Технология критического мышления на примере произведения К.Паустовского
- Автор: Ольшанская Ирина Викторовна
Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе
К.Паустовский «Стальное колечко» (2 урок)
Учитель Ольшанская И.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Энгельса Саратовской области
Критическое мышление представляет собой такой тип мышления, который помогает человеку определить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, предполагает принятие собственной ответственности за сделанный выбор.
Дети с развитым критическим мышлением - это дети, умеющие анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и нести за них ответственность.
С педагогической точки зрения критическое мышление можно рассматривать как активный, творческий процесс познания. Данная технология предоставляет учителю систему эффективных стратегий и приемов, которые позволяют создать атмосферу сотрудничества, совместного поиска способов решения проблем.
Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия».
Данную технологию мне хотелось бы продемонстрировать на примере произведения К.Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе.
Тема: К.Д.Паустовский «Стальное колечко», 2 урок.
Цели:
- продолжить знакомство детей с творчеством К. Паустовского;
- развивать навыки осмысленного, беглого чтения;
- создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме;
- создать условия для формирования умения общаться через работу в группах, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
- создать условия для развития речи, критического мышления через анализ художественного произведения.
Оборудование: учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение», 3 класс.
Презентация, цветные ленточки, тетеради.
Ход урока
I. Орг. Момент.
II. Стадия вызова. Мозговая атака (с использованием притчи). Слайд 1
- Сегодняшний урок мне хочется начать с притчи.
«Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано «Переверни, и ты обретёшь чудо!» Он с огромным трудом старался перевернуть камень, и когда он всё же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне «Зачем ты ищешь чудо, если не обращаешь внимания на то, что тебя окружает. Ведь чудеса повсюду, нужно уметь их только видеть и верить в них».
- Посоветуйтесь в группе и обоснуйте значение этих слов.
Запишите все ассоциации, которые у вас возникают со словом «ЧУДО».
Некоторые я вынесла на слайд 2.
- Возьмите ленточки и выразите свои чувства с помощью цвета (желтая - полож. эмоции, зеленая - смешанные, красная – отрицательные)
На данном этапе я использовала частично приём 6 шляп.
- Сегодня мы продолжим знакомство с произведением К.Паустовского «Стальное колечко».
- Кто главные герои?
- Удалось ли вам определить жанр текста? Докажите строчками из текста.
- Какие признаки сказки мы находим в этом произведении?
(Произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко” - литературная сказка. В ней мы видим волшебные свойства стального колечка. Находим сказочный образ весны, образ воробья Сидора.)
- Что роднит "Стальное колечко" с рассказом? (реальные герои, реальные события…)
III. При определении жанра использую перекрестную дискуссию.
- Докажите или опровергните мое высказывание, что чудеса происходят только в сказках.
- А в вашей жизни происходили чудеса? Какие? Кто хотел бы поделиться с нами своей радостью?
- А сейчас мы узнаем, какое чудо произошло в жизни главных героев произведения К.Паустовского «Стальное колечко».
- Открываем страницу 16. Самостоятельно работаем с текстом, выделяя непонятные слова и отмечая литературные приемы, которые использовал автор в тексте.
- Ваше впечатление от прочитанного, определите цветом. Какими словами вы описали сейчас свои чувства?
- Какова основная идея данного произведения? Обсудите в группах.
Данная работа осуществляется на стадии рефлексии, т.е. размышлений.
- Какие слова вам были непонятны при прочтении?
- Какое чудо произошло в жизни Варюши и деда Кузьмы? Зачитайте строчки.
IV. Создание образов.
- Какой образ Варюши мы увидели? Опишите с помощью прилагательных, глаголов.
- Изменился ли образ деда Кузьмы во второй части текста? (уверенный, рассудительный, добрый, любящий)
- А какие еще произошли чудеса в этом произведении? Зачитайте строчки.
- Что стало причиной выздоровления деда Кузьмы и находки Варюши?
- Что происходит в природе весной? Природа пробуждается, оживает, весна вдыхает новую жизнь во все живое, не только в природу, но и в людей.
- Какой образ весны создал автор в своём произведении? (волшебницы, матери, дающую жизнь) Докажите строчками из текста.
- Поработайте в группе и попробуйте создать образ весны. (1 ряд – с помощью прилагательных, 2 ряд – с помощью глаголов, 3 ряд – с помощью существительных)
- Посмотрите какой поэтичной, легкой и необыкновенной получился у нас образ весны.
- Согласны ли вы с тем, что это произведение было помещено именно в этом разделе? (родная сторона)
- Найдите в тексте строчки, которые подтверждают, что это произведение не только о судьбе девочки и ее деда, но и родной стороне. А можно поместить его в другой раздел? Какой?
- Как вы думаете, о чем важном хотел нам сказать автор этим произведением. (добре, о вере, заботе о ближних, любви к родине)
Составление синквейна
- Какие образы по вашему мнению особенно трогательны в этом произведении?
- Выберите свой образ и составьте синквейн.
весна
чарующая волшебная
пробуждает очаровывает восхищает
природа просыпается ото сна
весной приходят новые чудеса
волшебница
- Зачитайте, что у вас получилось.
Подведение итогов
- О чем важном хотел нам сказать автор этим произведением?
(добре, о вере, заботе о ближних, любви к родине)
- Кому было на уроке легко и комфортно?
- Кому было трудно?
- В чем возникли трудности на уроке?
- Определите цветом своё настроение.
- Какое домашнее задание вы хотели бы получить?
- Прочитать вторую часть произведения.
- Составить синквейн любого другого героя.
- Придумать продолжение.
- Сочинить несколько стихотворных строк.
- Кому из своих одноклассников вам хотелось сказать спасибо за урок?
- И я хочу вам сказать огромное спасибо. Урок окончен. Приятного вам дня!