Информационная грамотность и информационная культура: вопросы содержания понятий и методики формирования в практике педагогов НШ
- Автор: О.В. Федоскина, к.п.н., методист отдела повышения квалификации, методических и инновационных проектов ИД «Федоров», доцент кафедры психологии и педагогики детства ИПиП ТюмГУ, автор учебных пособий
Впервые понятие «информационная грамотность» и соответствующий термин были введены в 1977 году в США и использованы в национальной программе реформы высшего образования.
Постепенно данное понятие получило широкое распространение во многих странах, и под информационной грамотностью стали понимать способность идентифицировать потребность в информации, навыки по эффективному нахождению, оценке и использованию информации. Постепенно понятие стало приобретать повышенную значимость [1].
В 2006 году вышло «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» Х. Лау [2]. В данном руководстве была раскрыта концепция информационной грамотности, рассмотрена взаимосвязь информационной грамотности и образования на протяжении всей жизни, приведены международные стандарты информационной грамотности, описано участие образовательных учреждений в обучении информационной грамотности и т.д. В этом документе обозначенное понятие рассматривается как наличие знаний и умений идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы, а также эффективного поиска информации, ее организации и реорганизации, интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации, оценки точности и надежности информации при необходимости передачи и представления результатов анализа информации.
В то же время, как отмечают некоторые исследователи (В.А. Вислов, А. Хан), концепция информационной грамотности имеет определенные ограничения. Одно из этих ограничений связано с тем, что в русском языке базовый термин «информационная грамотность» не соответствует объему и содержанию закрепленного за ним понятия. Это объясняется использованием в качестве основного составляющего данного понятия элемента слова «грамотность», которая в русском языке означает элементарные навыки, связанные с чтением и письмом. Таким образом, термин «информационная грамотность» не полностью отражает разносторонние сложные знания и умения, которые связаны с использованием информации и информационных технологий [3, 4].
В России обучение умениям и навыкам работы с информацией имеет глубокие исторические корни. Более распространенным является понятие «информационной культуры», появилось оно также в 70-х годах прошлого столетия [4].
Инициаторами привлечения внимания общественности к этому феномену являлись работники библиотек. Постепенно в процессе разработки данная проблема приобрела междисциплинарный характер и стала наполняться новым содержанием. Особое влияние на наполнение данного понятия оказали работы в области информатики, вычислительной техники, новых информационных технологий. Расширяющееся использование в повседневной жизни современных технических средств, а также применение новейшей информационной техники и технологии, определили возникновение нового типа грамотности – компьютерной. В результате понятие «информационной культуры личности» все в большей степени расширялось, и на данном этапе под «информационной культурой личности» понимают одну из составляющих общей культуры личности человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационных технологий [5].
Еще одно понятие, которое имеет значение в рамках предложенной тематики – это базовое понятие «информация». Информация представляет собой совокупность сведений, представленных в различных видах и формах. Одной из задач современного образования является научить детей правильно ориентироваться в огромном потоке разнообразной информации, грамотно осуществлять ее отбор и классификацию, работать с разными информационными источниками.
На основе обозначенных характеристик акцентируем внимание, что понятия «информационная культура» и «информационная грамотность» чаще всего рассматривают как тесным образом взаимосвязанные. При этом информационная грамотность является частью информационной культуры человека.
Информационную грамотность также определяют как интегративную характеристику личности, отражающую ее способность решать элементарные информационные задачи, возникающие в учебных или досуговых ситуациях на основе использования знаний и умений в сфере информационной деятельности и в соответствии с усвоенной системой ценностей.
Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками: развитым критическим мышлением, умением анализировать информацию и использовать ее для самовыражения, способностью к независимому обучению, созданию информации, готовностью быть информированным гражданином и профессионалом. Информационная грамотность проявляется в том, что человек всегда знает, когда следует прекратить поиск информации, осознает, что невозможно собрать все доступные данные, и информационно грамотный человек устанавливает момент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка «насыщения», после которой информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множество других источников.
Таким образом, анализ современных подходов к проблеме информационной грамотности позволил нам определить ее как сложное образование, входящее в состав информационной культуры личности и включающее в себя комплекс умений, связанных с поиском, оцениванием и использованием информации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования выдвигается ряд требований к информационной грамотности выпускников начальной школы. Эти требования указывают на то, что в результате изучения всех без исключения предметов начальной школы, выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией, смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать информацию, а также интерпретировать и преобразовывать ее.
В планируемых результатах освоения основной образовательной программы начальной школы отмечается, что выпускники должны научиться дополнять готовые информационных объекты – таблицы, схемы, диаграммы, тексты, создавать собственные сочинения, овладевать первичными навыками представления информации в наглядной форме, уметь использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей. Также акцентируется внимание на смысловом чтении.
Младший школьный возраст представляет собой важный период для формирования информационной грамотности, поскольку в это время происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений, понятий, мировоззренческих убеждений.
Важной предпосылкой младшего школьного возраста в плане развития информационной грамотности является то, что в этот период у учащихся формируется система научных понятий, развивается логическое мышление, они устанавливают отношения между понятиями, способны к обобщениям. Научные понятия в процессе усвоения формируются на основе конкретных представлений. Теоретическое мышление помогает учащимся решать задачи, которые ориентируются на существенные признаки.
Перед педагогами начальной школы поставлена задача по созданию условий, способствующих формированию информационной грамотности младшего школьника. Это должно найти отражение в рабочей документации педагога (образовательных программах урочной и внеурочной деятельности, системе мониторинга образовательных достижений).
С целью оказания методической помощи педагогам в вопросах формирования умений работать с информацией Издательским домом «Федоров» в 2007 - 2009 гг. выпущена серия пособий «Информационная культура младшего школьника». Автор пособий Т.Е. Соколова рассматривает содержание работы по формированию информационной культуры младшего школьника как педагогическую проблему (выпуск 1), предлагает подробные методические разработки библиотечных уроков в начальной школе, содействующих развитию информационно-поисковых умений (выпуск 2), раскрывает технологические особенности формирования информационно-аналитических умений младших школьников и систему индивидуального мониторинга (выпуск 5), подходы к обучению младших школьников кодированию и хранению информации (выпуск 6), вопросы комплексного использования разных источников информации на уроках в начальной школе (выпуск 7), особенности работы с персональным компьютером на уроках в начальной школе (выпуск 8).
Особое внимание педагогов в рамках организации мониторинга умений работать с информацией обращаем на пособия серии «Учимся учиться и действовать», разработанную специалистами Центра психологического сопровождения образования «Точка Пси» под руководством к.пс.н. М.Р. Битяновой для учащихся с 1 по 6 класс. Серия включает рабочие материалы для учеников, подробные методики проведения диагностики умений, разработанный инструментарий анализа и интерпретации результатов, в том числе с электронной программой обработки.
Приведем пример заданий для проведения диагностики в 3 классе:
Несомненно, в рамках обозначенной проблематики учителя начальной школы осваивают современные подходы, технологии и методики. Незаменимыми помощниками в вопросах формирования и диагностики умений работать с информацией (поиск, анализ, сортировка, использование для создания собственных информационных продуктов) являются технологии проектного и исследовательского обучения.
Для продуктивного «выращивания» исследовательских способностей младших школьников, навыков творческого исследования д.пс.н., д.п.н., профессором, директором Института педагогики и психологии образования А.И. Савенковым разработан УМК «Я – исследователь». Данный комплект активно используется российскими педагогами во внеклассной и внешкольной работе с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Формирование информационного общества в XXI веке. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» / Сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. СПб., 2006. – 640 с.
2. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. – 45 с.
3. Вислов В.А. От информационной грамотности к информационной культуре. М.: Педагогика, 2003. – 50 с.
4. Хан А.В. Наука в информационном обществе // На пути к обществам знаний: сб. ст. СПб, 2004. – С. 22-26.
5. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. – М.: Школьная библиотека, 2002. – 208 с.
6. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: сб. ст. – М., 1994. – С. 6-11.