Литературное чтение 2 класс. «Элементы сказочного жанра...»
- Автор: Меняйло И. Л.
Урок по теме «Элементы сказочного жанра в авторской поэзии»
Автор материала - Ирина Леонидовна МЕНЯЙЛО, учитель начальных классов МОУ гимназия № 3, г. Зеленодольск, Республика Татарстан
«Все мы родом из детства»… Соединить свои собственные впечатления и впечатления от художественных текстов, найти в изучаемых произведениях следы времени и почувствовать, как близко и одновременно далеко от нас то, о чем пишут поэты, позволяет своим ученикам на уроке литературного чтения автор этого материала.
Цель урока:
проследить различные варианты использования особенностей сказочного жанра в авторской поэзии.
Задачи урока:
– показать, как поэтическими средствами создается таинственная атмосфера волшебной сказки, на примере стихотворения И. Сурикова «Детство»;
– исследовать, имеется ли в авторской поэзии связь с композиционной закономерностью кумулятивной сказки, на примере стихотворения Д. Хармса «Как Володя быстро под гору летел».
Оборудование:
– учебник «Литературное чтение», 2 кл., часть I (авторы В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова);
– Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения;
– рисунки детей по стихотворению Ивана Сурикова «Детство»;
– плакаты с датами жизни И. Сурикова и Д. Хармса;
– лента времени;
– фрагменты сочинений-рассуждений учеников класса на тему «Познавательная лента времени».
2 класс
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие гостей. (На уроке присутствовали участники семинара.)
Учитель: Как бы вы приветствовали гостей 100 лет назад?
Дети: Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!
– Милости просим!
– Давно мы вас ждем-поджидаем.
– Всем ли места хватило?
Учитель: Совершенно верно. Раньше к гостям обращение было более ласковое, трепетное, внимательное. На предыдущем уроке мы изучали стихотворение Ивана Сурикова «Детство», написанное более 140 лет назад. Как вы думаете, герой стихотворения сильно отличается от вас, своих ровесников, живущих в другом веке?