Главная  / Практика работы / Влияние интерактивных форм обучения на развитие эмоционального интеллекта младших школьников

Влияние интерактивных форм обучения на развитие эмоционального интеллекта младших школьников

  • Автор: И.Г. Сидоренко, учитель начальных классов МАОУ Боровская СОШ Тюменского района Тюменской области


Увидеть в каждом «Маленького принца»,
Любить его таким, каков он есть.
И вместе с ним стремиться к совершенству –
Вот в чем призвание учителя и честь!

   
    «Маленький Принц посмотрел на звезды и произнес:

    – Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…!»

    Он больше не мог говорить и вдруг разрыдался… На звезде, на планете – на моей планете, по имени Земля – плакал Маленький принц, и надо было его утешить. Я взял его на руки и стал баюкать. Я говорил ему: «Цветку, который ты любишь, ничто не грозит… Нарисую для твоего цветка броню… Я…» Я плохо понимал, что говорил. Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Я не знал, как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна…» детских чувств.

    Такое же ощущение, как у героя повести Антуана де Сент-Экзюпери, возникает у учителей начальных классов в первый год школьной жизни, когда эмоционально реагируя на все окружающее, ребенок открывает мир знаний и творчества. Поэтому учитель стремится создать ту эмоционально-интеллектуальную среду, в которой будет комфортно взаимодействовать не только ученику с учителем, но и ученику с учеником. А для этого необходимо учить детей чувствовать и понимать собственные эмоции и эмоции других. Система таких способностей и получила название «эмоциональный интеллект».

    Считается, что эмоциональный интеллект куда более важный фактор для успеха человека, чем «обычный» интеллект – IQ. Личность с высоким эмоциональным интеллектом инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Обладатель высокого эмоционального интеллекта приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности. Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Мотивация поведения такого человека осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Таким человеком исключительно сложно манипулировать, он ощущает высокий уровень психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми.

    Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Мейером, П. Сэловеем, Д. Карузо, включает следующие компоненты: осознанная регуляция эмоций, понимание (осмысление) эмоций, ассимиляция эмоций в мышлении, различение и выражение эмоций.

    Д. Гоулман, в отличие от П. Сэловея и Дж. Майера, считает, что эмоциональный интеллект человек может развивать и совершенствовать в течение всей своей жизни. Автор утверждает, что структура эмоционального интеллекта имеет более широкие границы и включает в себя следующие компоненты: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость, управление отношениями.

    В отечественной педагогике постепенно появляются подобные разработки, так как возрастает понимание, что вопросы эмоциональной грамотности входят в число первостепенных и жизненно важных задач обучения. Первые шаги в этом направлении уже предприняты Д.В. Люсиным, О.О. Марютиной, А.С. Степановой, А.В. Карповым, А.С. Петровской. Они рассматривают эмоциональный интеллект как когнитивную способность и личностную характеристику.

    М.А. Манойлова разработала методику диагностики эмоционального интеллекта (ЭИ). По ее мнению, эмоциональный интеллект – это способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. В структуре эмоционального интеллекта выделяется два аспекта: внутриличностный и межличностный (социальный). Автор данной методики рассматривает ЭИ как способность эмоционального понимания, познания своих состояний и партнеров по общению; управление своими действиями в направлении сознательно поставленной цели, регулируя внутренние состояния (желания, потребности); связанную с переживанием значимости действительности.

    Развивать эмоциональный интеллект, как показала практика, помогают интерактивные технологии. Ученики легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучают посредством активного вовлечения в учебный процесс всего класса. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуется индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с видеоматериалами, документами и различными источниками информации.

    Как же при помощи интерактивных методов развить эмоциональный интеллект?

    В контекст современного урока необходимо включать эмоциональное содержание в виде провокационных вопросов, незаконченных цитат, музыкальных клипов, новостных сюжетов, интересных фактов, слайд-шоу и т.д. В самом процессе обучения необходимо использовать:
• аллегоричность изложения информации через целостный образ;
• удивление (эмоциональный стресс);
• новые термины речи (недопонимание);
• недосказанность с намеками на особые мотивы;
• лесть или комплимент;
• приемы самовыражения (включение в беседу личных эмоциональных переживаний);
• откровенность заявления;
• провокации в диалоге или дискуссии;
• эмоциональная и интеллектуальная поддержка (прогнозирование успеха);
• кодирование фактологической информации в образную;
• визуализация информации и образов;
• шифровка, дешифровка, фильтрация, опознание информации;
• вживание в образ, сопереживание;
• смена фокусировки.

    Также на уроке целесообразно применять приемы релаксации для снятия напряжения, используя музыку, цвет, мышечное и дыхательное расслабление, элементы арт-терапии.

    Приведем несколько примеров интерактивных приемов из собственной педагогической практики. Например, на уроках открытия нового знания или уроке общеметодологической направленности (систематизации знаний), целесообразно использовать следующие приемы:
1. Эмоциональное начало и конец урока (применение музыкального сопровождения, фильма, видеоролика на организационном моменте и при подведении итога урока).
2. На этапе актуализации знаний целесообразно проводить парную, групповую работу (например, при устном счете или проверке).
3. При определении темы и задач урока работает прием «Доскажи фразу…», «Собери слово», «Найди спрятанные слова», «ПОПС-формула».
Приложение 1.
О – обобщить результат свой работы
П – представить
Ы
Т – трудиться творчески
4. При работе с новым материалом – ролевые игры, составление алгоритма, «Собери пазл», «Дерево решений».
5. На этапе закрепления материала лучше проводить практическую работу, чтобы ребята совершенствовали знания, применяя их в жизненной ситуации, т.е. на практике.
6. Завершаем урок рефлексией, используя приемы «Лесенка знаний», «Горы творчества», «Мое настроение». Соотносим свою работу с задачами урока, определяем настроение, с которым заканчиваем урок, словами высказываем свои эмоции. Например, на уроке литературного чтения после изучения произведения предлагаю сыграть музыкальную композицию, отражающую впечатление от прочитанного. На музыке ребята рисуют картины, слушая композиции Бетховена, Баха, Чайковского.

    Использование интерактивных форм и методов обучения в образовательном процессе обеспечивает:
конкретному ученику:
- приобретение опыта активного освоения содержания учебной деятельности во взаимосвязи с практикой;
- развитие личностных УУД;
- освоение нового опыта в предметной области;
системе ученик-ученик:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
-  принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;
системе учитель – ученики:
-  нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию.

    Следовательно, используя в работе интерактивные методы, педагог не только повышает уровень эмоционального интеллекта учащихся, но и формирует, совершенствует УУД.

    Развитый эмоциональный интеллект – залог личного благополучия и успеха. Чтобы достичь высоких результатов, работать над ним нужно с первой ступени обучения.

  

 ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. Минск: Современное слово, 2006.
2. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: теория и практика. Минск, 2003.
3. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. М., 2007. № 5. С. 57-65.
4. Выготскиий Л. С. Психология развития ребёнка. М., 2006.
5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 1995. – 34 с.
6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2009. – 478 с.
7. Материалы с сайта http://www.eqspb.ru/
8. Манойлова М.А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта, 2004. https://studfiles.net/preview/3718985/page:3/
9. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. Псков, 2004. – 140 с.
10. Стайн С., Бук Г. Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех. [Electronic resourse] http://thelib.ru/books/stayn_s_buk_g/
11. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. М.: Институт психологии РАН, 2010.
12. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М., 1995.
13. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личности и творческого развития // Вопросы психологии. М., 1997. № 4. С. 20-27.

 

Версия для печати

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?