Проект «Жизнь на Марсе»
Автор работы: Болотских Е.В., учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1200 г. Москва.
Куратор работы: Цирулик Н.А., автор учебников по технологии.
Наш класс пригласили участвовать в Московском региональном конкурсе «Эра Фантастики». Учитель подробно рассказал о положении конкурса, обратил внимание ребят на номинацию «Художественное творчество». На сайте конкурса era.vega1972.ru мы рассмотрели призовые работы предыдущих лет. Больше всего нам понравились картины на тему «Космос», выполненные детьми из различных материалов.
В какой технологии будет сделана наша работа, мы еще не знали. На занятиях по внеурочной деятельности мы обратились к учебнику Н.А. Цирулик, С.И. Хлебниковой, О.И. Нагель, Г.Э. Цирулик «Технология. Ручное творчество» (Самара, 2014 год). Особое внимание привлекли красочные картины из вязаных цепочек. Итак, ребята решили, что свою работу для конкурса сделают в виде картины из пряжи.
1 занятие
На занятии учитель рассказал, как выглядит космос с его многочисленными звездами, планетами и вакуумом. Ира В. и Тимур К., использовав книгу В.И. Цветкова «Космос. Полная энциклопедия» (Москва, 2017 год), продолжили рассказ на данную тему, поведав классу о возможности жизни на других планетах. Никита Т. вспомнил экскурсию в московский планетарий, на которой подробно рассказывали о планетах Солнечной системы. Особенно ему понравился Марс. Планета имеет красный цвет. Есть многочисленные предположения о существовании жизни на Марсе.
Ребята фантазировали о жизни инопланетных существ, предполагали, как могут выглядеть жители, чем они занимаются и т.п. Учитель предложил изобразить свои фантазии на тему «Жизнь на планете Марс». Ученики стали рисовать планету, инопланетян. Например, Юля М. нарисовала школу, в которой учатся маленькие марсиане. В школьном «живом уголке» ученики изучают жизнь животных, их язык. Савелий Т. нарисовал кабинет музыки с огромным количеством инструментов. На уроках музыки дети не только поют, но и танцуют, играют на музыкальных инструментах. В конце занятия ребята рассказали, как, по их мнению, могут выглядеть марсиане, поверхность планеты, инопланетные космические аппараты.
На дом учитель предложил найти пряжу для поделки, приготовить крючок, ножницы, обратил внимание, что номер крючка и толщина пряжи должны быть тщательно подобраны.
2 занятие
Рассмотрев занятие на стр. 44 учебника, мы стали пробовать вязать цепочки из пряжи. Ребята на собственном опыте убедились, что для данной работы надо брать нетолстую пряжу и крючок № 4.
Оля рассказала, что можно делать картину из резаной пряжи, приклеив ее клеем ПВА на образец рисунка. Ученица продемонстрировала картину, которую сделала собственными руками.
Ребята, которые не принесли крючки, стали резать пряжу кусочками длиной 1 см. Для удобства дальнейшего использования пряжу складывали по цветам в отдельные пластиковые стаканчики.
В конце занятия, рассматривая вязаные цепочки, дети рассказали, что вязать крючком трудно. Пряжу надо правильно держать, как показано в учебнике, иначе петли не получаются, пряжа путается. Ребята решили еще раз попробовать связать цепочки из пряжи дома. Группе учащихся, которые резали пряжу, так понравилось отрезать кусочки 1 см, что они захотели продолжить работу дома.
Была собрана группа детей, которые хорошо рисовали и могли сделать эскиз работы «Жизнь на Марсе».
3 занятие
Ученики принесли эскиз работы. Ребята стали прикладывать вязаные цепочки на эскиз. Ксюша В. и Тимур К. стали накладывать на отдельные участки кусочки резаной пряжи.
Перед приклеиванием ученики сравнили, что выглядит лучше. Большинство решило, что картина смотрится эффектнее, если использовать резаные кусочки пряжи.
Дети стали приклеивать заготовленную пряжу на эскиз работы. Чтобы космические аппараты выделялись на общей работе, попробовали использовать вязаные цепочки. Было отмечено, что лучше смотрятся цепочки из яркой пряжи. Для приклеивания использовали клей ПВА, который, высыхая, становится бесцветным.
Дома учитель предложил сделать эскизы инопланетян, продумать технологию изготовления их фигурок.
4 занятие
На следующем занятии ученики рассмотрели готовое полотно работы «Жизнь на Марсе». На полотне образовались места, где пряжа была плохо приклеена. Использовав клей ПВА, дополнительные кусочки резаной пряжи, ребята подклеили фон работы. Космические аппараты по контуру обклеили вязаными цепочками.
Затем учащиеся показали наброски внешнего вида инопланетян. Оля Ф., Таня Т. решили сделать фигурки инопланетных созданий из вязаных цепочек. Фигурки смотрелись неаккуратно. Ксюша К. и Таня Т. предложили сделать фигурки из бисера. Девочки показали, как могут выглядеть эти работы. Фигурки из бисера всем понравились. Мелкие детали выглядели четко и аккуратно. Бисер переливался и сверкал.
Дома было предложено найти в Интернете, в книгах схемы фигур, которые можно использовать для изображения инопланетных созданий. Для работы надо подобрать бисер и проволоку. Продумать форму, цвет, размер бисера.
5 занятие
На следующем занятии учащиеся рассмотрели образцы фигурок из бисера, которые принесли Оля К. и Вика Р. Девочки сделали фигурки инопланетян с длинными конечности, с большим количеством глаз, ушей и носов. Расцветка инопланетных созданий была яркая и разнообразная.
Учитель напомнил ребятам технологию плетения из бисера. Используя док-камеру, продемонстрировал параллельное и последовательное плетение из бисера. Часть учащихся, которые не умели плести, делали инопланетян в виде червячков разного цвета. Дети, которые хорошо владели технологией плетения из бисера, изображали фигурки с многочисленными ножками и руками, с длинными глазами. Ребята старались помогать друг другу, делились бисером и проволокой.
В конце занятия, демонстрируя свои работы, учащиеся располагали фигурки около ракет, на поверхности планеты Марс, в космическом пространстве. Фигурки были приклеены клеем ПВА на фон. Дети решили, что для конкурса надо брать только лучшие работы. Путем голосования были выбраны наиболее удачные фигурки. Именно их ученики приклеили на картину. Работа по-прежнему называлась «Жизнь на Марсе».
Результаты были представлены на конкурсе «Эра Фантастики» в номинации «Художественное творчество». Наш класс стал победителем. Работа была представлена на выставке призеров в Центральном Манеже Москвы.
22 апреля в ДК «Родник» г. Железнодорожный состоялось награждение, где ребята получили заслуженный приз за победу.