Главная  /  Практика работы  / Система глазами учителя / «Стал занковцем – не пищи, к победе путь всегда ищи!»

«Стал занковцем – не пищи, к победе путь всегда ищи!»

  • Автор: Ващенко Е. В.


    В современной школе остается еще много нерешенных проблем, и все же нельзя не отметить положительные моменты – раздвинулись границы обучения, появилось право выбора: родитель выбирает школу, в которой будет учиться его ребенок, а учитель, в свою очередь, «примеряет на себя» программу обучения. Какие-нибудь два десятка лет назад такая альтернатива могла присниться в сказочном сне. Сегодня эта сказка стала былью.
    Свой выбор я сделала в годы, когда в нашем городе получила второе дыхание развивающая система обучения Л.В. Занкова. Выбор не был долгим и мучительным – после многолетней однообразной пресной пищи традиционного обучения система Леонида Владимировича оказалась глотком свежей родниковой воды. И что было особенно приятно, нас, учителей, рискнувших перейти на новый стиль общения с детьми и новую методику работы, оказалось немало.
    Почему развивающая система Л.В. Занкова? Безусловно, потому что занковская система близка мне по духу. Принципы, положенные академиком Л.В. Занковым в основу системы, направлены на общее развитие ребят, богатство содержания и особенности методов обучения, особую атмосферу урока. Где еще возможны жаркие споры в классе при изучении тем? Вот, например, почему в слове «въехал» пишем твердый знак, а в слове «вьет» - мягкий знак? Учитель не торопится выводить правило о правописании Ъ, учащиеся сами к нему приходят. Тем временем учебник вновь приглашает ребят к исследовательской работе: после каких приставок надо писать Ъ, и предлагает варианты: с, вы, об, за, в, под, на. Стоит ли удивляться, что при таком сотрудничестве учителя и учащихся, время урока летит незаметно, бывает, звонок на перемену вызывает недоумение – неужели урок уже закончился?! Можно с уверенностью сказать, что будни занковских уроков - это яркий праздник озарения, творчества и восторга.
    А трудно ли быть учеником-занковцем? Отвечу, конечно, трудно. Ведь это напряжение мысли, воли, это не механическое заучивание и повторение за учителем, а интенсивная САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ деятельность, связанная с эмоциональными переживаниями. Убеждена, что именно в такой деятельности раскрываются потенциальные духовные силы детей. Поэтому мы с ребятами и выбрали для себя девиз «Стал занковцем – не пищи, к победе путь всегда ищи!»
    Трудно и интересно не только детям, но и учителю. Преодолеть трудности ученику помогает учитель, учителю же в разрешении возникающих вопросов помогает круг единомышленников - занковцев. Магнитным ядром содружества учителей – занковцев в Кабардино-Балкарской республике вот уже десять лет является Центр Л.В. Занкова. Говоря Центр Л.В. Занкова, мы, конечно, подразумеваем Керженцеву Анну Владимировну – именно с ней связаны первые, самые трудные организационные годы Центра. Безграничная фантазия, неиссякаемая энергия, реалистичность ее планов, желание донести до каждого лучезарность идей Л.В. Занкова и превратить собеседника в единомышленника не оставляют нас равнодушными. Об Анне Владимировне можно говорить много, и спасибо ей за то, что она «билась» за жизнь системы в республике, что столько поколений учеников имели возможность учиться по-новому.
    Конечно, замечательных, первоклассных учителей у нас много, но всем нам свойственно уставать, выдыхаться, терять ориентиры, интерес к работе, и только среди учителей-занковцев такое невозможно – частые семинары, встречи, беседы за круглым столом, открытые уроки, «Мастер-классы» (да разве все перечислить!) вновь раздувают затухающий огонек в сердце. И появляются силы, идеи, желание спешить в класс, необходимость работать над собой. И вновь не замечаешь, когда закончился урок, как летят листки календаря…
И, оглядываясь на промелькнувшие годы, думаешь:
И хоть судьба корила за ошибки,
Упорно с ветром Серости я билась.
Не все удачными были попытки,
Но я стремилась!

 

 

Версия для печати

Присоединяйтесь!
Интернет-магазин

Авторизация


Забыли пароль?