Урок музыки в 5 классе
- Автор: Шибанова Вероника Владимировна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Шибанова Вероника Владимировна, учитель начальных классов
"Песни войны и мира"
(5 класс. 2 полугодие. 3 четверть)
Задачи:
Образовательные:
1. Учить анализировать произведение через развитие логических действий (анализ, сравнение, синтез, обобщение, аналогия, классификация), различать произведение по типам оркестров, исполнителям, жанрам музыкального искусства);
2. Учить эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
Познакомить учащихся с песнями В. Агапкина, А. Александрова, Д. Тухманова; расширить знания о типах оркестров и видах хоров.
Развивающие:
1. Учить эмоционально выражать свое отношение к песне в процессе слушания и исполнения;
2. Совершенствовать вокально-хоровые навыки, продолжать работу над выразительностью исполнения.
3. Способствовать развитию желания создавать свои словесные образы.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;
2. Прививать чувство любви к своему краю, городу;
3. Воспитывать музыкальный вкус.
1. Психологическая подготовка к теме урока.
- Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Исполняем старинную песню «Гаудеамус».
- Что мы с вами сейчас исполнили?
- Почему вы решили, что это песня?
- Наш урок посвящен песням. Запишите тему урока "Песни войны и мира".
2. Начнем мы с вами урок с игры, которая называется "Учимся сопоставлять" – "Художественные аналогии".
Задание 1 «Найди пару».
- Выбери плакат, который подходит к предложенному музыкальному произведению, объясни почему? (Способность сопоставлять содержание разных видов искусства, находить общее в этом содержании).
- Мы с вами познакомились с новым музыкальным произведением «Священная война» муз. А.В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача. Запишите эти данные в свою таблицу.
Задание 2 «Кто исполняет песню?»
Иллюстрации с изображениями музыкальных оркестров. Выбери изображение коллектива, которое подходит звучанию музыкального произведения, объясни почему? (Развитие тембрового слуха).
- Мы с вами познакомились с новым музыкальным произведением «День Победы» Д. Тухманова. Запишите эти данные в свою таблицу.
Задание 3 «Какая картина звучала?»
- Выбери сцену музицирования, которая подходит к предложенному музыкальному произведению, объясни почему? (Развитие тембрового слуха, ознакомление с различными видами оркестров).
- Мы с вами познакомились с новым музыкальным произведением «Прощание Славянки» В. Агапкина. Запишите эти данные в свою таблицу.
Задание 4 «Кто лучше услышит?»
- Подобрать необходимые средства музыкальной выразительности для раскрытия данного образа «Ты слышишь море?» А. Зацепина. Вспоминаем средства музыкальной выразительности – элементы музыкальной речи.
- У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. Основными выразительными средствами живописи, например, являются рисунок, краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, слагая стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это важнейшее выразительное средство его искусства, искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров и т.д.
- Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства.
- Какой главный элемент музыкальной речи? (Мелодия)
- Мелодия является основой всякого произведения. Как вы знаете, мелодия может быть разной - плавной и скачкообразной, отрывистой. Это зависит от другого выразительного средства музыки - ритма.
- Что такое ритм? Это чередование коротких и длинных звуков. Ритм является сильнейшим выразительным средством. Он в очень значительной степени влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придает произведению плавность, мягкость. Прерывистый ритм, основанный на чередовании коротких звуков с еще более короткими, создает ощущение тревоги, взволнованности. Неторопливо-однообразный ритм связывается в нашем воображении со спокойным, размеренным движением и т. д.
- Еще одно средство музыкальной выразительности - лад. Слово лад мы часто употребляем в обыденной жизни; говорят: «Как хорошо они ладят между собой» или «Нет, они живут не в ладу». Ладить, значит находиться в согласии. Ладить и, наоборот, не ладить между собой могут не только люди, но и звуки. Итак, в музыке существуют два основных лада. Какие?
- Мажор, минор. Верно.
- Если спеть подряд мажорную и минорную гаммы, то мы увидим, что мажорная гамма светлая, ясная, минорная же словно затенена легкой дымкой печали. Интересно, что на латинском языке мажорная гамма обозначается словом "durus", что означает "твердый", минорный - "mollis" - "мягкий".
- Следующий элемент музыкальной речи - регистр, т.е. местоположение звуков. Какой вы знаете регистр?
- Низкий, средний, высокий.
- Еще одно выразительное средство - темп. Что такое темп?
- Это скорость исполнения.
- Какой бывает темп? Быстрый, медленный, умеренный. Не меньшее значение имеет тембр. Что это такое?
- Тембр - окраска звука.
- Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру, мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
- И еще одно средство музыкальной выразительности - динамика. Что это такое?
- Динамика – это сила звучания. Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо). Итак, мы вспомнили наиглавнейшие выразительные средства музыки.
- А теперь каждому из вас предстоит стать музыкальным аналитиком и написать об этом произведении отзыв, но каждый будет писать по-своему. Каждый представит себя на берегу Финского залива в каком-то образе и подберет необходимые средства музыкальной выразительности для раскрытия данного образа. Создайте своё эссе об этой музыке. «Ты слышишь море?» А. Зацепина.
3. Вокально-хоровая работа.
Распевание.
• Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: скороговорки.
• Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
• Работа над дыханием, дикцией, артикуляцией - песенки-попевки.
«Удивительный вальс» А. Дольского:
- прослушивание музыкального произведения;
- разбор текста песни;
- работа с труднопроизносимыми словами;
- разучивание музыкального произведения;
- работа над выразительностью исполнения.
Как вы считаете «Ленинградский вальс» - это песня войны или мира?
Домашнее задание.
- Написать о песне "Ленинградский вальс" краткий отзыв, используя средства музыкальной выразительности.