Главная  / Обмен опытом / Воспитательный потенциал школьной летней краеведческой практики в формировании компетенций

Воспитательный потенциал школьной летней краеведческой практики в формировании компетенций



  • Автор: Шибанова Вероника Владимировна


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Воспитательный потенциал школьной летней краеведческой практики в формировании компетенций

Автор: Вероника Владимировна Шибанова, учитель музыки, истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ СШ № 529.

По определению академика Д.С. Лихачёва, «Краеведение - самый массовый вид науки».

Упоминания о первых опытах экскурсионной практики в школе приходятся на конец 60-х - начало 70-х гг. XIX века. Чаще всего они объединяли учеников разных возрастов, не имели какого-либо плана и не были связаны с конкретным учебным курсом. Это были первые попытки «раздвинуть» стены школы, обратиться к экскурсиям не только как способу отдыха и развлечения, но и как к средству, позволяющему усилить наглядность в обучении, сделать его более динамичным и эмоциональным.

70-90 е гг. XIX века появляются экскурсии с образовательными целями:

• учебные экскурсии Прогрессивные педагоги пытались создать модели обучения, позволяющие ученикам исследовать природу и окружающий мир, что способствовало развитию школьных музеев, кабинетов для опытов и экскурсий в природу.

В 80-е гг. XIX столетия и связаны с появлением экскурсий по родному краю - неотъемлемой и равноправной части вводимых в школьное обучение курсов «родиноведения» или «отечествоведения». Одним из инициаторов введения такого курса в 1873 г. выступил Н. Бунаков. Он предлагал начинать обучение с практического освоения ребенком незнакомой обстановки школы и ближайшего окружения, постепенно расширяя образовательное пространство до соприкосновения с природой родного края, знакомством с его историей, жизнью его обитателей.

20-е - начало 30-х гт. XX века – на смену традиционной гимназической системы преподавания, приходит трудовая школа, которая рассматривает любую практическую деятельность как источник общего образования личности. Все это приводит к широкой организации экскурсионного дела: создаются экскурсионные станции, публикуются специальные книги и журналы, организуются курсы для педагогов, возникают музейные центры, открываются институты, где обобщается практика краеведческой и экскурсионной работы, осмысливается колоссальный опыт, накопленный отечественной педагогикой за предыдущий период.

В наше время в процессе образовательного путешествия человека учится «видеть» и «слышать». Город, развивая и используя богатые следующие возможности своего восприятия: визуальную грамотность, пространственную ориентацию, кинестезическое восприятие.

Во все времена люди всегда старались отправить своих отпрысков в путешествие в дальние края, чтобы они ума-разума набрались. Так что путешествие как образовательный ресурс, средство не новое. Дальняя поездка далеко не всем может оказаться по карману. Но мы уверены, что с не меньшей пользой и интересом можно совершать подобные образовательные путешествия и в не столь далекие места. Главное ведь не куда, а как это путешествие организовано.

Каждое лето в начале июня учащиеся 5-6 классов проходят 2-х недельную летнюю краеведческую практику. Но у многих возникает вопрос - ведь летом мы должны отдыхать, а не работать. Краеведческая практика — особый период в учебном процессе ОУ, наиболее благоприятный для расширения кругозора учащихся, для развития их общекультурной компетентности. Выявление этих развивающих факторов способствовало бы повышению эффективности учебного процесса. В настоящее время остро стоит вопрос о связи учебных, художественно-творческих и воспитательных задач при работе с учащимися в ОУ.

Летняя краеведческая практика включает в себя:

Ландшафтно-краеведческая практика - учащиеся приобретают практические знания в области ландшафтоведения или паркостроения. Они учатся составлять экскурсии по историко-культурным объектам парков.

Экскурсоведческая практика - практикум по экскурсоведению, который может проходить в форме экскурсий в пределах нашего района.

Образовательные путешествия - педагогический метод образовательного путешествия представляет собой эффективный инструмент развивающего обучения, направленный на раскрытие творческого потенциала личности в процессе освоения мира культуры. Его использование предполагает обогащение личности разнообразными способами познания реальности, умениями и навыками поисковой, информационной, коммуникативной и социокультурной деятельности, составляющими основу культурной компетентности.

Неотъемлемой частью нашей работы является использование различных источников краеведческой информации. К документальным относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, сборники устного народного творчества народа, музейные материалы. К живым источникам относятся: местные жители (старожилы), специалисты – краеведы, научные работники. Самое главное состоит в том, чтобы научить ребят искать и находить нужный материал, делать записи, зарисовывать, определять местоположение по карте.

Практические занятия, занимающие достойное место в учебном процессе нашей школы. Практические занятия задействуют всего человека и как нельзя лучше создают ситуацию успеха для каждого ученика. На практиках реализуется идея гармоничного развития личности и наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей детей и их родителей. В современном компьютеризированном мире такие виды деятельности приобретают все большее значение. По материалам краеведческой практики этого года коллективом разработана игровая программа для 4-5 классов «Колесо истории Петергофа» и «Знай и люби свой город».

Такая структура краеведческой работы отражает важнейший принцип научной организации краеведения – комплексность.

 

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка —


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?