства. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 г. освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В 1877 умирает от тифа отец Левитана. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обращает внимание на Левитана и берёт его к себе, в пейзажный класс. В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

«Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» — вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров.
Весной 1885 году в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье - у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовывает выставку шестидесяти пейзажей.

Около 200 работ, выполненные им за три лета, проведённых в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.
В 1891 году был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1898 году Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком... Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые».

Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту. В то время в Ялте жил Чехов. Старые друзья встретились постаревшими и отчуждёнными. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, всё говорил о своей близкой смерти. Он её откровенно боялся и не скрывал этого, сердце болело уже почти непрерывно.

22 июля (4 августа) 1900 год в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя работа — «Озеро. Русь» (не закончена).
22 апреля 1941 года прах был перенесён на Новодевичье. С тех пор могила Исаака Левитана находится в непосредственной близости от могил близких его друзей, — Нестерова и Чехова.

Самые известные пейзажи И.И. Левитана

Солнечный день. Весна», 1876-1877
Осенний день. Сокольники, 1879

Осенний пейзаж, 1880
Мостик. Саввинская слобода, 1886
Саввинская слобода под Звенигородом, 1884.
Берёзовая роща, 1885—1889
После дождя. Плёс, 1889
Весна в Италии, 1890
Вечерний Звон, 1892
Владимирка, 1892
Над вечным покоем, 1894
Март, 1895
Золотая Осень, 1895
Лилии. Ненюфары, 1895
Весна. Большая вода, 1897
Тишина, 1898
Сумерки, 1900
Озеро. Русь, 1899-1900

Презентацию к уроку сожно скачать здесь.

 

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка — 0


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?