Главная  /  Практика работы  / Конспекты уроков / Окружающий мир 2 класс

Окружающий мир 2 класс

  • Автор: Лакиза Н. В.


Этот урок показывает, как сложные понятия (тело, вещество, атом, молекула, три состояния вещества) можно дать в очень простой форме,
на доступном уровне. Но в то же время, читая урок, обратите внимание
на то, как учитель идет от ребенка в открытии этих понятий. Отметим,
что понятия "атом" и "молекула" даются на уровне общего представления.
Урок ведет Н.В. Лакиза, учитель МОУ СОШ №7, п. Талинка.

 

Тема:
Тела и вещества.
Цель урока:
Дать представление о телах и веществах; определить основное свойство веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состояниях (при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются); развивать наблюдательность, внимание, умение делать выводы, обобщать.
Оборудование:
Картон; пластилин; электроплитка; колбы; различные тела из различных веществ (резиновый мяч, деревянная лопатка, стальная ложка, пластмассовый стакан, стеклянная и пластмассовая воронки и т.п.); рисунки капли, кувшина, стеклянного стакана; таблички со словами.  
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Новый материал
Учитель: Ребята, скажите, при помощи чего мы изучаем окружающий мир?
Дети: При помощи книг, радио, телевидения, газет, органов чувств.
Учитель: Когда мы изучаем окружающий мир, то изучаем много объектов и предметов. Все они разные. Что значит разные?
Дети: Разные по форме, цвету, где находятся, из чего сделаны.
Учитель: Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы говорите, что себе представили. Вода.
Дети: Ручей, море, из крана, озеро, дождь, река…
Учитель: Капля воды.
Дети: Кругленькая маленькая капля.
На доску вывешивается рисунок капли.
Учитель: Глина.
Дети: Кирпич, кувшин, игрушка.
Учитель: Глиняный кувшин.
Дети описывают представления. На доску вывешивается рисунок кувшина.
Учитель: Стекло.
Дети: Окно, дверь со стеклом…
Вывешивается рисунок стеклянного стакана.
Учитель: В каком случае вы точно представляли предмет, его очертания, когда я задавала первый вопрос о стекле, глине, воде, или когда спрашивала о капле, кувшине, стакане?
Дети: О капле, кувшине, стакане.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: Легко представить было конкретный предмет.
Учитель: Ученые называют предметы телами. Тела имеют очертания, форму.
На доску вывешивается табличка со словом тело.
Учитель: Значит, все эти предметы можно назвать телами. Назовите тела, которые вас окружают.
Дети называют.
Учитель: А теперь назовите тела, которые я показываю.
Учитель показывает две воронки - одну из стекла, другую из пластмассы.
Учитель: Чем отличаются эти тела?
Дети: Цветом. Одна из стекла, другая из пластмассы.
Учитель: Значит, эти тела изготовлены из разных веществ.
Учитель на доску вывешивает табличку со словом вещество.
Учитель: А что скажете про эти тела?
Дети: Стеклянные воронка и стакан: тела разные, а изготовлены из одного вещества.
Учитель: В нашем классе есть разные тела, изготовленные из одного вещества?
Дети: Кувшин и горшки с цветами сделаны из глины, шкаф и стулья сделаны из дерева.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: Значит, каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества.
Учитель: Я буду показывать тела, а вы – называть, из какого вещества они изготовлены.
Учитель показывает предметы: ложки - железную и деревянную, мяч.
Учитель: Ребята, только ли из резины состоит мяч?
Дети сравнивают мяч с пустым мячом.
Дети: Мяч состоит из резины и воздуха.
Учитель: Что можете сказать об этой ложке?
Дети: Состоит из железа и пластмассы.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: Тела могут состоять из разных веществ.
Учитель: Приведите свои примеры.
Дети: Стол, ножницы, карандаш...
Учитель: А теперь я запишу на доске слова. Прочитайте их и распределите на три группы.
На доске:
Стекло, камень, вода, дым, пар, молоко.
Учитель: По какому признаку разделили слова?
Дети: Стекло и камень твердые, вода и молоко жидкие (дым и пар затруднились, возник спор – твердое ли стекло, разобрались), дым и пар – это газы, газообразные вещества.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: Вещества могут быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном.
На доске учитель записывает названия групп: твердые, жидкие, газообразные.
Учитель: Дополните группы своими примерами.
Ребята, теперь вы знаете, что тела состоят из веществ. А знаете ли вы, из чего состоят вещества? Вещества состоят из крошечных частичек – атомов.
На доску учитель вывешивает табличку со словом атом.
Учитель: Это слово придумали много веков назад в Древней Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть, даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать в одном месте миллион штук. Как из букв алфавита образуются слова, так из атомов образуются молекулы.
Табличку со словом молекула учитель вывешивает на доску.
Учитель: В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах. Возьмите карандаш и попробуйте разъединить его. Получилось?
Дети: Нет.
Учитель: Даже если придется сломать карандаш, нужно приложить силу, порой немалую. Значит, пока не сломаем предмет – кубик останется кубиком, карандаш – карандашом. Твердое тело сохраняет свою форму. Сделайте вывод.
Дети: В твердом веществе молекулы знают свое место и очень плотно присоединены друг к другу.
Учитель: А теперь то же самое проделаем с водой.
Дети переливают воду из стакана в блюдце или пробуют взять воду рукой.
Учитель: Удалось разъединить молекулы воды?
Дети: Да.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: В жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. И не подчиняются строгой дисциплине, как в твердых веществах. Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто "течет".
Учитель: А вот в газообразных веществах молекулы находятся далеко друг от друга. Между ними нет никакого сцепления. Молекулы при малейшей возможности разлетаются кто куда. Если открыть баллончик с газом в космосе, молекулы газа разлетятся по всей Вселенной. Молекула газа напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе. Давайте "погоняем" молекулы воздуха рукой.
Дети машут руками.
Учитель: Ребята, вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных веществах? Вам предстоит выполнить такое задание: при помощи пластилина попробуйте схематически изобразить молекулы разных веществ. У каждого ряда свое тело: первый ряд – камень, второй ряд – молоко, третий ряд – дым.
Дети работают в парах. После выполнения работы и обсуждения результатов лучшие работы вывешиваются на доску под соответствующей группой.
III. Физминутка
IV. Практическая работа
Учитель: Как вы себя ведете, когда холодно? (Дети съеживаются.) А когда жарко? (Потягиваются.)
Движения повторяются несколько раз.
Учитель: Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно – они сжимаются, а когда жарко – расширяются. Давайте понаблюдаем за этим явлением во время опытов.
Дети работают по учебнику (с. 40).
О п ы т 1. Наименование: твердое вещество.
Учитель: Монета – это тело. Из какого вещества оно состоит?
Дети: Металла – твердого вещества.
Учитель: Посмотрите, монета легко проходит между булавками. Нагреем ее. А теперь не проходит. Сделайте вывод.
Дети: Монета стала больше. В твердых веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается.
О п ы т 2. Наименование: жидкое вещество.
Учитель показывает колбу с подкрашенной водой. Нагревает ее.
Учитель: Что происходит?
Дети: Вода поднимается.
Учитель: Почему?
Дети: Вода нагрелась, ей стало мало места.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: В жидких веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается и жидкость поднимается по трубке.
О п ы т 3. Наименование: газообразное вещество.
Учитель: Что находится в колбе?
Дети: Воздух.
Учитель: Капелька воды в трубке – преграда воздуху. Нагреваем воздух. Что происходит?
Дети: Капелька стала двигаться.
Учитель: Это происходит потому, что расстояние между молекулами увеличилось и воздух стал выталкивать капельку. Сделайте вывод.
Дети: При нагревании газообразные вещества расширяются.
Учитель: А теперь посмотрите, что произошло с монетой.
Дети: Она снова проходит между булавками.
Учитель: С водой?
Дети: Вода опустилась по трубке.
Учитель: С воздухом?
Дети: Капелька в трубке вернулась на свое место.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: При охлаждении тела сжимаются.
Учитель: Итак, мы с вами определили основное свойство всех веществ. Какое?
Дети: Вещества при нагревании расширяются.
Учитель: Ребята, а где можно наблюдать это свойство в жизни?
Дети: Градусник, кипящий чайник.
V. Итог урока
Учитель: Интересно было на уроке? С какими свойствами веществ познакомились? Кто может назвать тему нашего урока?
Дети: Тела и вещества.
Учитель: Какие новые слова узнали?
Дети: Тела, вещества, газообразные вещества, атомы, молекулы.
VI. Домашнее задание
Учитель: Прочитайте с. 37–40, отметьте в тексте то, что надо знать. В тетради (с. 10) выполните задание 20.

(Журнал "Практика образования" №3, 2004 г.)

 

Версия для печати

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?