Главная  /  Практика работы  / Методические находки / Пути изучения в 3 классе орфограммы «О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Пути изучения в 3 классе орфограммы «О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

  • Автор: Нечаева Н. В.


Наталия Васильевна НЕЧАЕВА, научный руководитель ФНМЦ им. Л.В.Занкова, к.п.н., профессор, автор курсов обучения грамоте и русского языка, раскрывает трудности, с которыми могут столкнуться третьеклассники при изучении правописания О, Е после букв шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Вы найдете ответы на вопросы: почему могут возникнуть проблемы при изучении этого правила, как их преодолеть.

 

В соответствии с Программой по русскому языку третьеклассники должны овладеть умением правильно выбирать буквы о, е в окончаниях существительных после шипящих согласных и ц.

Названное правило касается следующих окончаний:
а) творительного падежа: -ом, -ем, -ой, -ей (плечом – пейзажем, отцом – сердцем; свечой – тучей, лапшой – кашей);
б) родительного падежа множественного числа: -ов, -ев (отцов – колодцев, борцов – горцев);
в) именительного падежа единственного числа: -о, -е (плечо – сердце, чудовище).

Следует, однако, иметь в виду, что существительные среднего рода на шипящий или ц (пункт в) единичны.
Правило, в основном, охватывает формы творительного падежа единственного числа существительных 1-го и 2-го склонений (пункт а).
С этими окончаниями прежде всего школьникам и приходится иметь дело в практике письменной речи.
Именно на этих существительных и сконцентрировано внимание в обсуждаемой теме учебника.
Правило о правописании о или е после букв шипящих согласных или ц в окончаниях существительных представляет для школьников особые трудности, вызванные тем, что оно находится в противоречии:
– во-первых, со слоговым принципом русской графики при выборе буквы в ударном окончании;
– во-вторых, с только что изученным общим правилом правописания безударных падежных окончаний, основывающемся на фонематическом принципе русской орфографии, при выборе буквы в безударном окончании.
Поясним сказанное.

Журнал «Практика образования» №1/2010.


Полный текст статьи доступен авторизованным пользователям.

 

 

Версия для печати

Назад

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?