Система Л.В Занкова. На собственном опыте убеждаюсь в эффективности
- Автор: Степанова М. П.
Степанова Мария Павловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ №2 г. Стрежевого Томской области. Имеет диплом о профессиональной переподготовке в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В помощь учителям города составила тематическое планирование для 2 класса по курсу «Мы и окружающий мир». Является дипломантом конкурса «Учитель года» в номинации «Самый классный - классный». На протяжении нескольких лет является бессменным руководителем школьного МО. Награждена благодарственным письмом Министерства Образования, грамотами Управления образования г. Стрежевого и главы города.
"Работая в школе в течение 25 лет, я всегда видела свою основную задачу в том, чтобы давать детям определённый объём знаний, учить их мыслить, рассуждать, выстраивать логические цепи и делать выводы, пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями. Система Л.В. Занкова, как никакая другая, помогла мне в этом. Мне нравится структура построения содержания учебного материала. Авторы стремятся воздействовать на развитие у младшего школьника мышления, воли, эмоций, творческих способностей, сформировать интерес к предмету, призывая учащихся в «соавторы». Используя задания учебников, дети самостоятельно составляют кроссворды, создают схемы, иллюстрируют, сочиняют стихи, ребусы, придумывают собственные задания.
Я считаю, что мёртвая тишина на уроке не допустима. Всегда помню цитату Л.В. Занкова: «Очень важно, чтобы на уроке развёртывался живой процесс познания». Я убеждена, что учащиеся должны задавать вопросы, спорить, «делать открытия». А мне, как учителю, важно выработать умение вслушиваться в суждения детей, постараться услышать каждого, постоянно ставить перед учащимися новые проблемные вопросы и предложения: «Понаблюдайте», «Что заметили?», «Какие чувства испытали, когда прослушали рассказ, стихотворение?», «А как вы думаете?» и т.д.
Все эти вопросы будят мысли учащихся, заставляют думать, наблюдать, высказывать своё мнение, отношение к тому или иному явлению. Уже самая первая книга «Букварь» ведёт детей в прекрасный мир русского языка, способствует развитию логического мышления, речи. Дети находятся в роли исследователей, когда наблюдая, анализируя, классифицируя объекты по разным основаниям, сами делают вывод. Ученику предлагается свобода в проявлении мысли, в выборе варианта работы. Я лишь стараюсь подхватить нужную мысль, «вести» учеников в их поиске, стимулировать коллективную мыслительную деятельность.
Ребёнок не боится ответить неправильно, он готов принять помощь одноклассников, он сумеет исправить ошибку под влиянием аргументов, высказанных сверстниками.
Особенностью уроков в развивающей системе Л.В. Занкова является то, что на них не сообщаются детям готовые задания, а организуется коллективный поиск. На уроках литературного чтения я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся свободно высказывали своё мнение по поводу прочитанного, умели сопереживать, сочувствовать.
Мой класс (в этом году - третий) частый гость городской библиотеки. Читать наизусть стихи, инсценировать сказки, рассказы - любимое занятие ребят. Читают дети с желанием, выразительно, осознанно. Ребята часто становятся призёрами конкурсов на библиотечных уроках.
Очень интересно проходят уроки по окружающему миру (авторы: Н.Я. Дмитриева, Л.Н. Казаков). Дети с первого класса привыкают читать энциклопедию, журналы, книги по изучаемой теме. В первом классе были ученики, которые не умели готовиться к урокам, им не могли помочь родители. Но поскольку на уроке выступал почти каждый ребёнок (я давала возможность высказаться всем), то постепенно слабые ученики привыкали тоже готовиться, работать с дополнительной литературой, чтобы выступить на уроке, рассказать что-то новое. Мои ученики научились конспектировать: выбирать самое главное из рассказа или статьи и делать вывод. Им нравятся такие уроки. Они побуждают к самостоятельному добыванию знаний. Мне, как учителю, учебник «Мы и окружающий мир» нравится тем, что это интегрированный курс. Содержание курса теснейшим образом связано с другими учебными курсами системы общего развития школьников. Во втором классе я из программы «Окружающий мир» выбрала темы, которые соединила с курсом ЗОЖ (здоровый образ жизни).
Проработав несколько лет по системе Л.В. Занкова, я убедилась в совершенстве этой системы. Отношения учитель - ученик, ученик - коллектив класса строятся на взаимном уважении, доверии. В классе создаётся атмосфера непринуждённости, раскованности, сопереживания, удовлетворения от напряжённой умственной работы. Мы учимся общаться.
Однако, как и любая система обучения, наша система должна давать результат:
• Ученики являются призёрами городских, областных, всероссийских олимпиад.
• Учащиеся занимаются исследовательской работой.
• Качественная успеваемость в этих классах выше: серебряные медалисты.
• Дети активно участвуют в школьном самоуправлении, на уровне города в «Новой цивилизации».
• Дети, обучающиеся по системе Л.В. Занкова, активные участники международных игр «Русский медвежонок» и «Кенгуру».
• Ребята активно посещают кружки и секции, продолжая развивать себя в разных направлениях".