Главная  / Обмен опытом / Рабочая программа по музыке, 1 класс, УМК Г.С. Ригиной

Рабочая программа по музыке, 1 класс, УМК Г.С. Ригиной



  • Автор: Шибанова Вероника Владимировна


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном раздел

Рабочая программа по музыке, 1 класс. УМК Г.С. Ригиной

Автор: Вероника Владимировна Шибанова.

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и Программы для начальной школы - Система Л.В. Занкова. - Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров», 2010. Автор Г.С. Ригина.
Программа по музыке в начальной школе относится к образовательной области «Искусство». Разработана на основе авторской программы «Музыка 1-4 класс», автор программы Г.С. Ригина.

Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Календарно-тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 33 часа в год.

Требования к уровню подготовки учащихся

Изучение Музыки (Искусства) и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива¬ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе¬ние, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

Личностные результаты:

- эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
- любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
- знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
- основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
- навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

- основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных преживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Ресурсное обеспечение.

Учебно- методический комплекс:

1. Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров».

Рекомендуемая литература для учителя

1. Музыка. Изо. МХК. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М., 2008.
2. Сборник нормативных документов. Искусство», М., 2005.
3. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. М., 2001.
4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2002.
5. Музыка в 4-7 классах: Метод. пособ. / Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.,1988.
6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., 2001.
7. Челышева Т.С. Спутник учителя музыки. М., 1993.
8. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.
9. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы. М., 1982.
10. Как научить любить Родину. М., 2003.
11. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., 2000.
12. Теория и методика музыкального образования детей / Под ред. Л.В. Школяр. М., 1998.
13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., 2002.
14. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.
15. Аржаникова Л.Г. Профессия-учитель музыки. М., 1985.
16. Халазбурь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания, СПб., 2002.
17. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке, М., 1989.
18. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1989.
19. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. М., 2000.
20. Великович Э.И. Великие музыкальные имена. СПб., 1997.
21. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Под ред. О.А. Апраксиной. Вып. №9,17.
22. Музыка в школе. №1-3. 2007; № 1-6. 2008.; № 1-5. 2009.
23. Искусство в школе. № 4 1995; № 1-4 1996; № 2, 4, 6 1998; № 2, 3 1999; № 2, 3 2000.
24. Искусство в школе. № 4 1995; № 1-4 1996; № 2,4, 6 1998; № 2, 3 1999; № 2, 3 2000.

Рекомендуемая литература для ученика

1. Кленов А. Там, где музыка живет. М., 1986.
2. Веселые уроки музыки / Сост. З.Н. Бугаева. М., 2002.

Медиаресурсы

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И. Герцена
5. Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»
6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
7. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Оборудование

1. Ноутбук + проектор
2. Телевизор
3. Музыкальный центр

- аудиозаписи и фонохрестоматии;
- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся композиторов;
- видеозаписи фрагментов оперных и балетных спектаклей, выступлений известных певцов, хоровых, оркестровых коллективов;
- таблицы (нотные примеры, средства музыкальной выразительности);
- схемы (расположение инструментов в симфоническом оркестре, партий в хоре);
- нотный и поэтический текст гимна России;
- репродукции картин и фотоматериалы, соответствующие тематике программы по музыке;
- портреты композиторов;
- дидактический раздаточный материал;
- слайды/диапозитивы (эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям, иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений).

 

Версия для печати

Добавить статью

Назад к списку статей

  • Комментарии
  • Всего комментариев — 0
    Средняя оценка —


Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?