Система Л.В. Занкова в моей практике
- Автор: Демьяненко Т. А.
Чему учить детей в школе на уроках истории? Я думаю, такой вопрос не возникает у учителя истории. Этому хорошо учат в университетах. А вот как учить? - к этому каждый учитель приходит сам. Порой это долгий путь, порой противоречивый, а чаще - это путь проб и ошибок.
Как ювелир подбирает оправу камню, так и учитель подбирает технологию, а то и систему к тому содержанию, с которым ему предстоит работать.
Бывает, что технология или система сами находят учителя. Просто в силу своего характера, темперамента учитель по-другому работать не может. Именно так я открыла для себя систему Л.В. Занкова, а может, система открыла мне себя.
Я всегда стараюсь выстраивать на уроке диалог между учениками, между учениками и учителем. При этом для меня очень важно, чтобы в ходе диалога шел поиск истины. Особо удачными я считаю уроки, где работа идет в режиме «сократовского незнания». Активизация мыследеятельности через проблематизацию, возможность работать сообразно своей природе, работа на высоком теоретическом уровне позволяет ребятам опережать своих сверстников в познавательной деятельности. В начале моей педагогической деятельности меня ругали за работу с детьми на высоком теоретическом уровне.
Передо мной не стоит проблема - мое это или не мое, принимать или не принимать систему. Ответ очевиден - это моя стихия, мой образ жизни и образ мысли. Меня не останавливает и то, что нет учебника истории, созданного специально для работы в этой системе. Я работаю с обычным учебником «Истории Древнего мира» Вигасина А.А. Оказалось не важным, что это учебник «традиционной» системы обучения. Переложив его содержание на дидактическую систему Занкова, я получаю на уроке не меньший эффект, чем учителя математики и русского языка, работающие по учебникам данной системы. Важнее на уроке сохранить дидактическую основу и типические свойства системы.
С огромным удовольствием работаю с детьми на уроке. Интересно вести детей по пути поиска истины. Порой услышишь такие решения проблемы, что думаешь: «А не родился ли новый Ломоносов?». Безусловно, на уроке не все и не всегда бывают активны. Это нормально. Ведь в классе собрались дети разные по характеру, по темпераменту, а может, сегодня у кого-то настроение плохое. Но я знаю точно, что равнодушных на уроке нет. А когда содержание урока проговаривается языком детей, то непонятного на уроке просто не остается.