Проект «Волшебный мир оригами» (пейзаж для праздника «Лесная сказка»)
- Автор: Е.В. Болотских, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1200 г. Москва
Автор работы: Болотских Е.В., учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1200 г. Москва.
Куратор работы: Цирулик Н.А., автор учебников по технологии.
Введение
Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
А. Гайдаенко
Человек имеет способность к творчеству. Оригинальные, неповторимые работы способен сделать каждый ребёнок. Надо найти интересное дело и тогда твоя фантазия, разум, творческие силы приведут к намеченной цели.
Нашему классу было предложено провести праздник «Осенняя сказка» для учеников начальных классов. Для праздничной программы надо было украсить зал и приготовить приглашения для классов.
Как это будет выглядеть, мы пока ещё не знали. В классе есть ребята, которые занимаются в кружке «Волшебный мир оригами». Показав поделки, ребята предложили оформить актовый зал композициями из фигурок, сделанных в технике оригами. В этом цель нашей работы. Но как говорится в пословице: «Нет труда, нет и плода».
Занятие № 1
Рассматривая на занятиях по внеурочной деятельности «Мир народного творчества» учебники 2 класса «Технология. Уроки творчества» (авторы: Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова, Учебная литература, Издательский дом «Федоров»), мы вспомнили, что в старину в Японии оригами использовали для украшения помещений во время праздников.
Было предложено самостоятельно сделать поделки в данной технике. Ребята вспоминали уроки технологии, делали фигурки из бумаги.
В конце занятия мы увидели изображения животных, насекомых, самолётиков, коробочек, выполненных в технике оригами. Большая часть работ были неаккуратными, фигурки перекашивались. Некоторые из ребят забыли последовательность их изготовления.
Дома было предложено вспомнить условные обозначения техники оригами, выбрать поделки и найти алгоритм их изготовления.
Занятие № 2
Ребята показали поделки, сделанные дома.
Настя Т. сделала фигурки зайцев, лис и волков. Они были аккуратными, цвет бумаги подобран к естественному цвету животных.
Ваня Л. показал бабочек. Рассматривая поделки, ребята сразу увидели перекос, неаккуратно сложенные края бумаги.
Мирон Т. продемонстрировал основные виды складывания бумаги, напомнил ребятам условные знаки, принятые в оригами. При этом использовался учебник по технологии 2 класса «Уроки творчества» (авторы: Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова, Учебная литература, Издательский дом «Федоров»).
Злата Т. обратила внимание на алгоритм изготовления фигурок животных и насекомых. Использовав учебник «Технология. Умные руки», напомнила схемы, которыми ребята могут пользоваться в работе.
Ребята начали делать фигурки на собственный выбор. Учитель напомнил правила техники безопасности и отметил, что аккуратность расположения предметов на столе помогает в выполнении работ.
В конце занятия ученики показали свои работы. Теперь поделки были более красивыми, края бумаги сложены точно, стороны фигур – симметричны.
Большинство ребят сделали фигурки животных, насекомых, цветов. Разместив эти работы на стенде, ребята увидели, что получается пейзаж на тему «Лесные жители». Это тема подходила к теме праздника «Лесная сказка». Было решено продолжать работу в данном направлении.
Дома ребятам было предложено подумать, какие фигурки могут еще войти в данную композицию. По возможности сделать некоторые из них дома.
Занятие № 3
Ребята принесли фигурки бабочек, цветов, птиц, животных. Проанализировав работы, мы пришли к выводу, что не все фигурки смотрятся аккуратно. Выполняя задание, не все были внимательными, некоторые плохо разглаживали линии сгибов. Ребятам не понравились работы из картона. Мы рассмотрели тип бумаги в папках по технологии, сделали вывод, что вся бумага, кроме картона, подойдёт для работы. Для изготовления фигурок для нашего пейзажа лучше брать обычную цветную бумагу. Цвет работ приблизить к естественному цвету животных.
Лиза Р. обратила внимание на то, что фигурки лучше смотрятся, когда они выполнены крупно.
Для оформления зала было решено делать большие работы. Для удобства и быстроты класс был поделен на группы. Первая группа отвечала за изготовление фигурок животных, вторая – насекомых, третья – растений.
Ученики достали схемы, принесённые из дома, кто-то воспользовался учебниками по технологии. Решили, что для выставки будут отобраны наиболее удачные поделки.
Началась работа. Ребята, которые дополнительно занимались в кружке «Волшебный мир оригами», помогали товарищам.
В конце занятия ученики защищали свои работы. Все обращали внимание на точность изготовления поделок, аккуратность, размер, цвет. Готовые работы пополняли стенд.
Так появились семья лис, зайцев, волков, которые гуляли в лесу. Вдалеке стояли деревья, пели птицы, около цветов летали бабочки. Царили мир и согласие. Полученные композиции ребята назвали «Лесная сказка» и «Волшебный мир оригами».
Для мастеров оригами было предложено сделать приглашения для учеников других классов в виде цветков.
Итог
Подготовка к празднику стала большим испытанием для всего класса. Показала, как важно находить общий язык с одноклассниками, подчиняться общим правилам, дисциплине.
Теперь каждый ученик нашего класса умел делать фигуры, используя технику «оригами». Прежде всего оригами – искусство, призванное дарить людям радость.
Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира.
Цель нашей работы достигнута.
Мы подготовили оформление зала для праздничного спектакля «Лесная сказка». Каждому классу были вручены пригласительные билеты в виде цветков.
Праздничная программа удалась. Зал был украшен бумажными фигурками в технике оригами. Гостям и участникам праздничной программы понравилось представление и украшение зала. Все с удовольствием делали фотографии около стендов.
О праздничной программе было написано в новостях школьного сайта, сам спектакль занял призовое место на Международном открытом фестивале «Один день с театром». Проектная работа «Волшебный мир оригами» была представлена на школьной научно-практической конференции и заняла второе место.
Родители и учителя похвалили нас за огромный труд и красивые работы. Для нас, наших родителей оригами стало новым увлечением.