Программа курса «Рисуем-мастерим» (внеурочная деятельность)
- Автор: Проснякова Т. Н.
Программа курса «Рисуем-мастерим»
1-4 классы
Авторская программа «Рисуем-мастерим» Т.Н. Просняковой представляет собой интегрированный курс изобразительного искусства и технологии для учащихся начальной школы и рассчитана на 272 часа (68 часов в год).
Программа разработана в соответствии с дидактическими принципами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, нацеленной на оптимальное общее развитие каждого ребёнка, и в соответствии с ФГОС НОО.
Цель: максимальное раскрытие творческого потенциала ребёнка средствами изобразительного искусства и художественного труда.
Задачи:
• научить детей основам элементарной художественной грамоты;
• познакомить с основными технологиями обработки материалов;
• воспитывать интерес к изобразительному искусству и прикладному художественному творчеству, уважение к культуре и традициям своего и других народов;
• развивать воображение, творческое мышление, художественные и конструкторские способности на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов;
• обучить приёмам постановки творческой задачи и показать различные способы её решения;
• сформировать универсальные учебные действия, необходимые для успешного обучения по другим предметам и для самореализации в социальной жизни.
Особенность данной программы в том, что она объединяет два содержательных направления образования младших школьников: изобразительное искусство и технологию. Значимость изобразительного искусства определяется его нацеленностью на развитие эстетического отношения к действительности, способности видеть прекрасное в искусстве, природе и повседневной жизни. Кроме того, предмет «Изобразительное искусство» позволяет учащимся осваивать начальные навыки изобразительного мастерства, понимать и использовать различные средства создания художественных образов, законы композиции, сочетаемость цветов и форм и т.п. Помимо названного предмет способствует развитию духовно-нравственной сферы ребенка, его универсальных учебных умений.
Особенность технологического образования в том, что оно строится на предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Технологическое образование школьников по своей сути интегрированный процесс, поскольку для создания любой модели требуется привлечение знаний и умений, относящихся к самым разным предметным областям. Особенно много общих составляющих с предметом «Изобразительное искусство»: использование средств художественной выразительности для гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе правил декоративно-прикладного искусства и дизайна и т.п.
Очевидно, что прикладное творчество (ручной труд) неотделимо от эстетического восприятия и осмысления действительности, которое естественным образом присутствует в любой материальной деятельности. Именно это позволяет интегрировать возможности двух предметов в одном курсе, где в практической деятельности средствами искусства достигается оптимальный образовательный и воспитательный результат.
Интеграция этих учебных дисциплин в данном курсе происходит не формальным способом, когда занятия по рисованию и уроки мастерства следуют по отдельности друг за другом, соединённые близкими темами. Интеграция осуществляется на основе глубокой внутренней взаимосвязи этих дисциплин. Целью каждого занятия является решение художественно-творческой задачи, а средствами – техники и приёмы предметов «Изобразительное искусство» и «Технология». Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес к творческой деятельности. Это создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления и индивидуальных художественных способностей.
Подходы к построению интегрированного курса соответствуют возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста: интеграция обеспечивает синкретичность мышления, развитие образного мышления, воображения, что свойственно в большей степени детям младшего школьного возраста. Кроме того, самостоятельно осуществляя продуктивную художественную деятельность, учащиеся могут реализовать свои разнообразные умения, воплотить оригинальные творческие идеи, заслужить одобрение и получить признание. В результате у них закладываются способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения и опыт преобразующей творческой деятельности.
Интеграция двух данных областей наиболее полно обеспечивает развитие у учащегося: интеллектуальной сферы (решение интеллектуально-творческих задач прикладного характера), эмоционально-эстетических представлений (освоение техник и приёмов изобразительной деятельности), духовно-нравственных качеств (приобщение к мировому художественному культурному наследию), физических способностей (практическое создание готового продукта). Единство этих компонентов создаёт условия для гармонизации развития и укрепления психического и физического здоровья школьника.
В учебниках подробно и на большом иллюстративном материале рассматриваются различные виды художественной деятельности человека. Дети получают возможность освоить элементы художественной грамоты, а также различные прикладные техники. Детям предлагаются различного рода художественно-творческие задачи, для решения которых в данных пособиях предусматриваются различные формы деятельности учащихся, основанные на интеграции учебного материала, такие, как:
• самостоятельное декорирование (например, роспись, нанесение орнамента, окраска) поверхности материала (например, бумаги), из которого далее будет изготовлено изделие;
• соединение в одной работе рисунка (графика или живопись) и аппликации из различных материалов;
• использование основного понятийного аппарата изобразительной деятельности (форма, цвет, композиция и проч.) при создании изделий в прикладных техниках;
• самостоятельное изготовление инструментов (например, штампов, трафаретов, шаблонов) для дальнейшего использования при создании изображения;
• самостоятельное декорирование (роспись) выкроек, из которых будет создаваться объёмное изделие;
• создание эскизов и выкроек для декоративно-прикладных работ;
• создание художественных объектов, служащих моделями для рисования с натуры;
• декорирование (роспись) готовых изделий, выполненных в различных прикладных техниках;
• изображение одного и того же объекта разными способами – живопись, графика, объём (прикладные техники);
• создание продукта проектной деятельности, в котором используются технологии прикладного творчества и изобразительного искусства.
Курс построен на основе учебных пособий «Радужный мир» (авторы Т.Н. Проснякова, Е.И. Ларичева, Е.С. Кубышева).
Помимо основного пособия комплект содержит рабочие тетради
Комплект для работы по данной программе содержит помимо основных учебных пособий рабочие тетради – по рисованию и по технологии.
Рабочие тетради «Мастер Карандаш» - альбомы по рисованию, которые являются дополнением к основному учебному пособию. Темы рабочих тетрадей (альбомов) соответствуют темам учебников.
Каждый альбом содержит изображения, показывающие последовательность рисования различных предметов и сюжетов. От простых форм и линий к более сложным, с указанием направления движения карандаша, там, где это необходимо, - с применением шаблонов или без них. Задания разложены на элементы и этапы максимально подробно, чтобы ребенок четко видел последовательность действий и, поняв основные принципы построения, не боялся экспериментировать, смело пробовал рисовать свои варианты. По существу это прописи по рисунку.
С помощью данных приемов каждый сможет выполнить задание от начала до конца и сказать: «Я умею рисовать!»
Рисование, начинающееся с простых элементов, позволяет каждому ребенку вне зависимости от уровня способностей достичь результатов. При этом схемы являются всего лишь базой и оставляют простор для творчества. Некоторые темы сопровождаются заданиями, дающими ребенку толчок к самостоятельной работе.
Детально разработанные схемы могут быть доступны даже малышам, которые еще не умеют читать. Они смогут без помощи взрослых выполнить задания из прописей по рисунку.
Прописи по рисунку созвучны по задачам с прописями по письму; чередование и сочетание письма и рисунка внесет элемент игры в обучение и, как следствие, будет способствовать скорейшему освоению письма. В прописях в большинстве случаев не указаны инструменты и размеры изображения. Этот выбор оставляется ученику. Подойдут любые инструменты (простые и цветные карандаши, фломастеры, гелевые, шариковые ручки, мелки), приветствуется сочетание нескольких инструментов, что позволяет добиться интересного результата.
Рабочие тетради по технологии («Школа волшебников», «Волшебные секреты», «Бумажное волшебство») решают ряд дидактических и развивающих задач:
1. Дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ её выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке.
2. В конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения.
3. Все виды работ можно выполнять как индивидуально или в паре, так и в малой группе (4-5 человек) или коллективно.
4. Выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков – вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и проч. Развивается мелкая моторика рук, и, как следствие, улучшаются письмо, чтение и речь.
5. Тетради по технологии снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани), позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА