Главная  /  Практика работы  / Методические находки / Формирование познавательной активности через игру в развивающей системе Л.В. Занкова

Формирование познавательной активности через игру в развивающей системе Л.В. Занкова

  • Автор: Воронцова Г. К.



         Актуальность
         Вы любите учиться?
         Услышав этот вопрос, некоторые дети и взрослые недовольно поморщатся: как скучно...
         Урок является основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В. Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
        Что побуждает ученика проявлять активность?
        Опираясь на закономерности процесса усвоения, учитель прежде всего должен обеспечить мотивацию учащихся. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.

        Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
        Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
        Игра ученика побуждает учиться, стремиться узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений, проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач.
        Таким образом, я считаю, что одной из основных задач учителя является формирование на уроках познавательного интереса, посредством вовлечения учащегося в различные виды деятельности, используя в преподавании дидактические игры, дискуссии и другие формы обучения.

        Содержание работы
        В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть более полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
        Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.
        Для реализации цели, которую я поставила перед собой - формировать и развивать у учащихся познавательный интерес - я выбрала следующий подход: определить игру как метод обучения, делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса.
        Из 17 лет общего педагогического стажа 6 лет я посвятила обучению учащихся по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Приходится много думать, искать, творить. Игровую форму занятий использую на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
        Использую игровую деятельность в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, поисковоисследовательской деятельности, создания целостности картины, контроля).

        Ролевая игра + метод наблюдения
        Разностороннее, соответствующее познавательным потребностям школьников ознакомление с удивительным и разнообразным миром природы развивает детей духовно, создает положительное отношение к учению, пробуждает потребность узнавать неизвестное.
        Так, например, при изучении темы «Лес» на уроке естествознания вниманию детей была представлена иллюстрация «засохшего леса», которую дети, исполняя роль «художников», должны были оживить. Отвечая на вопрос: «Чего не хватает лесу?», учащиеся восстанавливали целостность картины, добавляя элементы, присущие настоящему лесу (трава, кусты, ягода, насекомые, птицы...) Методом наблюдения дети установили причинноследственные связи и ответили на вопрос: «Почему лес не жил?»

        Разыгрывание сюжета + познавательная трудность
        (рассогласование)

        Каждый школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает коллективную и индивидуальную активность поисковой деятельности.
        Приведу пример вовлечения учащихся в учебный процесс на уроке естествознания посредством разыгрывания сюжета с дальнейшим применением метода познавательной трудности:
- Что-то пробивается сквозь траву. Что это?
- Гриб.
- Он удивлен, он только что появился на свет, ему все интересно.
- Вы в руках его держали? А что это: дерево, цветок, трава?
        Дальнейшая цепочка рассуждений выстраивалась следующим образом:
Метод: анализ источников информации из дополнительной литературы, подготовленной учениками к уроку.
Метод: сравнение строения растения и гриба.
Метод: обобщение и формирование логического умозаключения (гриб - это не растение, гриб - это гриб, особое царство).

       Эстафета + логическое умозаключение
       Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
        Задания подбираю таким образом, чтобы дети воспринимали их как задание, но, выполняя их, все-таки играли. В игру урок превращают их эмоциональность, непринужденность, занимательность.
        Лучше всего данная форма игровых заданий используется при закреплении материала.
1 класс
1. Нумерация чисел в пределах 20.
- Найди недостающие числа:

1     16     8     13               2     17     8     15

12    9     19     2               16    14     6      3

20    4     14    18               5     19    11    20

7     15    10     5               12     4     13    10


2. Название компонентов при сложении, вычитании и геометрический материал.
- Найди существенное:
сумма (минус, плюс, равенство, слагаемое, делитель);
треугольник (диаметр, вершина, центр, сторона, угол);
вычитание (уменьшаемое, делимое, значение разности, слагаемое);
прямоугольник (фигура, неравенство, меньше, угол).
3. Сложение, вычитание в пределах 10.
- Найди закономерность:
7      2      9      4
    3              ?
         На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное - огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка свои умения.

        Результативность
        Своей задачей считаю формирование познавательного интереса на каждом уроке каждый день. Только в результате систематического использования в преподавании дидактических игр, дискуссий и других форм обучения можно развить устойчивый познавательный интерес, который проявляется в стремлении учащихся творить, участвовать в НОУ (научное общество учащихся), олимпиадах.
        В результате работы учащиеся моего первого выпуска по системе Л.В. Занкова (а ныне - выпускники школы - учащиеся 11-го класса) показали качественные знания, занимая первое, второе, третье места в районных олимпиадах по математике, русскому языку и литературе.
        Самой большой моей гордостью является тот факт, что ученик данного выпуска Антон Жебрун сохранил и развил познавательный интерес и стремление проявлять интеллектуальную активность, приняв участие в телевизионной передаче «Умники и умницы».
ЛИТЕРАТУРА
Коновалова Н.И. Нестандартные уроки математики. 1 класс. - Волгоград: Учитель - ACT, 2002.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В. Занкова. Проблемы и перспективы: Методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. - М.: Центр общего развития, 1999.


из материалов Занковских педагогических чтений 2006г.

 

Версия для печати

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?