Апробация учебника «Математика» 6 класс. Автор курса Ванцян А.Г.
- Автор: Зыбина С. Н.
Учебник «Математика 6» во многом позволяет сделать обучение эффективным:
1. Объяснение ведется на высоком уровне сложности.
2. Предполагается применение дифференцированного обучения.
3. Помимо традиционных тем для 6-го класса включены темы, связанные с комбинаторикой и теорией вероятностей.
4. Высокий уровень преподавания геометрических понятий – одна из особенностей учебника.
5. Учебник ориентирован на поиск знаний, предлагает образцы рассуждений при решении задач.
6. Обучение по учебнику обеспечивает пропедевтическое знакомство с материалом, который будет использован в теме в дальнейшем.
7. Используя содержание учебника, можно вести изучение математики на более глубоком уровне, чем предусмотрено программой.
Алгоритмы выполнения действий с десятичными дробями в данном учебнике проще и понятнее, чем громоздкие правила в учебнике Виленкина. Такой подход позволяет также эффективно повторять действия с натуральными числами. И в сознании детей устанавливается прочная связь нового материала с ранее изученным. Это, во-первых, препятствует забыванию ранее изученного материала, во-вторых, делает усвоение новых знаний более сознательным и прочным.
Думаю, не надо доказывать, что текстовые задачи трудны для большинства детей. Сегодня эти трудности, как правило, пытаются преодолеть за счет решения большого числа задач. Учат решать задачи так же, что обучают умению плавать методом бросания в воду: авось в ходе решения научатся. Такой способ обучения мало эффективен, что иначе как варварский его не назовешь. Иное дело, если научить детей переводить информацию текста задачи с языка русского на язык математический, что позволяет сделать учебник. В этом случае нет необходимости в решении большого количества однотипных задач. Высвободившееся время можно потрать на решение творческих задач.
Большой проблемой в 6 классе было и есть выполнение учащимися совместных действий с натуральными, обыкновенными и десятичными дробями. Большой плюс данного учебника в том, что в нем особое внимание уделяется этим вопросам: вычислению выражений, содержащих как обыкновенные, так и десятичные дроби; возведению дробных чисел в степень с натуральным показателем; изучению дробных выражений.
Большое внимание уделено таким темам, как проценты, отношения и пропорции, решение уравнений с дробными коэффициентами.
Позиция автора о том, что эффективность обучения достигается не за счет решения большого числа задач, а счет сознательного усвоения теоретических знаний ясна, но ведь творчество можно развивать только на основе хорошей знаниевой базы. И слабоуспевающий ученик, который обладает довольно низкими вычислительными навыками, не может выполнив 2-3 простых примера (например, на сложения, вычитания, деления и умножения десятичных дробей), решать сразу достаточно сложные и громоздкие примеры. А ведь по такому же принципу построены и контрольные работы.
Законы сложения и умножения чисел вспоминаются, но как-то вскользь, в учебнике незначительная часть заданий на упрощение вычислений, на нахождение более рациональным способом решения, это, на мой взгляд большой минус, так как основная цель обучения математики в 5-6 классе, это овладения вычислительными навыками.
В учебнике не рассмотрены такие темы, как раскрытие скобок, если перед скобками стоит знак минус или плюс, приведение подобных слагаемых. И если ребенок в 7 классе перейдет на традиционные учебники, у него возникнут очень большие проблемы в изучении курса алгебры.
Хотелось бы продолжить и в 7 классе изучение алгебры и геометрии по учебникам А. Г. Ванцяна, если это возможно. В любом случае, планирую в 7 классе придерживаться данной технологии даже при работе по учебнику любого другого автора.