Главная  / Обмен опытом / Математика, 3 класс. «Окружность. Радиус и диаметр окружности»

Математика, 3 класс. «Окружность. Радиус и диаметр окружности»



  • Автор: Лузина Наталья Алексеевна


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Урок математики в 3 классе «Окружность. Радиус и диаметр окружности»

Автор: Наталья Алексеевна Лузина

Цели:

закрепить у обучающихся понятия «окружность», «круг»;
вывести понятия «радиус окружности», «диаметр окружности»;
научиться строить окружности заданного радиуса;
развивать умение рассуждать, анализировать.
Личностные УУД:
• формировать положительное отношение к урокам математики;
• интерес к предметно-исследовательской деятельности;
Метапредметные задачи
Регулятивные УУД:

• принимать и сохранять учебную задачу;
• в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решений;
Познавательные УУД:
постановка и решение проблем:
• самостоятельно выделять и формулировать проблему;
общеучебные:
• находить необходимую информацию в учебнике;
• строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
логические:
• формировать понятия «радиус», «диаметр»;
• проводить классификацию, сравнение;
• самостоятельно формулировать выводы;
знаково-символические:
• кодировать информацию в графической форме;
Коммуникативные УУД:
• активно участвовать в коллективной работе, используя при этом речевые средства;
• аргументировать свою точку зрения;
Предметные умения:
• выявлять существенные признаки понятий « радиус окружности», «диаметр окружности»;
• строить окружности и проводить в ней радиусы;
• распознавать радиусы и диаметры на чертеже.
Оборудование: учебник "Матемтатика". 3кл., часть 1 (авт. И.И. Аргинская и др.), рабочая тетрадь, медиапроектор, презентация, лист для самооценки , таблица "Предметы, которые имеют форму...", карточки с заданиями для исследовательской работы.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Все в порядке?
Парта, книжки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой – все, что нужно под рукой!
С каким настроением каждый из вас пришел на урок?
Изобразите свое настроение на смайлике. Слайд 1.
Слайд 2. В огромном мире Математики есть очень интересная страна с красивым названием Геометрия. … Эту страну населяют не числа, а … различные фигу¬ры, плоские и объёмные. Сегодня, путешествуя по стране Геометрии, мы посетим город Круглый.
Слайд 3. Как вы видите, все города находятся на островах. Их берега омывает море Плоских фигур. Как же мы попадем на него, не замочив ног? (ответы ребят)
Оказывается, на этот остров ведет раздвижной мост, он выдвигается только для тех, кто выполняет задание. Хотите попасть на остров?
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Слайд 4. Устный счет. Игра «Найди лишнее»
1) Квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник;
2) Равносторонний, прямоугольный, равнобедренный, разносторонний;
3) Круг, ромб, параллелограмм, трапеция.
4) Круг, окружность, овал.
Слайд 5. В городе нас хотели встретить король и королева этого города, но они так увлеклись игрой «Две группы», что забыли про нас. Помогите им, ребята, найдите не один способ как можно разделить фигуры на 2 группы.
На какие 2 группы можно разделить фигуры на рисунке? Найдите не одно решение.
Слайд 6. И так нас встречают король и королева. Кто назовет их имена? Круг и окружность.
У круга есть подруга,
Знакома всем ее наружность,
Она идет по краю круга,
И называется …окружность. Слайд 7.
Слайд 8. Королева хочет, чтобы вы нарисовали ее портрет радиусом в 3 см и украсили его диаметром. Попробуйте угодить королеве.

3. Выявление места и причины затруднения.
В чем затруднения? Что - то не знаете? Что именно?
- Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего путешествия?
- Сформулируйте тему и задачи урока.
Слайд 9. Окружность. Радиус и диаметр окружности.
Слайд 10. Возьмите листок самооценки и распределите свои умения по группам «Я уже умею» или «Я еще не умею». Может ли, одно и тоже умение находится сразу в 2 группах?
С темой мы определились, цели поставлены. Тогда за дело. Напомним задание королевы.
Слайд 11. В чем стояло ваше затруднение?
Не знаем что такое радиус, диаметр и хорда окружности.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Как выйти из этого затруднения?
Найти ответ в учебнике, спросить у кого-нибудь, посмотреть в Интернете…
Какое задание королевы вы уже сможете выполнить? Начертить окружность.
Слайд 12. Что такое окружность? Как называется точка, вокруг которой чертят окружность?
Точка, вокруг которой чертят окружность – центр окружности.
А что значит начертить окружность радиусом 3 см?
Слайд 13. А хотите подсказку? Окружность тоже нарисовала автопортрет. Все отрезки кроме одного, являются радиусами. Какой отрезок не является радиусом? Почему?
Сформулируйте понятие радиуса.
Радиус – это…
Стр. 74. Ребята предложили определение радиуса, чье высказывание верное, а в чем ошибка других ребят?
Что значит, начертить окружность радиусом 3 см?
5. Реализация построенного проекта
Теперь, чтобы нарисовать портрет Окружности мы все знаем, а как это можно сделать?
Слайд 14. Давайте еще раз проговорим, как выполнить задание.
Приступите к выполнению задания.
Что еще не нарисовали на портреты?
Как узнать, что такое диаметр? Посмотреть в учебнике.
Показ работ (и лучших, и где сделаны ошибки, если они будут) через документ-камеру.
Физминутка.
6. Первичное закрепление
Слайд 17. Стр. 75 № 155 4,5)
Перечислите все радиусы и диаметры окружности. На слайде.
7. Самостоятельная работа
Исследовательская работа (работа в парах).
Начертите окружность радиусом 4 см. Обозначьте на окружности 6 точек. Соедините эти точки с центром окружности.
Как называются полученные линии?
Ответьте на вопросы и сформулируйте выводы.
1. Сколько можно провести в окружности радиусов? Вывод: бесконечное множество
2. Измерь получившиеся радиусы. Вывод: все радиусы имеют одинаковую длину.
3. Дочертите каждый радиус до диаметра.
4. Измерьте длину всех диаметров. Чему она равна? Сделайте вывод.
5. Запишите формулу в общем виде, где d – это диаметр, r – радиус.
d = ? • r
8. Включение в систему знаний
Чтобы мы могли вспоминать, все что узнали на уроке я предлагаю группе ребят, кто хочет приготовить плакат – подсказку по нашей теме.
Слова: круг, окружность, радиус, центр окружности, квадрат, диаметр, хорда, параллелепипед, треугольник, ромб, трапеция, овал.
Все же остальные будут работа в парах.
Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека, облегчая ее. Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности и шара. Ваша задача перечислить как можно больше таких предметов. На столах у вас таблицы. Заполните их. На работу 5 минут. Чья пара больше назовет предметов.
9. Рефлексия учебной деятельности
Возьмете свои листы самооценки и красным карандашом распределите свои умения на группы.
Что нового вы узнали на уроке?
Что нового вы научились делать?
Что у вас лежит на столах? (окружности красного и зеленого цвета)
Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то поднимите зеленую окружность.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то поднимите красную окружность.
Кто хочет высказать об уроке, используя схему на слайде?
На уроке мне ...
- было все понятно;
- было трудно;
- было интересно;
- прибавилось знаний:
- пришлось задуматься:
- могу рассказать другим:
Нарисуйте в окружности улыбку, отображающую ваше настроение.
У кого настроение изменилось по сравнению с началом урока?

Приложения

1. Раздаточный материал.

2. Презентация.
 

 

Версия для печати

Назад

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка — 0


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?