Главная  / Обмен опытом / Большая буква в именах, отчествах и фамилиях

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях



  • Автор: Левончева Наталья Александровна


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Левончева Наталья Александровна.

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях

Ход урока

1. Актуализация знаний.
Оргмомент.

Слово учителя.
- Ребята, любите ли вы преодолевать трудности? Трудности преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, хорошими мыслями и если рядом настоящие друзья. Прислушайтесь к себе: какое у вас настроение? На столе у каждого лежат солнышко и тучка. Какая из карточек отображает ваше настроение, покажите! Давайте постараемся все вместе улучшить наше настроение к концу урока.

2. Каллиграфическая минутка.
Мм Лл Оо
молоко мыло милая
- Прежде чем приступить к написанию букв и слов, сделаем разминку для пальцев.
«Солнышко».
Утро встало,
Солнышко встало,
Эй, братец Федя,
Вставай и разбуди соседей,
Вставай, большак,
Вставай, указка,
Вставай, середка,
Вставай, сиротка,
И крошка Митрошка,
Привет, ладошка,
Все потянулись и проснулись.
- Что вы можете сказать о записанных словах?
- На какие две группы можно разделить записанные буквы? (Строчные и прописные).
- Для чего нужны строчные буквы? А прописные?

3. Словарно-орфографическая работа.
А) Картинный словарный диктант. Слайд презентации №1.
Береза, заяц, зеркало, пальто.
- Обозначьте ударение в словах и укажите «опасные» места.
Б) – А теперь отгадайте новое словарное слово, над которым мы сегодня будем работать. Слайд презентации №2.
В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят (помидор).
- Запишите новое слово в ваши словарики, укажите ударение и «опасные места».
- Что вы можете рассказать об этом предмете?
(Огородное растение семейства пасленовых, спелый плод может быть красного, желтого или розового цвета. У него два имени ПОМИДОР и ТОМАТ. Его родина – Южная Америка. Европейцы сажали его только для красоты в садах, на клумбах, как цветы.)
- Что вы можете рассказать о слове «помидор»?
- Сколько слогов, букв, звуков, гласных и согласных в этом слове? (3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных и 4 согласных звука).
- Придумайте и запишите предложение с этим словом.
В) Работа в парах.
- Перед вами на столах лежат карточки. Вы будете работать в паре, помогая друг другу правильно и быстро выполнить задание.

1. Посмотрите внимательно на слова:

л..тит ш…ина В(в)ера
моро… И(и)вановна реч(ь)ка

2. Запишите слова, объясняя орфограммы на месте пропусков букв.

3. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос кто? что?

- Все ли орфограммы вы сумели объяснить?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Большая буква в именах, отчествах и фамилиях). Слайд презентации №3.
- Молодцы, вы правильно догадались.
Задачи нашего урока: познакомиться с новой орфограммой и научиться правильно употреблять заглавную (прописную) букву. Слайд презентации №4.

Совместное открытие знаний.
1. Слово учителя. Слайд презентации №5.
- Вот какую песенку придумали заглавные буквы. Она им так нравится, что они часто ее распевают:
Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг,
Смотрят с почтением
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
- Давайте попробуем вместе с этим разобраться.
2. Слайд презентации №6.
Сергей Иванович Васильев был большой выдумщик. Санька внимательно следил за работой и подавал инструменты.
- Как вы думаете, перед нами текст? Почему?
- Спишите предложения. Подчеркните имена.
- Какие еще слова написаны с большой буквы? Почему?
- Сформулируйте орфограмму, с которой мы сегодня знакомимся. Слайд презентации №7.

Зарядка для глаз. Слайды презентации №8, №9, №10, №11.

3. Для любознательных. Слайд презентации №12.
- Сегодня ответы на вопросы Почемучки для нас приготовили Лена и Дима.
Дима. Слово «имя» очень древнее. В древности люди давали только осмысленные имена. Имена давались не только в детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «детское» имя иногда жило вместе с «взрослым».
Лена. Мая, Бел, Кудряш, Черныш. Эти имена даны по внешности человека. Умник, Добр, Несмеяна. Эти имена говорят о черте характера человека.
Слово «отчество» переводится с греческого как происхождение по отцу.

4. Слово учителя.
- А как же произошли фамилии?
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец, отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
- Какой же вывод мы сделаем? (Многие фамилии произошли от профессий)
- Я буду называть профессии людей, а вы попробуйте угадать и записать фамилии:
столяр -  ... (Столяров)
стрелец - ... (Стрельцов)
печник - ... (Печников)
охотник - ... (Охотников)
- Как вы писали фамилии? (С большой буквы)
- Какая орфограмма в этих словах?

Самостоятельное применение знаний.
1. Слайд презентации №13.
Я сижу в классе с ... .
Моя подруга ... .
Мой друг ... .
Дежурные в классе ... и ... .
Спиши. Поставь вместо точек имена и фамилии.
- Как вы написали имена и фамилии?
- Какие еще слова написаны с большой буквы? Почему?

Физкультурная пауза. Слайд презентации №14, №15.

2. Устная работа. Слайд презентации №16.
- Посмотрите внимательно на следующий слайд. Вам нужно, используя подсказку, расшифровать имена девочек и составить про них рассказ.
3. Работа с учебником.
Упражнение № 78. (Коллективный разбор)
- Что вы знаете о Юрии Алексеевиче Гагарине? Почему фамилия нашего соотечественника известна во всем мире?

5. Итог урока.
1. Рефлексия деятельности. Слайд презентации №17.
- Сегодня наш урок мы начали с песенки о заглавных буквах. Можем мы теперь ответить на вопрос из этой песенки?
- Ребята, но у этой песенки есть продолжение. Интересно вам узнать, что о себе споют еще заглавные (прописные) буквы?
- Хорошо, тогда мы их пригласим к нам на следующий урок.
2. Домашнее задание. Слайд презентации №18.
- Выполни задание №79 из учебника. Если возникнут трудности при выполнении упражнения, обратись за помощью на стр.43.
- Если захочешь, можешь узнать у своих родных о своей фамилии. Подготовь рассказ и иллюстрации.
3. А теперь встаньте, прислушайтесь к своим ощущениям и прикрепите на классной доске ту карточку, которая соответствует вашему настроению после урока.

 

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка —


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?