Развитие речи в 4-м классе. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка в начальной школе
- Автор: Эльгорт Виктория Алексеевна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Эльгорт Виктория Алексеевна.
Урок развития речи в 4-м классе. Воспитание патриотизма и гражданственности
Тема урока: Сочинение-описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».
Цели урока: 1. учить составлять тексты-описания по картине;
2. развивать орфографические знания, умения, навыки;
3. воспитывать патриотизм, чувство прекрасного.
Оборудование: репродукция картины И.И.Шишкина «Рожь».
Ход урока.
1. Постановка цели.
- Сегодня на уроке мы пишем сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь». Какого типа текст мы напишем? (Текст-описание)
- Но описать картину надо так, чтобы чужак-иностранец приехал в нашу страну и посетил Третьяковскую галерею, где выставлена эта картина.
2. Слово о художнике.
- Иван Иванович Шишкин родился в 1832 г. в Елабуге. Елабугу обступали дремучие леса. Деревья стали мальчику друзьями. Среди них Шишкин навсегда понял и полюбил природу. Художник говорил:
- Мой девиз - «Быть русским. Да здравствует Россия».
Картину «Рожь» он создал в 1878 году как гимн обилию урожая, плодородию земли, величественной красоте просторов русской земли.
Рассмотрите портрет художника. Обратите внимание на его пристальный, задумчивый взгляд. Давайте так же внимательно вглядимся в репродукцию картины и постараемся проникнуться мыслями и чувствами художника.
3. Рассматривание картины.
- Что вы видите на картине? (Я вижу знойный летний день. Я вижу бесконечный простор русской равнины. До самого горизонта раскинулось море золотых колосьев. Сосны словно грозные великаны стоят над полем. Колосья выросли в рост человека.)
- Какова идея картины? Какую главную мысль выразил художник своей картиной? (Русская земля щедро наградила человека за его труд.)
- На обороте полотна Шишкин написал: «Раздолье. Простор. Угодья. Рожь…Русское богатство…».
4. Речевая подготовка.
- Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета.
Зреет рожь над жаркой нивой.
И от нивы и до нивы
Гонит ветер шаловливый
Золотые переливы.
- Подберите образные слова к слову поле.1 ряд. (Нива, поле как море, бескрайнее, раздольное, русское…)
2 ряд. К слову земля. (Плодородная, богатая, щедрая…)
3 ряд. Рожь. (Золотая, налитая, тяжёлые колосья, спелая.)
Сосны. (Вековые, как великаны , гигантские.)
- Объясните предложение.
Небо на картине утратило звонкую синеву. (Стало менее ярким.)
- Дополните предложение.
Художник рисовал каждую… (Травинку, деталь с любовью.)
Он использовал… краски: оттенки жёлтого цвета , коричневый, красный. Картина словно (налита золотом).
- Дополните.
Я смотрю на картину и думаю, что… (наша земля самая щедрая и красивая…)
5. Орфографическая подготовка.
Назовите слова с непроверяемыми гласными. (Простор, картина, великаны, богатство.)
С проверяемыми гласными. (Золотая, колосья…)
О каких ещё орфограммах надо помнить? (Непроизносимые и парные согласные, приставки и предлоги…)
Почему в слове рожь на конце буква ь?
6. Физминутка. Дети поднимают руки вверх, имитируя колоски, делают наклоны влево-вправо.
Дорого-любо, кормилица нива,
Видеть, как ты колосишься красиво. (Н.А. Некрасов)
- Запишите эти слова как эпиграф к сочинению.
7. План на доске.
- Прочитай первый пункт плана. Это вступление. О чём напишете в первой части? (И.И. Шишкин - известный русский художник. Он создал картину «Рожь».)
1. Художник и его картина. (Создал, написал.)
Прочитайте второй пункт плана. О чём напишете в основной части?
2. Что и как написал художник? (До самого горизонта раскинулась широкая равнина. Художник написал раздольное, бескрайнее поле зрелой ржи.Тяжёлые колосья склоняются до земли. Богатая уродилась рожь! Под лёгким ветерком колышется она золотыми волнами. Над морем ржи возвышаются вековые сосны и сторожат покой. Извилистая дорога уводит в бесконечный простор русского поля. Небо на картине утратило звонкую синеву. Художник использовал тёплые краски: оттенки жёлтого цвета, коричневый, красный. Картина словно залита солнечным светом. Золотистый цвет картины передаёт торжественное настроение художника. Каждую травинку он написал с любовью.)
3. Какие мысли и чувства выразил художник в картине? (Земля щедро наградила человека за тяжёлый труд. Я смотрю на картину и думаю, что наша земля самая щедрая и красивая.)
8. Самостоятельное написание сочинений.
9. Проверка. Чтение работ.
10. Итог урока.
- Чему мы учились у И.И. Шишкина? (Любить Россию, гордиться ею, чувствовать себя россиянами.)