Размышления... не у парадного подъезда
- Автор: Корчемкина О. Н.
«Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники»
Т. Фуллер
«Три пути ведут к знанию:
путь размышления - это путь самый благородный,
путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький»
Конфуций
Я работаю учителем русского языка и литературы. С 2006-07 учебного года принимаю участие в эксперименте по апробации учебников по русскому языку и литературе для 5-6 классов в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Проработав два года по экспериментальным УМК, определила для себя, что буду продолжать эту работу и дальше. Конечно, нельзя сказать, что учебники совершенны. Но я уверена в том, что за ними будущее (хотелось бы только, чтобы оно не становилось призрачным: отсутствие учебных пособий для 7-х и далее классов многих учителей настораживает, поэтому они отказываются начинать с ними работать).
Размышляя о том, почему многие учителя не берутся за «занковские» учебники в основной школе, я начала понимать, что дело вовсе не в новых, казалось бы, несовершенных учебниках (они ведь являются лишь средством обучения), в которых, кстати, «плюсов» гораздо больше, чем «минусов». Дело – в образе мышления… не только отдельного учителя, но и всех участников образовательного процесса.
Общество даёт социальный заказ образованию: воспитание «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности…», и заказ этот (именно ЗАКАЗ, а не ЗАКАЗЫ) школа должна выполнить.
Заходим в школу, а в ней… живут и работают «отдельные государства»: «начальная школа», «основная школа», «старшая», завучи, методисты. И кажется, что каждое «самостоятельное государство» выполняет тот самый социальный заказ независимо друг от друга.
Один учитель выбирает подходящую для себя образовательную систему, другой ищет инновационные пути улучшения качества обучения и воспитания, внедряет различные педагогические технологии, третий вообще не собирается ничего менять в своей работе: итак всё устраивает… Заместители директора по учебно-воспитательной работе собирают информацию о проделанной учителями работе…, обобщают…, подводят итоги… В отчётах говорят о том, что в школе внедряются РАЗЛИЧНЫЕ технологии, дети обучаются по РАЗНЫМ образовательным программам…. Вот тут и возникают вопросы: «Идея ОБЩАЯ в этой школе есть? К достижению какой ЕДИНОЙ цели идёт данная школа?», а вопрос, связанный с реализацией преемственности ступеней начального и основного общего образования, вообще становится риторическим…
Не думаю, что проблема скрывается в многообразии образовательных программ и педагогических технологий. Наоборот, хорошо, что педагоги находятся в постоянном поиске истины, тем самым поднимают планку уровня своего профессионализма. Может, всё дело в том, что мыслим мы по-разному… и «в одиночку».
На мой взгляд, назрела необходимость такой организации общения педагогов и учащихся, педагогов с педагогами и руководителями школы, которая бы способствовала повышению результативности учебно-воспитательного процесса. Решение данной задачи будет зависеть от того, насколько конструктивно построена методическая служба в школе.
На протяжении нескольких лет учитель начальной школы работает в системе развивающего обучения, настаёт время перехода учащихся в среднее звено, и оказывается, что учителя – «предметники» не готовы продолжить работу внутри той самой системы развивающего обучения. И наоборот, учителя среднего звена, готовясь к приёму детей из начальной школы, должны вести подготовительную работу с первым учителем с целью ознакомления его с особенностями той или иной педагогической технологии.
Отсутствие же такого целостного образовательного процесса, в котором учителя начального и основного звена при грамотном методическом и административном сопровождении руководства школы должны двигаться в ОДНОМ направлении к достижению по-настоящему ОБЩИХ целей, и создаёт проблему реализации преемственности ступеней начального и основного обучения.
«Несколько слов о… социальной защите»
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества гражданского общества. Особенностью современного этапа развития общества является информационный взрыв, бурное накопление, непрерывное обновление, усложнение научной информации, вторжение её во все сферы человеческой жизни и деятельности, характерным для общества является и динамичность условий, в которых приходится ориентироваться человеку. В эпоху постоянного возрастания информационного потока, приобретает большую ценность умение им срочно извлекать обобщённую информацию и действовать на основе анализа нескольких предметов, явлений, событий, воспринимаемых одновременно. Так же современный ученик должен сегодня, как никогда раньше быть готов к самостоятельному творческому приобретению знаний, что требует от учащегося принятия активной позиции субъекта учебной деятельности.
Получение полноценного образования - это действительная социальная защита человека.
Образование является частью процесса социализации личности. Школа является базовым звеном в системе образования и выступает как специальная организация, созданная для передачи знаний и опыта подрастающему поколению. Следовательно, образование в современных культурных и социально-экономи-ческих условиях играет ведущую роль. Необходимость качественных изменений в школьном образовании обусловливают ряд факторов и, прежде всего, фактор смены поколений в обществе и резкого сокращения периода смены знаний и господствующих технологий. По мнению японских специалистов, для последовательного технологического и социального развития человеческого общества знания должны обновляться каждые 8-10 лет. Таким образом, если раньше полученных знаний было достаточно на всю социально - активную жизнь человека, за время которой не происходило коренных перемен, то теперь это невозможно в принципе. В связи с этим современное общество предъявляет новые требования не только к модели выпускника, но и к учителю, его профессиональной мобильности, его педагогической культуре. Необходимо пересматривать место и роль учителя в меняющемся мире, готовить учителя к решению сложнейших задач обучения, воспитания подрастающего поколения, к готовности по-настоящему развивать у учащихся не только предметные, но и общеучебные умения. На наш взгляд, именно в этом скрывается одна из причин отсутствия преемственности ступеней образования и не только в системе развивающего обучения.
В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических приоритетов с “выучить - на воспитать” и с “научить – на научить учиться”. Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Педагогическая практика убедительно говорит, что отсутствие у школьников знаний о структуре и правилах мыслительных операций, о различных способах мыслительной деятельности вызывают затруднения в процессе обучения и отрицательно влияют на качество обученности. Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.
По мнению учёных, обучение должно быть воспитывающим и развивающим. Спорить с этим (тем более сегодня) нет смысла. Однако говорить об этом уместно лишь в том случае, когда при обучении делается акцент на его развивающую функцию.
Чем же привлекает педагогов система развивающего обучения Л.В. Занкова? Прежде всего тем, что в ней решаются такие задачи: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Кроме того, развитие детей в данной системе понимается как общее развитие личности – развитие воли, ума и чувств. Не только усвоение, а переработка знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение, характеризуют развитие ума. В свою очередь развитие ума связано с развитием воли - желанием и умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение ее.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова способствует формированию и развитию общеучебных умений (учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-организационных, учебно-коммуникативных умения и т.д.), что позволяет школьникам овладеть самым главным социальным умением «умением учиться». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Умение учиться предлагает обучающимся опираться на предыдущее учение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и умения в различных ситуациях – дома, на работе, в образовании и воспитании (обучении).
Общеучебные умения:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова способна обеспечить человеку настоящую социальную защиту в виде полноценного образования, итогом которого будет сформированный набор ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, социальной и других областях.
Корчёмкина Ольга Николаевна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Уватская средняя общеобразовательная школа», с. Уват