Интегрированный урок чтения и музыки в 3 классе
- Автор: Ерасова Наталья Владимировна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Ерасова Наталья Владимировна
Интегрированный урок чтения и музыки в 3 классе
«День, полный событий»
Песня «Здравствуй, мир!». Вступительное слово учителя музыки. Стихотворение о горне. Кроссворд: горн, песня, марш, пионер, жизнь. По вертикали получаем слово "герой".
Вывод: Ребята, мне очень понравился разговор, который вы вели. Вся наша жизнь состоит из множества дней, наполненных событиями. Бывает, что за один день человек столько всего переживет, что можно вспоминать потом много лет! Обратите внимание, какое слово в кроссворде мы не назвали? (Герои)
Героями нашего урока будут взрослые и дети, мы с вами попробуем ответить на вопрос: «Влияют ли различные события и обстоятельства на характер человека?» Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Владимира Карповича Железникова «Рыцарь». Учебник с. 59
- Что вы можете сказать о рассказе по его названию? (Поразмышляйте, о ком может быть этот рассказ?) Обратимся к словарику в конце учебника и узнаем значение этого слова. (Ребята читают объяснение в словаре: «рыцарь» – здесь: самоотверженный и благородный человек.)
- С каким словом схоже значение? (Герой)
Учитель. Это слово появилось в период средневековья в Западной и центральной Европе, рыцарями называли воинов, тяжеловооруженных конных всадников. Для рыцарей обязательными считались моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Позднее это слово стало употребляться в переносном значении: им называли самоотверженных, благородных людей, вставших на защиту слабых, а также своей Отчизны.
- Читая этот рассказ, подумайте, кого здесь автор называет рыцарем и почему. (Чтение текста)
Учитель. Кого автор назвал рыцарем? Почему автор называет рыцарем обычного современного мальчика?
Дети. Потому что он поступил благородно: защитил от грубости женщину, свою бабушку. Он вступил в неравную схватку с сильным взрослым человеком, который мог с мальчиком расправиться физически.
Учитель. А теперь перечитайте ту часть рассказа, где говорится о благородном поступке Саши. Найдите слова, которыми автор передает чувства мальчика.
Дети. Мальчик был возмущен поступком шофера. В его душе вспыхнул гнев и переживание: «Саша покраснел, потом побледнел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… я вас ударю!» Мальчик поступил смело, не испугался человека, который был старше и физически сильнее его: «Саша стоял перед ним, как дикий зверек, – решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые». Ему было больно и обидно: «И только где-то в глубине его глаз шофер увидел боль и обиду».
Учитель. А как вы думаете, почему текст этот поместили в учебнике сразу после рассказа «Полосатая палка»?
Дети. В обоих рассказах есть персонажи, способные на грубость и унижение людей. Это произведение похоже на предыдущее тем, что в нем также под воздействием обстоятельств меняется характер героя. …герои, совершившие плохие поступки, признали свою вину и стали на путь исправления.
Учитель. А теперь поговорим о герое, который совершил неблагородный поступок. Что вы можете рассказать о шофере? Каким он вам показался?
Дети. Вначале автор показал его приветливым и дружественным по отношению к мальчику. Пригласил его заходить к себе в гараж. И заботливым: заметил Саше, что ведро с водой «пожалуй, было для него тяжелым…». Однако, по отношению к старой бабушке шофер поступил грубо и неуважительно: « – Эй, тетка! – грубо крикнул шофер. – Нашла где стоять…». Шофер способный на хулиганский поступок: «…а то толкану машиной, костей не соберешь». Грубость он считал обычным делом: «До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. Он кричал на них и уезжал своей дорогой».
Учитель. Что же заставило его задуматься о своих отрицательных чертах характера?
Дети. Благородство, решительный поступок мальчика. Этим Саша обезоружил шофера, и ему стало стыдно. В душе шофера, как и у Мишки из предыдущего рассказа, еще жива была совесть. И душа его не полностью огрубела, он еще способен был почувствовать боль и обиду мальчика.
Учитель. Да, именно эти хорошие начала в душе героя живы, – именно они заставили его осознать свой плохой поступок и извиниться перед мальчиком и его бабушкой. Прочитайте об этом.
Ученик. «Ну, прости, малый, виноват, кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите».
Учитель. Как отнеслась бабушка к поступку Саши? Прочитайте.
Ученик. «А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он лезет не в свое дело, но потом передумала. Разве можно ругать человека за благородные поступки?» Учитель. Перечитайте, как автор передает душевное состояние бабушки?
Ученик. «…у нее в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей хотелось запеть эту песню вслух – так у нее было радостно на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы, они почему-то расползлись в улыбку. Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. Пели руки… Так у нее было хорошо на сердце…»
Учитель. Почему именно так автор передает радость души человека – через песню.
Дети. А это всегда так: когда у человека радость в душе, ему хочется петь. И очень часто в народе говорят: «Душа поет».
Учитель. А как вы понимаете смысл этих слов?
Дети. Бабушка испытывала радость за внука и гордость за то, что у нее есть такой защитник: «…до чего дожила: Саша заступился за нее!» Гордость за себя, что она воспитала хорошего, настоящего человека: «Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. Жив человек!»
Учитель. Для каждого человека его семья является бесценным даром. Наверное, поэтому люди ценят и любят свой дом, дорожат им и всегда стремятся вернуться в родной отчий дом. Послушайте внимательно песню «Отчий дом». Песня «Отчий дом»? Вам песня понравилась? Она была взрослая или детская? О чем заставляет задуматься? (Когда мы вырастем, то должны помнить о тех, кто дал нам жизнь).
Учитель. В рассказе «Рыцарь» затронута тема отчего дома. Как вы думаете, будет ли Саша помнить свой родной отчий дом, когда станет взрослым?
Учитель. Как вы думаете, каким станет Саша, когда вырастет?
Дети. Саша вырастит хорошим человеком. Защитником слабых людей. И защитником Родины.
Учитель. Чему учит рассказ?
Дети. С малых лет воспитывать в себе качества, достойные человека: смелость, решительность, в ответственные моменты не пасовать перед трудностями, преодолевать в себе слабость. Мы с вами убедились в огромной силе благородного поступка. Дома вы подумаете над заданием № 5. Запишите в дневник с. 63, в. 5. (А в вашей жизни была ситуация, похожая на ту, о которой читали? Смогли вы преодолеть слабость и нерешительность в себе. Легко вам было, почему вы смогли преодолеть себя. Кто вам помог?)
- Героями жизни всегда являются люди, живущие на земле. Это не только взрослые, но и дети. Об этом мы услышим в песне, которую вы очень хорошо знаете. Давайте исполним ее.
Песня «Из чего наш мир состоит?»
Учитель. Дети и взрослые мечтают, наполняя каждый свой день, свою жизнь событиями. В песне были слова — наш мир состоит из мечты до Марса длиной! ? Как вы понимаете смысл этих слов?
Дети. Чтобы идти к своей мечте, людям приходится трудиться, и даже совершать подвиги! Но есть такие подвиги, о которых узнает весь мир.
Учитель. Как вы думаете, полет в космос является подвигом? Объясните свою точку зрения. Об одном таком подвиге космонавтов расскажет Саша З. (о Джанибекове), которая подготовила индивидуальное домашнее задание.
- Что помогло Владимиру Джанибекову, несмотря ни на что, решить поставленную задачу? Какими качествами характера надо обладать? (Мужество, героизм, упорство, смекалка). Способность на поступок! Как вы думаете, героями рождаются или становятся? Это поговорка. Таких людей называют – орлы.
- А к детям как можно обратиться? (Орлята, соколята)
Песня «Орлята». Дети садятся за парты.
Учитель. Вы хотите быть похожими на героев сегодняшнего урока? Каждый из вас может быть похож на героя рассказа Сашу или шофера, космонавта Джанибекова или человека, который может не выполнить обещания. Старайтесь, сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, принимать верные решения, высказывать свою точку зрения, выбирать, на кого быть похожим, преодолевать трудности на своем пути и побеждать. А сейчас прозвучит необычная песня, в которой есть секрет. Приглашаю на сцену ребят.
Песня «Есть на свете цветок...»
Вывод. Вам понравилась песня? Какая она? (Красивая, нежная). А вы поняли, о чем она? Цветок обычный или необычный? Где он растет? (В душе человека) Как бы вы назвали эту песню? (Песня о волшебном цветке или о мечте человека)
Рефлексия.
Учитель. У вас на партах символы мечты — волшебные цветки. Возьмите их и подчеркните те пожелания, которые, на ваш взгляд, должны помочь вам что-то изменить в себе к лучшему, то есть немного повзрослеть. Когда завершите работу, переверните их.
- держать свое слово - выполнять обещания - уметь слушать - перебивать собеседника - передразнивать человека - быть терпеливым.
- А обсудим мы пожелания на классном часе.
Итог урока. Сегодня мы начали наш урок с разговора о жизни, наполненной событиями. И каждый день может оставить в памяти свой след. А урок может быть полон событий? Значит, в жизни человека дорога каждая минута. Вот и у нас подходит к завершению урок, полный событий и драгоценных минут. Советский писатель Лев Кассиль, написал: «Помни, ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, в твоей защите и помощи».
Песня «Ритм жизни», «Только человеку с доброй душой и храбрым сердцем могла мудрая змея доверить цветок жизни».