Заседание научного общества «Поиск» учащихся начальных классов
- Автор: Ляхова Людмила Васильевна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Ляхова Людмила Васильевна, учитель высшей категории гимназии №1 им. Ю.А. Гагарина г. Клинцы
Заседание научно-исследовательского общества «Поиск»
учащихся начальных классов
Руководитель: Ляхова Людмила Васильевна
Тема: Выбор темы исследования
Цель:
1) Показать детям, какие бывают темы исследования, учить выбирать тему для исследовательской деятельности, помочь в этом выборе;
2) Формировать умение слушать учителя, выделять в сказанном главное, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения;
3) Мотивировать детей к исследовательской деятельности, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, памятки: «Как выбрать тему исследования», «Цель, задачи, гипотеза исследования», «Методы исследования», папки для сбора материала по исследовательской деятельности у детей.
1. Оргмомент. Постановка задач.
Слайд №1. (Заставка к уроку.)
- Сегодня у нас очередное заседание научно-исследовательского общества «Поиск». Посвящено оно выбору темы. Мы повторим методы исследования, вспомним, что такое цель, задачи исследования, узнаем, какие бывают темы исследовательской работы, научимся выбирать тему и, может быть, кто-то из вас уже сегодня определится, что ему интересно, над чем бы он хотел работать, что исследовать, выбрав тему из тех, которые предложу я, а кто-то, может быть, уже определился с темой и поделится своими планами с нами.
2. Актуализация знаний.
- Для начала давайте вспомним, какие методы исследовательской деятельности мы знаем. У каждого из вас есть папка, в которую вы будете собирать информацию по выбранной теме. Откройте её и расскажите, какие методы исследовательской деятельности вы знаете.
Слайды №2 – 7. (См. приложение.)
- Невозможно провести исследование, не поставив цель, задачи, не выдвинув гипотезу.
*) Что такое цель? Задачи? Гипотеза?
*) Чем должно заканчиваться любое исследование? (Дети отвечают на вопросы, пользуясь памяткой из папки. См. приложение.)
- Сегодня я хочу помочь вам в выборе темы будущих исследовательских проектов, для этого даю ещё одну памятку, которую мы сейчас изучим и будем пользоваться ею в процессе нашего заседания.
Слайд №8. (См. приложение.)
3. Работа с памяткой «Какими могут быть темы исследования?»
Слайд №9. (См. приложение.)
*) Какими могут быть темы?
Слайд №10. (См. приложение.)
*) Как же выбрать тему исследования?
- Прочитайте в памятке, что для этого требуется от вас, поделитесь своими мыслями.
4. Работа с выставкой творческих проектов детей за прошлые годы.
- Посмотрите на выставку. В прошлом году члены НИО «Поиск» уже выступали с проектами по математике, окружающему миру, по ОПК, по истории. Мы подготовили коллективный проект по теме «Осень» и провели отчётное заседание по этой теме в виде игры-соревнования.
- Сегодня я хочу предложить темы по литературному чтению и по окружающему миру.
5. Работа над обзором тем исследовательских проектов.
Тема 1. Слайд №11. Устное народное творчество.
- Фольклор. С ним мы знакомы с раннего детства.
*) Какие жанры устного народного творчества вы можете назвать?
Слайд №12. (Цель.)
- Цель этого проекта – создать свою рукотворную книгу – сборник фольклорных произведений.
Слайд №13. (Считалки.)
*) Какой это вид народного творчества?
Пчёлы в поле полетели
Зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем – водишь ты.
Слайд №14. (Загадка.)
- А это что?
Летит огненная стрела
Никто её не поймает:
Ни царь, ни птица,
Ни белая рыбица. (Молния.)
- Решение загадок в древности было испытанием мудрости человека и могло помочь, а иногда и сохранить жизнь человека в минуты опасности.
*) А какие бывают сказки?
- Отгадайте, о какой сказке идёт речь? Слайд №15, 16. (Загадки о сказках.)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка.)
Сидит в корзине девочка
У Миши за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша и медведь.)
Слайд №17. (Три богатыря.)
*) Кто изображён на этой картине ? (Три богатыря.)
*) В каких народных жанрах повествуется о богатырях русских?
Слайд №18. (Небылицы.)
Ехала деревня
Мимо ямщика.
Вдруг из-под воротни
Лают ворота.
*) А это как называется?
- А ещё к фольклору относятся народные игры.
Слайд №19. (Название этапа урока.)
Физминутка.
Игра «Гуси, гуси, га-га-га…».
Тема 2. Слайд №20. (Название темы.)
Троекратные повторы в народных и авторских сказках.
Слайд №21. (Иллюстрация к сказке.)
*) Узнали вы эту сказку? («Хаврошечка».)
- Вспомните троекратные повторы в этой сказке.
Слайд №22. (Иллюстрация к сказке.)
- А это литературная сказка. Есть ли в ней троекратный повтор? («Сказка о рыбаке и рыбке».)
- Назовите ещё сказки. Назовите цель этого проекта? (Выявить признаки волшебной сказки.)
Слайд №23, 24. (Иллюстрации к сказкам.)
Тема 3. Особенности характера животных в русских народных сказках.
- Рассматривая народные сказки, нельзя не обратить внимание на особенности характера животных в них.
Слайд №26. (Лиса, волк, заяц, медведь – герои сказок.)
*) Как изображали в сказках лису, волка, зайца, медведя?
Тема 4. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Слайд №27. (Домашние животные.)
*) Вы узнали этих красавцев? Кто это? (Домашние животные.)
*) Как должны люди к ним относиться? Почему?
*) Как можно сформулировать тему этого исследования? Слайд – тема.
Тема 5. Дуб и всё вокруг него. Слайд №28. (Иллюстрация дуба и всего живого вокруг него.)
- Глядя на этот рисунок, представьте, что вы сами очутились в этом лесу рядом с огромным дубом. Будьте осторожны, чтобы не спугнуть лесных обитателей. Смотрите, одни животные питаются желудями, листьями, древесиной дуба. Можно сказать, что эти животные напрямую связаны с дубом. А на них охотятся другие. Значит, они тоже связаны с дубом, только не напрямую, а косвенно. Если люди срубят дуб, плохо придётся животным. Почему? Изучив эту тему, вы сможете ответить на этот вопрос.
Тема 6. Деревья нашего края. Слайд №29. (Деревья нашего края.)
- Знаете ли вы деревья нашего края? Отгадайте по описанию:
*Светолюбивое хвойное дерево, у которого длинные хвоинки расположены парами. Шишки короткие, более округлые, чем у ели. (Сосна.)
*Лиственное дерево с белой корой. (Берёза.)
*Ценное хвойное дерево, которое отличается от других деревьев мягкой, опадающей на зиму хвоей. Осенью её хвоя желтеет, и дерево становится особенно красивым. (Лиственница.)
*На берегу реки можно часто встретить это дерево. Вы её узнаете по длинным узким листьям, свисающим с тонких ветвей. Многим известны её сизые «барашки», появляющиеся ранней весной. (Ива.)
*Это дерево имеет свои секреты. Каждый её лист, словно перо, составлен из многих (от девяти до двадцати одного) небольших листочков. Плоды вовсе не ягоды, а маленькие-маленькие яблочки, собранные в увесистые грозди. (Рябина.)
- Очень важно знать, что растёт в нашем лесу?
Тема 7. Слайд №30. (Тема, фото тех растений и животных, о которых рассказывают дети.)
- Они могут исчезнуть.
*) Кто или что может исчезнуть? Почему?
- Дети расскажут о некоторых растениях и животных из Красной книги. (Горечавка, ирис, первоцвет, летучие мыши, медведь, тигр.)
*) Вас заинтересовала эта тема?
Тема 8. Слайд №31. (Фотографии отгадок.)
- Почему их так назвали?
- Эта тема интересна тем, что она объединяет два предмета: окружающий мир и русский язык. Вам придётся узнать этимологию некоторых слов.
*) Что такое этимология ? (Происхождение.)
- Отгадайте загадки, которые нам приготовила Настя.
Он жёлтым цветком распускается,
А после цветенья сдувается. (Одуванчик.)
Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны,
Хоть растём мы вдоль дорог?
И нас топчут сотни ног? (Подорожник.)
Этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор.)
*) Почему их так назвали? Проведёте исследование, узнаете больше.
6. Обобщение.
- Тем для исследования великое множество, только нужно уметь замечать всё вокруг себя, стремиться узнавать новое и иметь желание докопаться до истины, узнать больше.
- Вот ещё несколько тем: Слайды №32, 33, 34, 35. (Иллюстрации к темам.)
- Что такое радуга? Солнце, звёзды и Луна.
- Имена собственные в вывесках нашего города.
- Почему вымерли динозавры?
7. Итог урока.
*) Кому понравились темы, которые мы сегодня рассмотрели?
Слайд №36. (Перечень всех тем.)
*) Кто захотел выбрать одну их них?
*) Может кто-то хочет предложить свою тему? (Женя и Юля изъявили желание продолжить работу над темами, начатыми в прошлом учебном году: "Глобальное потепление", "Нашествие иноземных захватчиков на Русь".)
- Работать над проектом можно группами, если ваши интересы совпадают.
8. Домашнее задание.
- К следующему заседанию постарайтесь сформулировать цель, задачи, выдвинуть гипотезу исследования, составить план своей деятельности и, может быть, уже сделать первые заметки по каждому этапу исследования по своей теме.
Приложение 1.
Как выбрать тему исследования?
Ответь на вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или познавать природу).
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителю, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.
Какими могут быть темы исследования?
• Фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
• Экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• Теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.)
Приложение 2.
Как правильно оформить работу.
Цель исследования:
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Задачи исследования:
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза исследования:
Гипотеза – это предположение, догадка ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» - это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотеза начинается со слов «предположим», «допустим», «возможно».
Выводы:
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвёл итогов.
Приложение 3.
Методы исследования.
Подумать самостоятельно.
• Что я знаю по теме исследования?
• Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
• Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
Запиши всё, что знаешь............................
Прочитать книги о том, что исследуешь.
• Прочитай справочники и энциклопедии по данной теме.
• Если этого не достаточно, надо прочитать книги с подробным описанием.
Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь......................................
Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.
Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий клад для исследователя
Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.................................................
Найди информацию в глобальных компьютерных сетях, в сети Интернет.
Ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя.
Запиши всё, что помог узнать тебе компьютер...................................................................................................
Спросить у других людей.
• У специалистов – тех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
• Неспециалистов – всех остальных людей.
Запиши информацию, полученную от других людей...........................................................................................
Понаблюдать.
Для наблюдений есть множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения.
Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений..........................................................................
Провести эксперимент.
Эксперимент – проба, опыт. Перед тем как провести эксперимент, надо составить план.
Запиши план проведения эксперимента.............................................................................................................
Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты............................................................................