Главная  /  Практика работы  / Методические находки / Конференция учеников-занковцев как средство взаимодействия участников образовательного процесса

Конференция учеников-занковцев как средство взаимодействия участников образовательного процесса

  • Автор: Ильина Наталия Ивановна


       Целью школьного образования сегодня является если не социальная зрелость, то максимально возможная социализация выпускников. Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
       Поэтому перед школой поставлены новые задачи, решаемые в процессе активного, творческого восприятия знаний. Необходимость сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни, как никогда остро стоит перед сегодняшней школой:
Но часто мы оказываемся в ситуации, когда ученику могут быть нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет не в полной мере. Одним из путей преодоления подобного разрыва является поиск компенсирующих его педагогических технологий. Речь идёт об отходе от классического формирования знаний, умений и навыков и переходе к идеологии развития на основе личносто-ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль.
       В последние годы, в период реформирования системы образования, предлагается большое разнообразие инноваций, как во время урока, так и во внеурочное время. Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов.
       Учёные, методисты и учителя часто спорят о возможности применения данных методов в начальной школе. Могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься исследовательской деятельностью? Не играть в учёных, а действительно разрабатывать актуальные, связанные с содержанием школьного образования и не только с ним темы: строить гипотезы, планировать исследовательскую деятельность, экспериментировать, собирать и обрабатывать информацию, делать выводы?
       Ребёнок любознателен по своей природе. Ему всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не врождённые исследовательские качества? С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. В раннем возрасте интересно абсолютно всё. Но проходит совсем немного времени, и появляется избирательность – исследуется только то, что в поле зрения и вызывает настоящий интерес. Затем в детском саду и в школе ему приходится исследовать очень много, но запланированного разными программами и стандартами. И очень часто на исследование того, что вызывает наибольший интерес, просто нет времени и сил.
       Исследовательские качества, конечно, не угасают совсем, но переходят в пассивный багаж. А в классе седьмом-восьмом, когда начинаются олимпиады, конференции, учителя, пытаются «развивать исследовательские умения, качества». Исследовательский дух может проснуться и проявить очень бурно, но может и остаться в спячке.
Личностно - ориентированное обучение для системы Занкова не нововведение. На занковском уроке учителя, опираясь на принципы развивающего обучения, активно используют метод проекта. Урочная деятельность очень часто находит выход во внеклассной работе. Чтобы систематизировать данную работу в 2004-2005 учебном году учителя-занковцы Советского района г.Волгограда при поддержке РМК решили создать научное общество занковцев (НОЗ) Это стало необходимо, так как результаты работы детей, выполняемой совместно с учителями, нуждались в широкой публике и возможности получить оценку от сверстников из других школ. Научное общество занковцев (НОЗ) объединило младших школьников, которые стремятся к более глубокому познанию целостной широкой картины мира, средствами науки, литературы и искусства, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы, по принципу добровольности.
       В работе нашего НОЗ можно выделить три этапа.
       В 2004-2005 учебном году все работы были представлены в виде тематических докладов, рукописных книг, театрализованных постановок. Эти результаты заставили учителей задуматься о правомочности называться НАУЧНЫМ обществом. Ведь деятельность научного общества предполагает занятие научными исследованиями, экспериментами и т.д. Обратившись к литературе, мы поняли, что в современной педагогике и педагогической психологии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проектное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Перед нами встала проблема разведения этих двух понятий.
       На втором этапе была организована деловая игра, где учителя выясняли суть этих понятий, знакомились с технологией исследовательской деятельности на начальном этапе. Результатом проведенной игры явилось принятие следующих определений:
       Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
       Исследование – это процесс выработки новых знаний посредством собственного опыта, один из видов познавательной деятельности человека.

       Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
       Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
       Проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
       Теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий - то есть исключительно на репродуктивном уровне. Ведь проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов.
       Исследование всегда творчество. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может казаться, с точки зрения общества и самого исследователя, малополезным.
       Настоящее время можно оценивать как третий этап функционирования НОЗ.
       Районное НОЗ работает, на основе Положения НОЗ. Мы воспользовались опытом Кировского района и НОУ старшеклассников «Я и Земля».-
       У членов НОЗ есть свой девиз «Везде суём свой длинный нос – ответим на любой вопрос»
       Задачами НОЗ стали:
• развитие у младших школьников познавательной активности и творческих способностей;
• развитие умения решать творческие задачи;
• знакомство младших школьников с методами и приемами научного поиска;
• создание условий для овладения первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования и систематизации информации;
• обучение работе с научной литературой, отбору, анализу, систематизации информации;
• обучение выявлению и формулированию исследовательских проблем; грамотному оформлению научной работы;
• создание условий для овладения учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
• создание условий для формирования навыков учебного сотрудничества.
       Сотрудничество педагогов и учащихся в научном обществе занковцев предполагает следующие формы:
• индивидуальную и групповую работу учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы, внешкольных учреждений по организации проектной деятельности;
• работа творческих объединений по направлениям, удовлетворяющим индивидуальный и коллективный спрос участников НОЗ на изучение интересующих их проблем;
• организацию ежегодной районной конференции НОЗ.
• участие в конкурсе презентации игровых, исследовательских и творческих проектов;
• встречи с учеными, сотрудниками музеев.
Технология деятельности НОЗ
Чаще всего идея проекта или исследования возникает на уроке. Например, такие проекты как «Черепаха обжора», «Кукольный театр» получили своё начало на уроках литературного чтения и технологии. Продолжение же работы вышло за рамки урока, затронуло внеурочную, внешкольную деятельность обучающихся. Потребовало интеграции с другими учебными предметами.
Опираясь на типологию, учитель и обучающиеся выбирают форму проекта:

по методу доминирующему в проекте

• исследовательский
• информационный
• творческий
• игровой
• практико-ориентировнный 

по характеру содержания проекта

• ребёнок и его семья
• ребёнок и рукотворный мир
• ребёнок-общество и его культурные ценности
• ребёнок и природа
по характеру участия ребёнка в проектировании

• как «заказчик» проекта
• как субъект создания проекта от зарождения до получения результата
• как «эксперт»

по характеру контактов

• внутри одной возрастной категории
• контакт с другой возрастной группой
• внутри коллектива

по количеству участников

• индивидуальные
• в паре
• в группе
• фронтальный

по продолжительности реализации проекта

• краткосрочные
• средней продолжительности
• долгосрочные
       В ходе реализации проекта учитель–руководитель проекта контролирует, направляет, помогает обучающимся, оценивает этапы деятельности (подготовительный, аналитический, обобщающий) На этапе реализации проекта по Положению НОЗ кроме руководителя проекта есть консультант, которым может стать любой учитель школы, родители. К сожалению, за три года мы не нашли возможности привлечь учёных в качестве консультантов, хотя планируем и такой вид консультаций.
       Следующий этап – подача заявок. Это даёт возможность, проанализировав ситуацию, определить номинации. Такая работа позволяет оценить максимально большее количество участников, что является одной из целей деятельности НОЗ.
       Итогом такой совместной работы становится участие ребят в районной конференции «Я познаю мир», которая проходит в конце учебного года (апрель-май), в которой кроме учащихся-исследователей принимают участие, педагоги, представители администрации, родители, гости.
       Конференция является одним из ключевых этапов исследовательской деятельности - здесь публично демонстрируются результаты исследования. Важной является вся деятельность учащихся-исследователей как до конференции, так и после окончания её работы.
       До конференции учащийся -исследователь:
• оформляет результаты исследования в виде бумажного и компьютерного продукта,
• технические решения по возможности выполняет в виде схем, моделей и/или реальных образцов,
• готовит 7-10 минутный доклад по теме проведенного исследования;
• для публичного выступления подбирает готовый и/или создает новый наглядный материал;
• проходит предварительное обсуждение своего доклада перед другими учениками-исследователями.
       Для успешного выступления на конференции руководитель проекта проводит специальную работу по отбору конкурсных работ из всех представленных в классе.
       Конкурсными считаются:
• игровые, исследовательские и творческие работы углубляющие, расширяющие представления учащихся в областях, предусмотренных программным материалом курса начальной школы;
• игровые, исследовательские и творческие работы, освещающие факты, события, явления и т.п. интересующие как группу, так и отдельных учащихся и направленные на воспитание активной жизненной позиции.
       Содержание работы должно поддерживаться рисунками, чертежами, схемами, фотоснимками, картами, графиками и т. д.
       Важным аспектом в подготовке к конференции является подготовка докладчика к защите. Эта работа проводится на основе Положения, а также в соответствии со следующими требованиями:
1. Выделить из текста основные понятия и дать ми определения:
а) разъяснение посредством примера;
б) описание;
в) характеристика;
г) сравнение;
д) различие.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3.Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Ранжировать основные идеи по важности.
5.Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7.Указать возможные пути изучения.
8.Подготовить текст доклада.
9. Сделать схемы, чертежи, макеты.

        Во время конференции учащийся -исследователь:
• публично докладывает о результатах своего исследования перед участниками конференции: комиссией, учениками, педагогами, родителями, гостями;
• после доклада отвечает на заданные ему вопросы;
завершив выступление, становится слушателем других докладов.
        Публичное выступление учащихся-исследователей носит характер научно-практической дискуссии и происходит в обстановке дружественности и поддержки, но с повышенными требованиями к обоснованности, достоверности, самостоятельности, теоретической и практической значимости проведенного исследования.
        Главная цель публичного выступления, стоящая перед учащимся-исследователем на конференции, – это расширение границ представлений участников конференции об окружающем мире по теме проведенного исследования. Докладчик должен осознавать, что наличие постоянного внимания и интереса слушателей к его выступлению является критерием его успешного изложения.
        Основное содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (еще лучше пересказа) заранее подготовленного текста, призванного показать высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно дать основные научно-практические результаты проведенного исследования. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.
        Учащийся-исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были понятны широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.
        Успех учащегося-исследователя на конференции во многом зависит от формы публичного выступления. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конференции предлагаемой новой информации во многом определяется формой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования. Наличие у докладчика куража, создает положительную эмоциональную атмосферу у всех участников конференции.
        До, во время и после выступления на конференции учащемуся-исследователю необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступления – это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонстрационный материал, а также форма ответов на вопросы в ходе дискуссии. Ниже приведены рекомендации к каждому из обозначенных факторов.

       Внешний вид докладчика.
• Одежда - чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами, стеснять дыхание и движения.
• Прическа - аккуратная.
• Мимика - отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.
• Фигура – подтянутая: спина - прямая, плечи – развернуты.
• Движения - свободные, уверенные, плавные; неагрессивные.
        Речь.
• Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.
• Произношение слов - внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.
• Темп – медленный - в значимых зонах информации, средний - в основном изложении, быстрый - во вспомогательной информации.
• Интонация - дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.
• Направленность речи – должна быть ориентирована в сторону основной аудитории, а не к Председателю (Ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.
         Публичное выступление учащихся-исследователей на конференции один из ключевых этапов процесса исследования, требующий повышенного внимания. Понимание докладчиком цели публичного выступления на конференции во многом определяет содержания и форму доклада.
        Практика показала, что соблюдение докладчиком приведенных рекомендаций по содержанию и форме публичного выступления приводит к успешному для него результату.
        Навыки публичного выступления и дискуссии, приобретенные учащимися на гимназической конференции, становятся основой последующих публичных встреч.
        Работа конференции ведется по номинациям, определённым в результате обработки заявок. На конференции присутствуют:
- председатель комиссии,
- 3-5 членов комиссии (педагоги),
- учащиеся-докладчики,
- учащиеся и педагоги гимназии, а также учащиеся и педагоги других образовательных учреждений, интересующиеся тематикой Конференции,
- родители, гости.
        На конференции члены жюри оценивают работу на заключительном этапе деятельности учащихся, т.е. в ходе защиты проекта по следующим критериям:
-  использование научных методов работы;
-  уровень новизны и оригинальности (идеи, метода, результата);
-  убедительность и доказательность работы (глубина проработки идеи);
-  системность изложения материала,
-  аккуратность и качество исполнения;
-  выступление на защите работы в финале Конкурса, ответов на вопросы.
       Все результаты оценивания заносятся в протокол.
       В настоящее время в районе прошло три конференции.
       В апреле 2005 года состоялась первая конференция, в которой, согласно заявкам, приняли участие дети 2-4 классов из четырёх школ Советского района. На суд жюри были представлены 4 работы: тематические доклады в номинации «Бесконечная Вселенная», рукописные книги и кукольная театрализованная постановка в номинации «Сказка на ладошке». Проекты были индивидуальные и коллективные.
       После деловой игры, в мае 2006 года на II конференции учеников занковцев «Я познаю мир» в программе конкурса появились исследовательские работы обучающихся (Проект «Шторм» и проект «Фокусы»)
       Последняя III конференция отличалась от предыдущих более высоким качеством выполнения работ и количеством участников проектов.
       На данном, третьем этапе работы нашего общества, мы можем говорить о некоторых итогах. Конференция стала средством взаимодействия всех участников образовательного процесса так как:
1. Для учителей-руководителей проекта действует постоянный консультационный пункт на базе опорной школы.
2. Родители становятся помощниками и консультантами проектов и исследовательских работ.
3. В конференции учитель выступает как участник и как член жюри.
Указанное поддерживает занковские принципы обучения: учитель-ученик-ученики. В этот треугольник органично вписывается ещё один значительный субъект образовательного процесса – родители.
 

 

 

Версия для печати

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?